|
Влияние семьи на развитие аддиктивного поведения у несовершеннолетних.Автор статьи: Тропина Наталья Владимировна
Недавно я готовилась к выступлению на конференции на тему: «Роль семьи в профилактике аддикции у несовершеннолетних». Как семейный системный психотерапевт начала изучать этот вопрос у разных авторов и вот собрала некоторую информацию, которой хотела с Вами поделиться. Ранее влияние семьи (довербальный уровень поражения). Согласно американскому специалисту в области психологии и психиатрии Салливану (Салтивану) мать оказывает психологическое влияние ребенка на ребенка на невербальном (бессловесном) уровне сразу после его рождения. Это так называемая «напряжение тревожности» передается от матери к ребенку. Автор делиться своими наблюдениями и связывает это с общение на эмпатичном уровне. Эмпатия – схватывание, опознавание эмоционального состояния человека без словесного описания на интуитивном уровне. Эмоциональное напряжение и тревожность передаются от матери к ребенку лишая его чувства безопасности в непосредственном окружении. Мать непосредственно находиться с ребёнком, кормит его, пеленает, берет его на руки. Ее тревога с «ними», она никуда не девается. Грудной ребенок не способен сам от нее освободиться. А с другой стороны и мать ему нужна т.к. это еда и безопасность. Единственным способом помощи здесь является снятие тревожности у самой матери. А значит это решение ситуации, которая привод ее к тревоге. Микроклимат в семье важен и для матери и для ребенка. Непосредственное влияние семейной системы (вербальное поражение). Есть связь между типами семейного воспитания и видами деструктивного поведения. Гиперопека. Преувеличенная мелочная забота о детях. Дети окружены вниманием и занимают главное место в семье. Детям не предоставляется возможность принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия. Если ребенок что-то начал делать, то ему сразу помогают. А какие звучат комментарии «ты еще маленький», «дай я тебе помогу», «давай я, а то ты все испортишь». Родитель или родственник – «протез». Иногда цель матери привязать ребенка к себе, сделать его зависимым. Дети не обучаются преодолению трудностей и встретившись с ними в реальных условиях жизни терпят поражения и неудачи. Это приводит к неуверенности в себе и стойкого комплекса неполноценности. Этот комплекс выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни. Об этом даже во взрослой жизни люди не способны признаться даже себе самому. Срабатывает такая психологическая защита, как вытеснение. Один из способов такой защиты является «мышление по желанию», эмоциональная логика, фантазирование, жизнь в иллюзорном мире, где проблемы решаются ка по взмаху волшебной палочки. Возникают мечты о собственной исключительности. Предъявление непомерных требований. Это полностью противоположный тип воспитания. От детей требую порядка, дисциплины, четкого выполнения своих обязанностей. С ребенка спрашивают как с взрослого. Кажется, ребенок растет самостоятельным и это хорошо. На самом деле требования предъявляемые ребенку непомерно высоки. Необходима мобилизация всех его возможностей и умственных и физических. От него ожидают успеха и это самоцель. У данного типа воспитания есть несколько целей – это повышение значимости родителя в обществе «престиж» его. С другой стороны – это может быть освобождение себя от обязанностей и передача их ребенку (присмотр за младшими детьми, приборка квартиры). Согласно исследованиям авторов этот тип создает повышенный риск воспитания в тех случаях, когда делается упор на «ставку лидера» - ребенок должен хорошо учиться и выигрывать олимпиады. Любимые занятия детей не признаются, обесцениваются хобби, нарушаются интимные межличностные отношения. В семье преобладают материальные ценности. Родители неспособны проявлять любовь к друг другу и в том числе и детям. Формируется дефицит навыков общения и «страх неудачи». Есть еще тип семьи «стыдящие», что не сделает ребенок все не так (Nakken, 1988). Такого ребенка не хвалят за пятерки (так и должно быть). В семье царит постоянное напряжение, члены семьи могут подолгу не разговаривать друг с другом. Наказываются молчанием (родители не общаются с ними). Дети живут в эмоционально не безопасной, а даже тревожной обстановке. У них стимула к полезной деятельности, избегают общения и не доверяют людям. Как раз тут подходит выражение «собака друг человека». Они дружат с животными и общаются с ними. У такого ребенка дет задержка развития личности, экстремистские и полярно противоположные подходы в жизни (раб и безграничная власть). Это и есть изначальная двойственность суждений у одного и того же человека. По отношению к людям с властью они рабы, по отношению к подчиненным деспотизм. Или дети с хронической виной перед родителями, школой и обществом. Они винят себя во всех несчастьях, происходящих сих родными и близкими. Считают себя «плохими». Воспитание в семье с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями. Речь идет о родителях, склонных к неожиданным сменам настроения и отношения к детям. Изменение отношения связано с внутренними переживаниями родителя и никакого отношения не имеет к поведению детей. Это могут быть родители с пограничной личностной организацией, имеющие беспричинное и внезапное смену настроения. Это отрицательно влияет на детей, один и тоже поступок может иметь наказание и ласку (двойной позыв). Дети становятся неуверенными и зависимыми от поведения родителя. Эта неуверенность становится чертой характера. Они не стабильны в межличностных отношениях. В них дремлет окончание разрыва, они не стабильны в отношениях и в браке в дальнейшей жизни. Они на фоне полного благополучия могут идти на конфликты, разрывы. Это своеобразный характер избегания (защита). Гипоопека. Это недостаточное внимание к детям. Может быть скрытая гипо-опека. В данном случае особенно важно воспитание неблагополучной и неполной семье. Особое значение имеет воспитание в семье с потреблением алкоголя, наркотиков у родителей. Дети предоставлены сами себе, нередко не обеспечены даже самым необходимым. С семье часто могут быть скандалы и драки, ссоры. Дети боятся находиться дома, присушиваются, как отец открывает дверь (бежать или нет). При этом типе воспитания характерно ране знакомство детей с ПАВ (алкоголь, токсические вещества, сигареты). У детей идет задержка развития личности, не формируется духовная сфера, ограничены интересы. Аддикция тут привлекательна более чем. Если аддикты родители, то риск развития созависимости у детей находит сове выражение на последнем этапе, когда они становятся взрослыми и устраивают свою жизнь. Считается, что у данных типов аддиктов есть свой язык (они опознают друг друга без слов). В упрощенном виде это выглядит так. Если отец аддикт, то мать проявляет созависмость к нему. Она не способна проявлять необходимую заботу о детях, так как целиком фиксирована на аддиктивных проблемах отца. Тогда ребенок или аддикт или созависимый. Если перед нами несовершеннолетний, ставший на путь аддиктвного поведения, то необходимо рассматривать не только его как клиента, но и всю его семейную систему (семью) и нельзя сбрасывать со счетов их участие в его аддикции. Профилактика аддиктивных реализаций это прежде всего коррекция воспитания в семье, понимание и осознование проблемы родителями. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|