Влияние семейного воспитания на развитие страхов у детей

«Любовь плохо уживается со страхом» 

                                                                                                                        Макиавелли 

  ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ

   Семья может являться как мощным фактором развития эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении. К семейной атмосфере человек чувствителен на протяжение всей своей жизни, однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образов родительского поведения.

     Как правило, первым человеком, который дает ребенку представление об окружающем мире и положении в нем является мать. Связь ребенка и матери обусловлена выраженной потребностью малыша в близости к ухаживающему за ним человеку. Развитие психических и моторных функций Боулби связывает с развитием способов достижения близости к матери. Такая близость обеспечивает безопасность, позволяет заниматься исследовательской деятельностью, обучаться, адаптироваться к новым ситуациям. Наличие страхов у матери, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, эмоциональное непринятие приводит к возникновению страхов и у ребенка. Мать всегда играет активную роль в возникновении тревоги, особенно в детских неврозах, этиология которых, несомненно, восходит к раннему детству.

 Как возникает страх? Из чего он состоит?

Глубинный смысл слова страх:    С    Т    Р    А    Х
                                                          С - создание
                                                                Т - тревоги
                                                                      Р - рождённой
                                                                             А - жизнь
                                                                                   Х - хранящей

     Первоначально страх был дан специально для того, чтобы опасность миновала человека, но постепенно - превратили страх в фетиш и накопили его излишек. И стал он не столько охранять от опасности, сколько её притягивать, чтоб оправдать своё присутствие в наличие человека. А человек, которого так усыпили, что стал бояться собственной он тени, отдал для страха силу воли - и страх его заполонил. Теперь он сам не знает, как лишний страх убрать. 

И теперь в человеке много страхов и значение их стало иным:

С    Т    Р    А    Х    И                                                                      Влияние семейного воспитания на развитие страхов у детей 
 С - состояние                                                                                
       Т - тревоги                                                                               
               Р - разума
                     А - живущего                                                               
                               Х - вне
                                       И – Истины                                             

   

      Страх – вера в то, что с человеком должно произойти что-то нехорошее. Страх за близких,  детей, когда человек боится за них, переживает за них, и тем самым он сам и нагнетает те негативные реакции, которые могут произойти с родными и близкими людьми. 
   А в понимании современного человека - страх это чувство предвидения возможных нежелательных событий, возникающее исходя из опыта прошлых воплощений, предыдущих поколений, ощущений матери во время беременности, воспитания родителей,  окружающей обстановки и собственного опыта.

Какова роль семейного воспитания на развитие страхов у детей?

     Страх – это психическое явление и являясь эмоциональным состоянием, отражает защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия.

     В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития человека. Первичная эмоция страха на сильный раздражитель наблюдается уже у новорожденного. При этом грудной ребенок социальных страхов не испытывает, мама его учит бояться. Причем учит не словами «бойся!», мама учит бояться ребенка своей эмоциональной реакцией. Ребенок подползает к краю кровати, мама вдалеке замирает от страха, стремительно подлетает с причитающими звуками ай-ай…ой-ой, и с выражением эмоции страха на лице, хватает его, и ребенок эмоционально запоминает состояние страха мамы.

  Наличие устойчивых страхов сформированных воспитанием в семье в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя, справляться с ситуациями и решать возникающие задачи. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения порождает неуверенность в себе и отсутствие понимания со стороны взрослых, чувства опасности в социальном окружении, не способности действовать, что либо предпринимать из-за отсутствия веры в собственные возможности и силы.

   Вырастающая из страхов неуверенность в себе и в других служит уже в  подростковом возрасте основой  настороженности  и подозрительности, что оборачивается недоверчивостью, предвзятостью и конфликтностью в отношениях с окружающими людьми, обособленностью своего «я» и уходом от реальной действительности. Страхи у подростков могут сопровождаться навязчивыми мыслями, какой-либо неудачи,  поражения, стыда, опасениями, что его никто не любит, не понимает, у него нет будущего, формирования депрессивного мироощущения. В большинстве случаев закрепляются и остаются ведущими факторами уже взрослого человека.

     Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием предшествующих страхов и тревог. По мнению ученых, у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, что отражает их большую склонность к страхам вообще. Обратите на это особое внимание, ведь именно девочка со временем становится мамой, у которой сформировались страхи и есть опыт в накоплении и сохранении их, которыми она щедро делится со своим ребенком, исключительно из любви. Волнуется, переживает – значит «любит». А любовь ли это?

  И что происходит с мальчиками к подростковому возрасту, несмотря на исследования ученых, которые показали, что мальчики меньше подвержены страхам. Вместо воспитания и утверждения в мальчике мужских качеств и подготовке его к взрослой жизни полной ответственности, в частности подготовка к службе в Армии, воспитывается неуверенность в себе, программируется неполноценность, несостоятельность, что способствует формированию беспомощной, зависимой личности.

      Успешность устранения страхов зависит от знания их причин. Ученые выявили, что главный фактор, препятствующий избавлению детей от страхов, считает неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. Не выявленные страхи, не предпринятые психо-коррекционные мероприятия по их устранению, приводят к большей вероятности развития в подростковом возрасте опасности формирования тревожно-мнительных черт характера и неврозов. Что влияет на формирование личности и в последствие отражается на успешности ребенка, его адаптации в обществе, благополучии психическом, физическом и финансовом. 

 

Автор: Лободинская Елена Алексеевна, психолог, групп-аналитик,  ведущая групп помощи и поддержки, психотерапевтических групп, Родительского клуба



Просмотров: 489
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое гипноз. Лечение страхов и фобий в гипнозе как это происходит?
  • Перинатальный опыт как фактор развития страхов у детей
  • Страх - взгляд изнутри, или как не убегать вечно от своих страхов
  • Страх общения - работа на 1 уровне или проработка страхов
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Страх всех страхов (Возвращение к Истоку)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Аноргазмия. Причины. Устранение. Страх забеременеть. Проецирование маминых страхов
  • Страх перед будущим: 5 способов как преодолеть его и начать что-то делать
  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Что может нанести ребенку психическую травму и стать причиной страхов и фобий?
  • Причины формирования страхов или как это функционирует.
  • Потворствующий стиль воспитания, что ожидаем в подростковом возрасте?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Фобия и Тень. Теория возникновения иррациональных страхов. Как избавиться от страха?
  • 3 причины страхов человека
  • Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • ТОП 10 самых главных страхов человека
  • Предотвращение страхов у детей
  • История о мальчике, который думал, что мама его не любит
  • Коррекция страхов у детей от 4-10 лет
  • Особенности коррекции страхов у детей с РАС
  • Страх оставления и как его не сформировать у ребенка
  • Влияние особенностей зачатия на развитие человека и его здоровье
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Мой ребенок боится. Инструкция по выживанию в среде детских страхов.
  • Почему мы боимся заводить детей. Причины этих страхов.
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь