О профилактике суицидального поведения среди обучающихся

Автор статьи: Бесполденов Сергей

Составленные рекомендации использовал в своей работе с педагогами школы.  Материал статьи был составлен в результате анализа информационных буклетов и статей, которые попадались мне в сети интернет, а также на основе моего личного профессионального опыта работы. Думаю что представленный текст будет представлять интерес для тех, кто работает в образовательной среде.

Возрастные особенности суицидального поведения среди подростков

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибели.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения на собственную жизнь. Данный вид поведения может встречаться как у людей с психическими нарушениями, так и у психически здоровых людей.

Суицидальное поведение может выражаться напрямую (разговоры о суициде, планирование действий), а может косвенно: подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть (употребление алкоголя, психоактивных веществ, злостные нарушения правил дорожного движения, увлечение экстремальными видами спорта, переедание/голодание).

Смысл подросткового суицида заключается в крике о помощи, стремлении привлечь внимание к своим страданиям. Представление о смерти крайне неотчетливое. Смерть представляется в виду длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков. Завершенный суицид принято считать криком о помощи, который никто не услышал.

В подростковом возрасте причинами суицидального поведения могут быть незначительные, по мнению взрослых, ситуации столкновения со стрессом (конфликтные ситуации).

Ввиду своих психофизиологических особенностей развития подросткам бывает зачастую сложно спрогнозировать возможные последствия своих поступков. Среди других особенностей подросткового периода принято выделять: повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать происходящие в жизни события, склонность к колебаниям настроения, неустойчивость самооценки, импульсивность в принятии решений.

Отсутствие большого жизненного опыта сподвигает подростка к рассмотрению возникающих трудностей как неразрешимых/непреодолимых, что сопровождается внутренним ощущением безысходности и отчаяния.

Возможные признаки (индикаторы) суицидального поведения среди подростков

Поведенческие:

- резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам;

- употребление психоактивных веществ, как способ снижения внутреннего напряжения, склонность к неоправданно рискованным поступкам;

- резкое изменение поведения (неряшливость, нежелание разговаривать с близкими, раздаривание дорогих вещей, потеря интереса к прежним увлечениям, самоизоляция от своего круга общения);

Вербальные:

- высказывание негативных оценок в собственную сторону, окружающего мира и будущего;

- прямые и косвенные высказывания о суицидальных намерениях: «хочу умереть», «лучше б я умер», «скоро все это закончится», не буду больше не для кого обузой»;

- шутки, ироничные высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

- выбор тем для разговора, связанного с темой смерти и самоубийства;

Эмоциональные:

- подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность на протяжении длительного времени;

- нестабильное отношение к себе и к жизни в целом;

- переживание одиночества, тревоги, вины, стыда;

- несвойственная агрессия, враждебность в отношении себя и окружающих;

Ситуационные:

- переживание конфликта/ссоры с близкими людьми (в семье, кругу друзей), неразделенная любовь;

- смерть близкого человека, кумира;

- физическое и психологическое насилие со стороны членов семьи, повышенная требовательность к успеваемости;

- буллинг со стороны сверстников.

Следует отметить, что большая часть указанных признаков может проявляться через профиль в социальной сети (Вконтакте, Instagram, TikTok).

Наличие одного или более указанных признаков является поводом для индивидуального (доверительного) разговора  классного руководителя с подростком.

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, рекомендуется:

- внимательно выслушать собеседника, т.к. подросткам свойственно переживание одиночества, а также невозможности поделиться переживанием с другим человеком;

- спокойно и доходчиво расспрашивать о тревожащей ситуации, а также о том, какая помощь необходима подростку;

- не стоит выражать удивление услышанным и осуждать подростка за любые высказывания;

- постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

- не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер трудностей;

- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других, высказывания «у всех есть такие же проблемы», как правило, заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.

Среди прочего, необходимо знать номер телефона доверия, для того чтобы предложить подростку обратиться за помощью:

8 800-2000-122 Всероссийский детский телефон доверия;

8 (495)-626-37-07 – Горячая линия Центра экстренной психологической помощи МЧС;

8 (495)-624-60-01 Детский телефон доверия Центра экстренной психологической помощи ГБОУ ВПО МГППУ.

Информацию с указанием телефонов доверия рекомендуется размещать в классных уголках кабинетов школы.

Перечень типичных выражений обучающегося с индикаторами суицидального поведения

Если вы слышите

Обязательно скажите

Не следует говорить

«Ненавижу школу, класс…»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй»

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них нужно решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

«Все было бы лучше без меня»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем нибудь другом»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни»

«Я соверши ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом».

«Что посеешь то и пожнешь!»

«А если у меня не получится»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!»

В случае выявления у ребенка суицидальных мыслей или планов необходимо незамедлительно уведомить заместителя директора по воспитательной работе, педагога-психолога, социального-педагога.

Согласно постановлению Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав  №4 от 16.06.2017 "Алгоритм действий по предупреждению суицидов, среди несовершеннолетних" администрация школы принимает меры по незамедлительному информированию уполномоченных органов:

- территориальные управления (отделы) МВД России по Московской области (о несовершеннолетних, состоящих в группах смерти и лицах, склоняющих подростков к совершению суицида);

- следственные отделы ГСУ СК России (о несовершеннолетних, состоящих в группах смерти и лицах, склоняющих подростков к совершению суицида);

- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов (о несовершеннолетних с суицидальными мыслями, намерениями, а также подростках, состоящих в "группах смерти").



Просмотров: 339
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • Актуальность проблемы суицида среди несовершеннолетних детей. Путь решения проблемы.
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Профилактика возникновения асоциального поведения у несовершеннолетних. Из опыта работы.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кто такие взрослые люди, почему среди нас их так мало и что значит психологическая зрелость
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Значение тестирования для определения наличия суицидального поведения
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • На тему суицидального поведения подростка
  • Коррекция кризисных состояний среди несовершеннолетних и взрослых.
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Особенности суицидального поведения подростков.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Влияние семьи на развитие аддиктивного поведения у несовершеннолетних.
  • Социально-психологические особенности формирования криминального поведения несовершеннолетних
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Больше доверия в паре при помощи "мобильника". Как это?
  • Цветок как символ. Для тех кто хочет лучше понимать себя.
  • Характеристика суицидального поведения подростков
  • Я опасен для самого себя: что важно знать об аутоагрессии
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Насилие над ребенком как фактор суицидального поведения
  • Что важнее: стать красивой для других или ощущать себя таковой?
  • Осознание трагизма собственной личности как фактор суицидального поведения
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Сколько консультаций необходимо для улучшения поведения подростка
  • Системные аспекты суицидального поведения у подростков
  • Немного о причинах суицидального поведения у подростков



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь