I-я часть. Скорая помощь во время панических атак при страхах и фобиях. Ситуация ПА из личной практики.

Автор статьи: Татьяна Силаева

I-я часть. Скорая помощь во время панических атак при страхах и фобиях. Ситуация ПА из личной практики

 

I я часть Скорая помощь во время панических атак при страхах и фобиях Ситуация ПА из личной практики

 

Судьба человека определяется тем,

что происходит в его голове,

когда он вступает в противоречие с внешним миром

(Эрик Берн)

 

 

 Вступление. Так случилось, что я сама пережила состояние панической атаки и это дало мне понимание того ужасного страдания, которое испытывают наши клиенты - страдания страха смерти, сумасшествия, безысходности, паника накрывает тебя своей болью и мраком и тебе никуда не деться…..

 Коротко о ПА. Панические атаки определяются, как симптом нервного расстройства высшей нервной деятельности, то есть – это не сама болезнь. Причиной ПА всегда является не достаточность (отсутствие) родительской любви на фоне глубоко травмирующей ребенка ситуации. Соответственно, по этой причине, последующие стрессовые ситуации провоцируют ПА по причине недостаточности ресурсов и опоры. Человек с нехваткой любви пользуется своими защитными масками, в основном, регрессируя (ведет себя, как «раненый ребенок»), либо включает излишний контроль (пользуется субчастью-проекцией в себе своего внутреннего родителя).Понятно, что взрослой частью пользоваться такой человек не способен, поэтому он не может «взять на себя ответственность» за свое беспомощное состояние при страхах. Каждый раз при ПА его сознательная часть порабощается бессознательной: его ум не способен дифференцировать (отделить) действительную опасность от вымышленной. По сути, он видит то, что по привычке предьявляет ему в искаженной форме его бессознательные защитные механизмы для его же безопасности. То есть, его реакции на уже любой (даже совсем не страшный) безобидный ассоциативный детскому страху раздражитель, остались детскими. Он просто реагирует по привычке как в детстве, не используя свое рациональное мышление – он все тот же маленький напуганный ребенок в своей, уже взрослой, жизни….

Поэтому при психотерапии ПА исследуются прошлые (чаще детские, а также семейные, средовые) психотравмы. Главная трудность, по моему собственному наблюдению из личной практики – это преодолеть бессознательные защитные реакции сопротивления клиента на фоне высокой мотивации, к излечению – освобождению от панических атак, то есть – устранить диссонанс (рассогласование) желаемого и действительного. Клиент страстно желает освободиться от страданий, возникающих при внезапных атаках страха и ужаса. Но он сопротивляется, оттягивает, не выполняет рекомендации специалиста по причине привычного механизма сформированных детских защитных масок: об этом написано в моей статье Стремление быть самим собой Целью психотерапии является определение самой причины ПА, замена отрицательных чувств и способов действий на положительные. Чтобы добраться до глубоко спрятанной любви в чувствах человека, необходимо переработать все травматические ситуации, а сформированные при этом отрицательные чувства заменить на положительные. Затем уже моделировать и поэтапно отрабатывать новые способы поведения на основе осознанного приятия себя, как центральную фигуру в своей жизни. При психотерапии применяются традиционные и инновационные методы, методики, упражнения – об этом в следующих статьях. На начальном этапе психотерапии исследуется анамнез обратившегося, история возникновения психотравмы: в случае сопутствующих, отягощающих ПА, факторах (симптомах, рецидивах, осложнениях), необходимо направить уже пациента к терапевту, психиатру, врачу-психотерапевту. Такими факторами могут являться сопутствующие хронические заболевания организма различной этиологии, тяжелое депрессивное расстройство, серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы, психические заболевания, а также нарушения организма, возникшие по причине тяжелой телесной травмы (в том числе и ВНД).

 Моя история. Много лет мне снился сон: что-то большое и неопределенное в виде серого облака надвигается на мою голову спереди и меня охватывает сильный ужас, который усиливается по мере приближения к моему лицу. В миллиметре от моего лица я, казалось, усилием воли пробуждаюсь в поту с бьющимся сердцем, прерывистым дыханием, как будто только что пробежала километры. Чувства, в момент пробуждения и некоторое время после, я испытывала не из приятных. Сон был настолько явным, что я привыкла к нему и смогла со временем адаптироваться. Причем, я точно не помню, когда он начал мне сниться. Точно, что уже после рождения моих детишек, даже, скорее, после 30-ти лет. Теперь, обладая психологическими знаниями и практическими навыками работы с клиентами с разного рода тревожностями (страхи, фобии, депрессии, ПА-паническими атаками), я понимаю, что накопившийся стресс запустил дремлющий(е) механизм(ы) какой-то моей детской травмы. Но какой? Так, мой сон стал мною узнаваем и я привыкла к нему, как к части своей жизни…..

Пока, однажды, я не решила пройти обследование головного мозга. «Ни разу не обследовалась, надо же за собой следить!» - подумала я и отправилась на МРТ. При погружении в барокамеру, врач предупредила, что в случае паники, я могу нажать на красную «кнопищу». Я не обратила на эти слова никакого внимания. Какая паника? Это не про меня! Вдруг, когда я осталась в полной изоляции ограниченного пространства, неожиданно из ниоткуда, возникла, пока еще, тревога.

Теперь, внимание, мои следующие действия, реанимирующие нарастающую панику (доли секунд):

 

    Я прислушалась к своим ощущениям, то есть, наладила связь мыслей и чувств. Ага, связь установлена.

В этот момент я еще могла трезво оценить ситуацию.

    Сознание было главнее биологии телесных чувств. Я была в «очеловеченном, человеческом» состоянии.

 

    Но что это ? Я сделала ощибку, я на секунду позволила себе подумать: «Блин, похоже на гроб» (мозг меня услышал и подкинул ужастики про загробную жизнь – они пролетали вереницей в образе, параллельно с воспоминаниями о похоронах, смертельных случаях и т.п. В этот момент качели моего сознания-без сознания балансировали, то набирая высоту бессознательного, то сознательного. Причем, область моего бессознательного становилась все тяжелее. Тревога нарастала, но я все еще находилась в позиции наблюдателя и могла оценить ее влияние на меня. А, значит, я могла еще что-то с этим сделать.

Это был критический момент, последняя возможность отстоять свою сознательную часть, сделала ее хозяйкою положения. Я хорошо помню

    , как было желание нажать на кнопку и закончить начавшиеся страдания:

полезли

    (еще не укрепились окончательно) разные мысли «а вдруг?...умру, не успею, сойду с ума…».

Паника нарастала катастрофически

    ! Я помню этот дикий ужас, панический страх, что я бессильна и ничего не могу сделать. Но я еще больше боялась потерять контроль над ситуацией. Мозг начал отключаться и в последний момент подкинул мне сигнал SOS:

у тебя есть только 10 секунд – примени свои знания!Только 10 секунд

    ! Я начала действовать! Сомнений не было –знания пришли сразу же –они стучались в приоткрытую дверь моего, почти беспамятства и паники…Они стали пинать эту дверь, пока не открыли ее настежь в мое логическое мыщление. Я сделала это:

– быстро, не переставая я стала перебивать, «забивать» страшные мысли коротким мощным словом «Стоп!» стоп-стоп-стоп-стоп-стоп..»

- одновременно с этим я стала дышать с целью снижения физиологических симптомов тревоги: вдох через нос короче выдоха в 2-3 раза. Выдох длиннее вдоха в 2-3 раза (при этом происходит замедление функционально возбужденных реактивных проявлений. При вдохе живот выпячивается, на выдохе  втягивается– дышим диафрагмой)..

- я делала это автоматически, так как у меня был многократный опыт при работе с клиентами, пациентами и спортсменами (каждый раз я делала это с ними вместе). Поэтому организм сумел прийти мне на помошь, по принципу обратной связи

- у меня была налажена связь всего моего тела (триединство тела) мысли (сознание), чувства (телесные бессознательное). То есть, достаточно развита интуиция

- моя генная часть (биологическая) не была еще развита на тот момент, иначе бы паники вообще бы не возникло. То есть, это мое слабое звено – не проработанная тема моего семейного рода.

Усилием воли

    я перенесла свое внимание от страшных мыслей на конструктивные – у меня были мои знания. которые я рекомендовала своим клиентам тысячи раз. Я решила ими воспользоваться!

В помощь мне была высокая мотивация

    –твердое решение обследоваться во имя своего здоровья.

Была и вторичная выгода

    : воспользоваться возникшей ситуацией и использовать рекомендации клиентам НА СЕБЕ (это тоже хорошо помню).
  • Именно с трезвого осознания своих мотиваций, Я:

- обделила вниманием свою тревогу и страхи, убирая оттуда энергию мысли и ослабевая нарастающие симптомы ВСД (вегетососудистой дистонии)

- переключив внимание и энергию на мысли о применении своих рекомендаций по устранению страхов, я создала намерение и мощный посыл к их осуществлению.

Таким образом, я завершила возможное незавершенное действие (ситуацию), не дав развиться ПА.

Качели сомнений между биологией и сознанием, между паникой и здравым смыслом, перестали балансировать. Мой мозг стал способен взять ситуацию под контроль. Потому, что у меня были в наличии ресурсы – родительская любовь моей части – моего маленького внутреннего ребенка! Эта любовь, этот ресурс всю мою жизнь давал мне опору. Сознательного опыта проживания подобной ситуации, до этого случая, у меня не было еще никогда.

 Особо обращаю ваше пристальное внимание к одному важному моменту – описанные качели выбора между сознательно-полубессознательным состоянием раскачивались не более 10-ти секунд! Те, кто был в экстремальных ситуациях, тот знает цену времени каждого мига за борьбу за жизнь! Откуда я это узнала? Существует научно обоснованное знание: ученые экспериментально определили, что в момент воздействия стрессорных факторов, у человека есть возможность «завладеть» своим сознанием только 10-ть секунд. Далее, эволюционно более крепкая, более старшая телесная биология опускает человека на уровень инстинктов самосохранения, применяя свой излюбленный способ спасения всего животного мира – пользоваться паническим страхом для самосохранения. Уже в процессе эволюции человечество изобрело и фобии, которых нет у животных. Ведь страх – это всегда то, что мы знаем, то, что было уже когда-то. А фобия – я не помню, я точно не летал, но боююююююююююююсь!

 На этом моя история не закончилась.

Итак, я смогла выйти из этого состояния. Однако, я не была удовлетворена, по причине того, что там – в барокамере, я была «на грани», я удерживала свое сознание усилием воли, напрягая ее. И я точно запомнила ощущение, что мои ресурсы не безграничны. Долго удерживать свое внимание я бы не смогла. В этом факте я себе отдавала отчет. Мои панические мысли «вызревали, как дрожжи» вслед за «взбрыкиванием» физиологических проявлений моего тела - сердцебиение учащалось и рисковало выйти из нормы, потянув за собой сбой моего дыхания и, грозя подавить мою волю.

 Мои размышления дали мне пинок для безотлагательных мероприятий по устранению пробелов в моей личной истории, связанной с моим детским прошлым. За знаниями, я отправилась к маме. Дальше становилось все интереснее. Мама поведала мне (правда, не охотно), что в то время в Советском Союзе детей отдавали в ясли в полгода. Яслей не хватало. И мама носила меня к нянечке. Причем, с этого момента, я стала очень беспокойной. Старшая дочь нянечки как-то сказала маме: «Заберите дочку, не надо ее сюда носить (я была самая младшая из группы «воспитанников»). Мама решила проверить сама, в чем дело. Она пришла ранее обычного за мной и увидела «картину»: пьяный муж нянечки положил ребенку (мне) на голову подушку, чтобы не орала. На этом «эпопея» с нянечками закончилась и мама ушла с работы до получения яслей. Возникает вопрос: как долго это насилие продолжалось? Вот откуда эти сны с надвигающейся на меня опасностью в виде бесформенного серого облака. Я вспомнила, что каждый раз, когда ограничивали мое пространство (например, при обьятиях, которые полностью ограничивали движение моих рук– я в ужасе начинала задыхаться. Поскольку подобное явление происходило достаточно редко, то я серьезно к данному факту не отнеслась.

 Вот такая не выдуманная история.

Понятно, что эта история не сравнима с другими. Она легче, по причинам:

- первый опыт ПА

- не хронический

- не застарелый

- симптомы – учащенное сердцебиение, сбой дыхания, панические мысли (и, пожалуй, все

- достаточно любви для завершения незавершенной ситуации психотравмы (врожденной или детской, либо приобретенной в более взрослом состоянии).

Таким образом, необходимо в течение первых 10-ти секунд при нарастании возникшей паники успеть выдать команды своему мозгу «Стоп-стоп..» и одновременно «унять телесный трепет» своего организма (задавить тревогу-страх-ужас).

- в случае же многократно повторяющихся ПА, как правила уже отягощенных новыми выдуманными страхами – диады «стоп-дыхание» не достаточно. Сразу же после команды «стоп» на освободившееся место в мысленном образе, необходимо поместить позитивную картинку с помощью символ-слова, созданного в результате многократного действенного повтора метод-упражнения «Мое безопасное место» (описывается в следующей статье).

 Важные моменты, которые помогли мне справиться в описанной ситуации ПА

- до моего случая с ПА, я уже систематически отрабатывала методику скорой помощи «скорая помощь в первые 10 секунд», которой обучают людей соответствующих профессий. Эту методику так же (и не только) успешно применяли спортсмены в моей практике перед соревнованиями: в результате, тревожность им не мешала при достижении успеха в соревнованиях. Таким образом, мой организм пришел мне на помощь по принципу обратной связи – автоматически

- у меня были в наличии ресурсы – родительская любовь моего маленького внутреннего ребенка. Это не значит, что без такой поддержки не возможно победить ПА. Это значит, что надо возвращать ресурсы специальными методиками, восстановив любовь и защиту своим субчастям

– я смогла получить положительный опыт при первом же случае серьезной ПА в своей взрослой жизни. Но, вспомним, все же мой первый опыт детства был отрицательным (подушка на лице ребенка, его беспомощность), отсюда и паника при обьятьях – тело помнило все.

Страх зафиксировался и дремал до первого удобного случая

- моя интуиция была достаточно развита к тому моменту с возникшей ниоткуда атакой страха. Именно интуиция позволила мне быстро сориентироваться и выбрать единственно возможный способ в принятии моего решения, мгновенно определив правильный выбор действий из присутствующих возможных, а именно: качели моего напуганного существа балансировали между паникой и контролем, между животным страхом и человеческой волей. Возможность развить интуицию и пользоваться ею в стрессе, способствовало ценное упражнение «5-ть вопросов», которое я довела до автоматизма систематической отработкой и применением в своей жизни уже не один год. Данную, весьма полезную во всех отношениях методику, я уже описывала в статье

- команды «Стоп» и отработка дыхания в стрессовых ситуациях необходимо отрабатывать систематически (ежедневно) – до автомата.

В ходе моей практики с запросами по паническим атакам, я обратила свое профессиональное внимание на основные моменты:

  • Панические атаки возникают и с ними невозможно справиться самому ( у ребенка не сформирована позиция «Я есть. Я существую», когда в детской психологической травме наличествуют два фактора:

1)    ребенок в детстве не (до)получил достаточное количество любви (внимания). Да-да, именно внимания. Даже негативное внимание не является фактором риска ПА, как отсутствие внимания – ребенка как будто бы не существует, его жизнь не значима

2)    а также: в детстве до 1,5 – 3-х лет ребенком был получен негативный стрессорный опыт с чувством страха-ужаса, которые во взрослой жизни перерастают в панику и возникают неожиданно, как будто бы «ни откуда».

  • Панические атаки возникают и с ними возможно справиться самому, если:

1)    в детстве до 3-х лет имел место только один фактор: либо нехватка любви, либо острый стресс

2)    в подростковом возрасте либо во взрослой жизни – при наличии одного фактора:

- либо это достаточное количество в детстве любви

- либо, когда любви ребенком недополучено – не было травматического стресса, как опыта закрепления панического ужаса в теле по формированию психозащит для обеспечения безопасности. То есть, негативный опыт не сформирован и во взрослой жизни повторять, собственно нечего – негативного опыта самозащиты просто-напросто нет. У ребенка жизненная позиция «Я есть. Я существую» – под сомнением.

     3. Если нет негативного стрессорного опыта, закрепленного в бессознательном опыте ребенка и достаточно получено внимания и любви (то есть сформирована позиция «Я есть, Я существую) – тогда и не возникнет ситуации паники, она «рубится» на корню, буквально, в зачаточном состоянии. Скажу Вам по секрету, я не часто встречала таких счастливчиков (это в утешение нам, большинству людей). По доказанным фактам, такие люди существуют и они способны оставаться здравомыслящими в любой критической ситуации (катастрофы, насилия, бедствия, потери…)

 А что делать для того, чтобы ПА окончательно сдала свои позиции?

За этим – к специалисту.

В следующей (их) статьях будут изложены основные направления терапии ПА, которыми

1)    смогут воспользоваться не специалисты (самопомощь, возможно без привлечения поддержки специалиста)

2)    не смогут воспользоваться не специалисты (участие (помошь) специалиста обязательна).

Выбор за Вами!

 

Притча в тему "Прошлое и будущее"

Два человека шли по дороге. Повстречался им разносчик пальмового вина.

— Не дашь ли ты нам немного вина? — попросили они. — Нам очень хочется пить.

Разносчик ответил:

— Прежде чем я дам вам пальмового вина, скажите мне ваши имена.

— Меня зовут Откуда-Мы-Идём, — сказал первый.

— Меня зовут Куда-Мы-Идём, — сказал второй.

— У тебя прекрасное имя, Откуда-Мы-Идём, — сказал разносчик пальмового вина. — Я угощу тебя вином. Но у тебя, Куда-Мы-Идём, имя плохое. Должно быть, ты нехороший человек. И ты не получишь пальмового вина.

Они заспорили. И решили найти человека, который бы рассудил их. Нашли — рассказали, в чём дело. Судья выслушал и сказал:

— Разносчик неправ. Прав Куда-Мы-Идём потому, что мы не можем взять больше ничего из того, что оставили сзади. А новое мы находим только там, куда мы идём.

Разносчик согласился:

— Да, это так.

И дал пальмового вина Куда-Мы-Идём.

 

 

 

 С каждым шагом приближения к своему страху, ваша уверенность возрастает! А техники повышения уверенности тут http://www.psyoffice.ru/courses/rabota_so_strahmi/

 

Получите консультацию автора статьи на тему «Избавление от страхов –приобретение Уверенности»

Получите консультацию автора статьи на тему «Обретение уверенности –избавление от страхов» на этом сайте в приватном чате.

Подпишитесь на рассылку статей автора этого курса!

 

Книги и БАДы от тревоги здесь     http://bitly.com/1MEziar    http://ru.iherb.com/info/benefits 

Автор статьи                                  Медпсихолог           Силаева Т.Н.

 

 

 

 

 



Просмотров: 579
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Почему все так? За что мне это?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Это все, что останется после меня...
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что мне нужно сделать, чтоб в моей жизни было больше позитива?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Вы скажите, что мне делать, а дальше я уже все испорчу сам
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь