Упражнение "Моё место под солнцем" о сиблингах.

Сиблинги. Кровные братья и сестры, сводные и приёмные дети.

В этом упражнении мы будем исследовать, как складываются отношения между детьми, воспитывающимися в приёмных семьях, в зависимости от их порядка рождения в кровных семьях, а также прихода в семью, где уже есть дети, или предусматриваются родителями в дальнейшем, как кровные, так и приёмные.

У А.Адлера описана теория о том, что порядок рождения детей в семье, влияет на формирование его личности, черт характера и в дальнейшем оказывает влияние на всю его жизнь.
Не стану вдаваться в описание особенностей старших/младших/средних/ единственных детей, так как это есть в интернете в достаточном количестве.
Просто возьму это за основу.

Упражнение: "Место ребёнка под солнцем".

Цель: обнаружить основные характеристики детей, в зависимости от их порядка рождения в семье и изменения, которые происходят с ними в этом ракурсе при перемещении их в детские учреждения или в приёмные семьи.

Задачи: дать возможность участникам проанализировать свой детский опыт и прожить подобные чувства детей, которых перемещают в учреждения или приёмные семьи.

Участники: группа от 6-8 человек, кандидаты в приёмные родители/состоявшиеся приёмные родители, которые рассматривают принятие новых детей в семью/ специалисты сферы семейного устройства, в том числе специалисты органов опеки.

Инструкция:
1. Участникам предлагается разделиться на группы, согласно порядку своего рождения. Обсудить плюсы и минусы своего положения в семье. Акцентировать внимание участников на то, какие отношения складывались со взрослыми и с детьми и как формировались следующие аспекты:

- Ответственность
- Доверие
- Общение
- Контроль
- Обязанности
- Личное пространство
- Ожидания
- Обязанности
- Зависть
- др.

2. После обсуждения в группах необходимо, чтобы своими размышлениями и выводами, поделились старшие/ младшие/ средние/ и единственные "дети". Сделайте выводы. Запишите особенности каждой группы.


3. Теперь предложите участникам пофантазировать об идеальном брате или сестре. Часто в группе звучат фразы: "я хотела бы младшую сестру" или "старшего брата", а возможно и "никого бы не хотела, мне никто не нужен". Дайте волю их фантазиям, и разрешите представить любой вариант, какой они сами себе желают. Попросите описать участников у себя на листочке этот образ, не рассказывая вслух. Важно, чтобы они представили , как они с этим идеальным "сиблингом" взаимодействуют и что от него ожидают в свой адрес. Попросите конкретизировать.


4. Рассчитайте участников на 1-3 или 1-4, в зависимости от количества человек, так, чтобы получились группы от 3-5 человек. Назовите их "семьями". Скажите "детям", что они теперь находятся в приёмных семьях. Предложите им договориться между собой, как они теперь будут вместе жить, и попросите выстроить иерархию в детской подсистеме. Напомните участникам, что у них были определённые ожидания (фантазии) об идеальном брате или сестре, и вот сейчас им предоставилась замечательная возможность получить желаемое. Просите участников обращать внимание на их чувства. Их задача - найти своё место в этой системе, сохраняя свой личный опыт и порядок рождения не изменённым.


5. В одной из групп можно назначить кого-то из детей в "семье" кровным ребёнком, и посмотреть, как там будут складываться отношения, и чем они будут отличаться от семьи, где все приёмные.


6. В другой группе можно вводить детей поочерёдно, но не в соответсвии с их возрастом или порядком рождения. Задачи сохраняются те же. Проанализировать сходства и отличия происходящие в этой и других группах.
На мой взгляд, две последних вариации могут использоваться по необходимости, если, например, в группе разбирается конкретная ситуация.
В других случаях, это может перегрузить и так насыщенное упражнение.
В принципе, информация, которую участники получают и выдают в первом варианте, когда все дети приёмные и одновременно пришедшие семью, избыточная.

7. После того, как "дети" в семьях договорились, верните их в общий круг спросите у каждого, и предложите обсудить следующие моменты:
- Первая реакция, которая у них возникла в момент объединения их в семьи
- Как они чувствуют себя сейчас
- Удалось ли договориться с другими
- Заняли ли они более выгодную позицию, чем ожидали
- Соответствуют ли братья и сестры в этой семье их ожиданиям (идеальному образу)
- Какие чувства они испытывают по отношению к другим "детям" в образовавшейся семье.
- Как будут складываться отношения между ними
- Кто будет проблемным ребёнком в семье
- С какими трудностями столкнутся приёмные родители?

В результате упражнения становится очевидно, как для приёмных родителей, так и для специалистов, насколько важно тщательно относиться к подбору ребёнка в семью в зависимости от порядка рождения, учитывать сколько детей было в его кровной семье и какая численность детей в приёмной.

 



Просмотров: 568
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О "ловцах мерзавцев" - кто они и как с ними "бороться"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Как распознать в мужчине "подходящего" кандидата для семейной жизни и рождения детей?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Статья "Как поставить сотрудникам задачу, которую они выполнят так, как нужно руководителю?"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • Алкоголик в семье или почему "горькая" становится "сладкой".
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Зачем они так поступают? Или "полезные проекции"
  • "Не такой, как все" или как семье относиться к ребенку с ограниченными возможностями.
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • Как стать мужем и женой или "жили они долго и счастливо"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Яблоко от яблоньки" или про "урода" в семье.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Войти в судьбу и прожить ее по своему" или "Место, где вырастают".
  • Если свекровь не монстр... Или - как "правильно" жить в семье
  • "Казнить нельзя помиловать" - или как и за что ругать и наказывать детей?
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь