|
II. Психотерапия страхов (в т.ч. с ПА) – формирования нового творческого образа действий и мышленияАвтор статьи: Татьяна Силаева
II. Психотерапия страхов (в т.ч. с ПА) – формирования нового творческого образа действий и мышления
Ты ббудешь осажден, пока не пожелаешь сдаться и стать самим собой (Фредерик Перлз)
Начало темы в моей 1-й статье «I часть. Скорая помощь во время панических атак при страхах и фобиях. Ситуация ПА из личной практики». Вступление Поскольку мы состоим из многих-многих жизненных составляющих, примеряем на себя разные роли, используя каждый раз одну из своих субличностей - тогда наши побуждения бывают, как не однозначны и, как минимум, имеют две возможности своей жизненной реализации в полярностях: добро и зло, кротость и агрессия, тщеславие и стыдливость, честность и лживость. Специалист-психолог (психотерапевт) поможет сделать свой, осознанный выбор, реализуя наиболее благоприятный план судьбы, жизненный сценарий. На начальном этапе психотерапии исследуется анамнез обратившегося, история возникновения психотравмы: в случае сопутствующих, отягощающих ПА, факторах (симптомах, рецидивах, осложнениях), необходимо направить уже пациента к терапевту, психиатру, врачу-психотерапевту. Такими факторами могут быть сопутствующие хронические заболевания организма различной этиологии, тяжелое депрессивное расстройство, серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы, психические заболевания, а также нарушения организма, возникшие по причине тяжелой телесной травмы (в том числе и ВНД). Практика показывает, что, действительно, на момент обращения к психологу-психотерапевту-медицинскому психологу, не редко клиенты уже имеют историю своего заболевания, отягощенную сопутствующими органическими заболеваниями, которые подтверждены клиническими методами диагностики (медицинское обследование пациента). Специалистами этот факт обьясняется, как то, что для привлечения любви к себе, ребенку, обделенному вниманием родителей, остается один возможный способ – привлечь любовь и внимание болезнью (проблема закрепляется внутри, пассивный вид агрессии). Есть, конечно, и другой способ привлечения внимания – плохое поведение. Если ребенок «условно» (то есть, бессознательно так срабатывают защитные механизмы его психики) выбирает агрессивное поведение (выброс протеста-обиды вовне), тогда ему не грозит ПА (возможны другие нарушения, как минимум, девиантное поведение в социуме – но это другая история). Поэтому, для профилактики устойчивой гармонизации триады мысленно-чувственно-интуитивной (голова-тело-гены) сферы ребенка – крайне необходимо получение достаточного количества любви и внимания, которые вполне осуществимы при применении родителями действий (метод-упражнения «Серебряное время ребенка»), описанных в моей статье «Серебряное время ребенка или как воспитать радость бытия» http://www.psyoffice.ru/my.php?mod=article. Психотеапия тревожных состояний с симпомами панических атак - не возможна без эмпатической поддержки клиента, заключающейся в умении специалиста слушать и слышать, по принципу «симптомы уходят, когда доктор дает возможность клиенту (пациенту) говорить о них». Эмпатическое профессиональное выслушивание имеет огромный лечебный эффект (не путать выслушивание не специалистом). Эмпатическое профессиональное выслушивание предполагает специализированные паттерны действий со своевременной подстройкой позно-телесной сферы, сократовским методом вопросной техники, с использованием интонационной составляющей голосовых возможностей. Однако, в стрессовой ситуации предыдущий отрицательный физиологический опыт ПА «накроет с головой». Чтобы этого не произошло, необходима систематическая тренировка телесно-чувственной сферы на постепенное (пошаговое)приобретение нового опыта, замещая негативный на позитивный. В результате своего практического опыта, я разделила упражнения по работе с ПА на 1-я группа: самостоятельно возможные для освоения клиентами (они более понятны, специализированных (глубоких) знаний не требуется) 2-я группа: освоение не возможно без поддержки специалиста-психолога, психотерапевта (без практического опыта специалиста не возможно их освоение, поверхностных знаний не достаточно). Рассмотрим первую группу. В нее входят:
Итак, опишем эти упражнения 1-й группы, которые человек способен осилить самостоятельно без помощи специалиста. 1. Упражнение «Стоп-дыхание», описанное в моей статье «Скорая помощь при панических атаках. Ситуация ПА из личной практики» . Кратко обозначу основные моменты данного упражнения: необходимо в течение первых 10-ти секунд при нарастании возникшей паники успеть выдать команды своему мозгу «Стоп-стоп..» и одновременно «унять телесный трепет» своего организма (задавить тревогу-страх-ужас) – в случае, если ПА происходит впервые, либо не является хроническим явлением (многократным). В случае же многократно повторяющихся ПА, как правила уже отягощенных учащением повторов и (или) увеличение реагирования не только на привычные раздражители со стороны, но и на все новые и новые раздражители (придуманные воображаемым страхом клиента) – диады «стоп-дыхание» не достаточно. После команды «стоп» на освободившееся место в мысленном пространстве необходимо помещать новые позитивные образы через – смотрите следующе упражнение. 2. Методическое упражнение «Мое безопасное место». Инструкция выполнения упражнения: представьте в образе любое место, где Вы могли уже быть когда-то или не были еще ни разу в своей жизни (к примеру, «мой дом» …….. «я на луне») – место, где Вам комфортно и безопасно. Это место должно быть цветным, а картинка обьемной и живой – то есть Вы чувствуете этот образ «живым», полным энергии. Вам хочется там быть. Вас туда тянет, как магнитом! Хорошо! Теперь представьте, что Вы делаете шаг в эту картинку – Вы уже там, внутри. Теперь Вы буквально ощущаете это безопасность со спины, а этот комфорт наполняет всю вас комфортом, радостью, счастьем! Вдохните полной грудью. Запомните этот момент. Зафиксируйте эту картинку одним-двумя символами-словами: «море» «сад» «марс»…..что угодно. Теперь ежедневно проделывайте данное упражнение – тренируйтесь, доводите до автоматизма таким образом: каждый раз, как вам что-то не понравиться в себе или в других (людях, ситуациях), называйте символ-слово оно запомнилось мозгом, как команда, что запускает механизм чувственно-образного оживления картинки и вытеснения отрицательных мыслей и эмоций. Вы создаете броню безопасности, ваш новый, еще не окрепший опыт безопасности, сможет приходить к вам на помощь со слово-символом вашего безопасного места. Все быстрее и быстрее, в случае систематической апробации (применения) этого упражнения. Если не будет систематической тренировки, то стрессорный раздражитель легко справиться с вашей психикой, которая, по привычке. Будет подсовывать вам привычные детские механизмы защиты: избегания, регресса, вытеснения, чверхконтроля и др. с соответствующими отрицательными (но такими привычными) чувствами. Тогда спросите себя: «А так ли я хочу быть успешным и независимым? Для чего мне все еще нужен мой страх? Чтобы не брать на себя ответственность? Быть взрослым ребенком? …» Повторяюсь: для того, чтобы наш организм сам приходил на помошь при стрессах, для методупражнения «Мое безопасное место» также необходима систематическая тренировка, доведенная до автоматизма. 3. Упражнение «Усиление симптом до невозможного…» - на перевод бессознательных автоматических (бессознательных защитных реакций страха, с физиологической симптоматикой - потливость, тремор тела и др. – на уровень осознания. Суть заключается в усилении самого симптома – тремора, потливости – просто представьте, что Вы еще сильнее «трясетесь» от страха, пот течет рекой с вас – сознательно пытайтесь усилить телесные проявления на страх. Вы заметите, что, пытаясь усилить – это исчезает! Потому, что, усиливая симптомы страха (тремор, потливость и т.р.), мы автоматически убираем доминанту страха - вытесняем ее другим делом, переключая внимание от страха к его усилению. То есть, даже усиливая его - мы уже контролируем страх и становимся хозяином положения, вовлекая сознание (эго). и ослабевая привычные бессознательные детские реакции (ид). Потому, что "все когда-то кончается" - усиливаем-усиливаем до пика, а после пика - СПАД. Выдохся наш страх. Весь! 4. Упражнение «5-ть вопросов» статья «Внешний мир – отражение внутреннего» http://www.psyoffice.ru/my.php?mod=article. 5. Упражнение «Триединство тела». Сядьте удобно на стул – спина прямая, ноги заземлены (стоят на полу без обуви). Работаем одной рукой и равномерно дышим примерно 5-12 раз (до чувства достаточности – индивидуально): - кладем руку на лоб и равномерно глубоко дышим. Этим мы приводим в равновесие свой ум - кладем руку на грудь – дышим. Этим мы даем гомеостаз (равновесие) телу (чувствам) - передвигаем руку в область живота (пупок – солнечное сплетение), этим мы подключаем к нашему равновесию и спокойствию генную память нашей физиологии. Таким образом – приводим себя в полное, оздоравливающее нас, равновесие – триединство тела. Делаем это упражнение ежедневно в любое время суток, можно под медитативную приятную музычку (от 1-3 раз). 6. Танце-терапия. Особо приветствуется спонтанный танец. с целью самовыражения внутреннего состояния - выброса своих отрицательных и закрепления своих положительных чувств. 7. Медитация (расслабление). Например, люблю известное упражнение: нарисуйте черную точку на чистом листе, прикрепить на стене или двери, сесть перед ней и смотреть не отвлекаясь 10-15 минут, не меньше. Либо, мысленно сосредоточьте свой взгляд на любой точке (на стене, предмете) перед вами. К вам будут приходить разные мысли и чувства, в том числе ощущение глупости этого действия; мысли, что это бесполезное занятие; приходить идеи, что нужно сделать прямо сейчас; вы будете вспоминать незавершенные или забытые дела, обещания позвонить... Но именно в этот момент, не вскакивая и не следуя за своими мыслями, вы и учитесь не следовать за ними в повседневной жизни - это и есть тренировка вашей свободы. 8. Мечта, даже о не возможном, даже о несбыточном, не адекватном…- увидеть себя другой, желаемой, что создает намерение, ведущее к мотивационной потребности. 9. Смехо-терапия – использование юмора и высмеивания своих недостатков (не путать с самобичеванием! О себе нельзя говорить плохо, а также не позволительно разрешать другим понижать нашу самооценку (конструктивня критика приветствуется - это обсуждение (анализ) ошибочных поступков не переходя на личности, что не сижает самооценку -так поступают многие). 10. Кино-терапия – просмотр кинокомедий (лечит даже онкозаболевания). 11. Общение с друзьями, любимыи, интересными. позитивными людьми. 12. Занятость интересным (полезным для себя и (или) других) делом. 13. Путешествия (в сопровождении довереного лица). 14. Помошь тому, кому еще хуже,. чем Вам. Рассмотрим 2-ю группу. В нее входят - упражнения первой группы и - спецметодики, выполняемые один раз по принципу глубокой проработкой одного аспекта и сопутствующих ему факторов – для гармонизации всего организма (триединство тела), собственно, сама терапия. О психотерапии с клиентами (пациентами) следующая статья.
чтобы испытывать глубокие и настоящие ощущения, самое важное – суметь остаться честым с самим собой и не отрицать в себе любимом ни отрицательные - ни пложительные чувства. Это очень важный шаг на пути к радостной, полной приятных и не очень приятных "разнообразностей" ЖИЗНИ.
Подпишитесь на рассылку статей этого автора Получите консультацию автора этой статьи на этом сайте в приватном чате и онлайн-консультацию
С каждым шагом приближения к своему страху, ваша уверенность возрастает! А техники повышения уверенности тут Автор статьи Медпсихолог Силаева Т.Н. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|