Сиблинги. Кровные братья и сестры, сводные и приёмные дети.
В этом упражнении мы будем исследовать, как складываются отношения между детьми, воспитывающимися в приёмных семьях, в зависимости от их порядка рождения в кровных семьях, а также прихода в семью, где уже есть дети, или предусматриваются родителями в дальнейшем, как кровные, так и приёмные.
У А.Адлера описана теория о том, что порядок рождения детей в семье, влияет на формирование его личности, черт характера и в дальнейшем оказывает влияние на всю его жизнь.
Не стану вдаваться в описание особенностей старших/младших/средних/ единственных детей, так как это есть в интернете в достаточном количестве.
Просто возьму это за основу.
Упражнение: "Место ребёнка под солнцем".
Цель: обнаружить основные характеристики детей, в зависимости от их порядка рождения в семье и изменения, которые происходят с ними в этом ракурсе при перемещении их в детские учреждения или в приёмные семьи.
Задачи: дать возможность участникам проанализировать свой детский опыт и прожить подобные чувства детей, которых перемещают в учреждения или приёмные семьи.
Участники: группа от 6-8 человек, кандидаты в приёмные родители/состоявшиеся приёмные родители, которые рассматривают принятие новых детей в семью/ специалисты сферы семейного устройства, в том числе специалисты органов опеки.
Инструкция:
1. Участникам предлагается разделиться на группы, согласно порядку своего рождения. Обсудить плюсы и минусы своего положения в семье. Акцентировать внимание участников на то, какие отношения складывались со взрослыми и с детьми и как формировались следующие аспекты:
- Ответственность
- Доверие
- Общение
- Контроль
- Обязанности
- Личное пространство
- Ожидания
- Обязанности
- Зависть
- др.
2. После обсуждения в группах необходимо, чтобы своими размышлениями и выводами, поделились старшие/ младшие/ средние/ и единственные "дети". Сделайте выводы. Запишите особенности каждой группы.
3. Теперь предложите участникам пофантазировать об идеальном брате или сестре. Часто в группе звучат фразы: "я хотела бы младшую сестру" или "старшего брата", а возможно и "никого бы не хотела, мне никто не нужен". Дайте волю их фантазиям, и разрешите представить любой вариант, какой они сами себе желают. Попросите описать участников у себя на листочке этот образ, не рассказывая вслух. Важно, чтобы они представили , как они с этим идеальным "сиблингом" взаимодействуют и что от него ожидают в свой адрес. Попросите конкретизировать.
4. Рассчитайте участников на 1-3 или 1-4, в зависимости от количества человек, так, чтобы получились группы от 3-5 человек. Назовите их "семьями". Скажите "детям", что они теперь находятся в приёмных семьях. Предложите им договориться между собой, как они теперь будут вместе жить, и попросите выстроить иерархию в детской подсистеме. Напомните участникам, что у них были определённые ожидания (фантазии) об идеальном брате или сестре, и вот сейчас им предоставилась замечательная возможность получить желаемое. Просите участников обращать внимание на их чувства. Их задача - найти своё место в этой системе, сохраняя свой личный опыт и порядок рождения не изменённым.
5. В одной из групп можно назначить кого-то из детей в "семье" кровным ребёнком, и посмотреть, как там будут складываться отношения, и чем они будут отличаться от семьи, где все приёмные.
6. В другой группе можно вводить детей поочерёдно, но не в соответсвии с их возрастом или порядком рождения. Задачи сохраняются те же. Проанализировать сходства и отличия происходящие в этой и других группах.
На мой взгляд, две последних вариации могут использоваться по необходимости, если, например, в группе разбирается конкретная ситуация.
В других случаях, это может перегрузить и так насыщенное упражнение.
В принципе, информация, которую участники получают и выдают в первом варианте, когда все дети приёмные и одновременно пришедшие семью, избыточная.
7. После того, как "дети" в семьях договорились, верните их в общий круг спросите у каждого, и предложите обсудить следующие моменты:
- Первая реакция, которая у них возникла в момент объединения их в семьи
- Как они чувствуют себя сейчас
- Удалось ли договориться с другими
- Заняли ли они более выгодную позицию, чем ожидали
- Соответствуют ли братья и сестры в этой семье их ожиданиям (идеальному образу)
- Какие чувства они испытывают по отношению к другим "детям" в образовавшейся семье.
- Как будут складываться отношения между ними
- Кто будет проблемным ребёнком в семье
- С какими трудностями столкнутся приёмные родители?
В результате упражнения становится очевидно, как для приёмных родителей, так и для специалистов, насколько важно тщательно относиться к подбору ребёнка в семью в зависимости от порядка рождения, учитывать сколько детей было в его кровной семье и какая численность детей в приёмной.