Практические упражнения для получения нового опыта на пути человека к себе.

Автор статьи: Марина Сергеева

   В сегодняшней статье я хочу предложить ряд упражнений, выполняя которые, любой желающий сможет научиться быть более наблюдательным, а значит, осознавать, что с ним происходит, и стать хозяином своих реакций, поведения и мыслей. Предлагаемые упражнения помогут желающим их практиковать, во-первых, познакомиться с собой настоящим – не тем, кем человек привык себя считать, основываясь на своих реакциях из детства или на оценках окружающих людей, а тем, каким он является «внутри себя» – в том состоянии тела, души и ума, в котором он находится в настоящее время своей жизни: эта работа состоит из познания человеком себя через наблюдение и фиксацию (констатацию фактического состояния) собственных реакций, эмоций, чувств, ощущений и мыслей, а во-вторых, будут способствовать формированию новых привычек и реакций, так как выполнение практических упражнений и специальных заданий, нетипичных для определенного человека, позволяет ему приобретать новый опыт, благодаря чему он сможет дополнительно осознать нелогичность своего поведения в моментах, которые отождествляются его умом с психотравмирующим детским опытом.

   При наблюдении за собой каждый человек может отметить, что в течение дня он занимается, помимо повседневных дел, постоянным осмыслением происходящего с ним, а точнее – мысленными разговорами с самим собой. Достаточно большое количество времени человек находится в своих мыслях и даже не замечает, как некоторые привычные действия совершает автоматически и осмысливает совсем не эти действия, а что-то другое. Мысли человека обычно или «уводят» его в прошлое, которого уже нет, или «несут» в будущее, которого ещё нет. В настоящем моменте человек пребывает не так уж часто, как хотелось бы, чтобы это было хорошо для него самого. А ведь сила человека находится в настоящем моменте – об этом сказано не одним мыслителем. Однако зачастую люди растрачивают свои силы на размышления о том, чего не существует в их настоящей реальности и тратят на эти мысли вполне определенные и живые чувства и переживания. Происходит следующее: сначала у человека возникает мысль (которую он может для себя даже не заметить). Эта мысль может быть непродолжительной или даже вовсе мимолетной, однако она рождает эмоции, переживание которых создает у человека определенное настроение, а настроение в итоге может привести и к ухудшению самочувствия человека, если оно имеет негативную окраску и продолжается в течение длительного времени. Для того, чтобы «развернуть» подобную ситуацию и научить человека быть хозяином своих эмоций и мыслей, следует действовать в обратном порядке – переходя от телесных ощущений к формированию настроения и изменению собственных мыслей. С этой целью я использую упражнение, суть которого состоит в задавании человеком себе нескольких несложных вопросов:

  1. Как я сейчас чувствую себя? (здесь имеется в виду не измерение каких-то показателей с помощью медицинских приборов; человеку просто предлагается описать свои внутренние ощущения, «сканируя» себя с головы до ног, например: у меня напряжен лоб, мои руки теплые, моя голова опущена, мои плечи направлены вперед и так далее)
  2. Как я сейчас дышу? (прежде, чем ответить, необходимо в течение некоторого времени сосредоточиться на своём дыхании, почувствовать, насколько оно глубокое или поверхностное, мешает ли что-либо дышать, дышит ли человек  грудью или животом, то есть при ответе на вопрос необходимо описать свои ощущения при дыхании)

   Эти два вопроса, помимо обучения человека обращать внимание на себя и обретения внутреннего равновесия благодаря сосредоточенности на этом самом «своём внутреннем», являются возможностью вернуть его в настоящее, в момент «здесь и сейчас». Кроме того, когда человек сосредоточивает свое внимание на внутренних ощущениях, он находится только в них (в себе настоящем) и, как правило (это отмечают все по окончании упражнения), не способен думать о чем-либо дополнительно.  То есть, благодаря сосредоточению на ощущениях попутно решается вопрос об остановке человеком ненужных, а порой и навязчивых, мыслей.

  1.  О чем я сейчас думаю? («поймав» себя на определенных мыслях, человек имеет возможность остановить их беспрерывное и бесконтрольное для самого себя течение)
  2. Хочу ли я продолжать думать, чувствовать и дышать так же или хочу это изменить? (соответственно, когда все процессы становятся предметом осознавания человека, он в состоянии изменить их по своему желанию:  расслабить какие-то мышцы тела для обретения более удобного положения,  прекратить «умственную жвачку», просто успокоиться в настоящий момент)

   Практикуя эти вопросы ежедневно, человек со временем приобретает привычку находиться «здесь и сейчас», становится более осознанным, спокойным и, что самое важное, учится быть хозяином своего тела и мыслей.

   Следующее упражнение хорошо помогает выработать навык разотождествления – разрыва существующих связей между самими явлениями и их трактовкой умом человека.[1] Выполнение упражнения заключается в следующем: в первой его части человеку необходимо сосредоточиться на том, что происходит внутри него, то есть, на «внутренней» или телесной зоне, и описывать свои ощущения, начиная каждое предложение словами «Я осознаю, что…» (эта часть упражнения схожа с предыдущими вопросами), а во второй части упражнения необходимо сосредоточиться на «внешней» зоне, переключив своё внимание на описание происходящего вокруг него. При этом важно не ошибаться в точном описании осознаваемого и отделять его от надуманного. Например: "Я осознаю, что вижу улыбку своего товарища. И я думаю, что она выражает доброжелательность по отношению ко мне." – в данном высказывании факт – улыбка товарища – существует отдельно от его интерпретации самим человеком – доброжелательная. Выполняя упражнение, нужно обращать внимание именно на такие моменты и не путать факты с их собственной  интерпретацией: "Я осознаю, что вижу доброжелательную улыбку товарища". Фактом может быть лишь то, что человек видит (слышит, воспринимает с помощью данных ему органов чувств). А трактовка с помощью ума – это уже не факт, а его интерпретация. Выполняя данное упражнение, каждый человек сможет заметить, как вроде бы пустяк, не значащий ничего (а на самом деле пустяк показательный), приводит порой к совершенно не пустяковым заблуждениям. Именно таким образом люди часто составляют свои умозаключения, которые ведут к дальнейшим последствиям, из-за которых сами же они и страдают. Тренировка этого упражнения дает разные возможности: возможность находиться в состоянии «здесь и сейчас», возможность научиться замечать, что происходит с человеком, ему самому, возможность развить свою наблюдательность и даже интуицию, но самой важной – в контексте рассматриваемой темы – из них является возможность научиться разделять и разрушать привычные и устоявшиеся цепочки, которые люди создают в своем мозгу и которые мешают им воспринимать реальность без искажений. То есть, тренировка этого упражнения помогает разрушить работу существующих ограничивающих программ поведения.

   С целью формирования новых привычек и реакций я рекомендую своим клиентам выполнение упражнений, которые позволяют им «раскачать мозг», подготовив его на простых практических действиях к принятию и пониманию более важных моментов уже на уровне сознания. Например, таким упражнением может быть выполнение обычных действий, которые человек делает ежедневно, не задумываясь о том, каким образом он их делает. Для тренировки предлагается понаблюдать за собой в те моменты, которые проходят мимо сознательного внимания, для этого человеку предлагается:

- определить, с какой руки или ноги он ежедневно начинает надевать одежду или обувь, в какую сторону размешивает сахар в кружке с чаем и т.п. автоматические действия, на которые раньше он не обращал внимания;

- выбрать таких действий не менее трех или пяти для последующей тренировки;

- сознательно выполнять эти действия, начиная с противоположной стороны (руки, ноги и т.д.).

   Максуэлл Мольц в своей книге «Я – это я или как стать счастливым»[2] предлагает дополнить выполнение данных упражнений также заключительной фразой, которую человеку необходимо проговаривать для себя каждый раз в процессе выполнения: «Если я могу изменить это, то смогу изменить и всё остальное в своей жизни». 

   Поначалу выполнение приведенных упражнений иногда вызывает ощущение ступора или неудобства, однако затем они приводят к нужному результату – человек постепенно становится более гибким и готовым к следующим изменениям внутри себя. Выполнение этих заданий даёт возможность получить новый опыт, который поначалу может показаться нелепым, ненужным и непонятным. Однако только в процессе получения нового опыта человек сможет узнать, насколько на самом деле нелепыми и ограничивающими являются некоторые из его собственных взглядов на жизнь.

 

[1] Цветков Э.А. «Мастер самопознания или погружение в Я». – СПб.: «Лань», «Полисет», 1995. – 192 с. Часть V. Мастер дизайна. Двадцать простых, изящных и эффективных психотехник.



[2] Мольц М. «Я – это Я, или как стать счастливым: Пер. с англ./ Предисловие В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунова. – СПб.: Лениздат, 1992 – 192 с.





Просмотров: 657
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • 5 эффективных упражнений, которые помогут вам научиться любить себя
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Разумное тело: упражнения по изменению мыслей с помощью тела
  • В каждый момент времени человек делает лучшее из возможного
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Каждый человек должен любить себя
  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Уважающий себя человек никогда не сделает этого
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • Отношение ко внешности: принять себя, значит иметь возможность изменить себя
  • Человек не видит себя со стороны
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Как человек отказывается от самого себя?
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!
  • Может ли быть правым, человек ходящий «налево», с правой!
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • А у вас есть любимый человек? Сейчас вы узнаете кое-что новенькое!
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь