В соответствии с психоаналитической концепцией Адлера, когда человек рождается и приходит в мир семьи, и в последующие 7 – 9 лет находится в этом мире, на основании опыта пребывания в семье первые годы своей жизни, начинает формироваться личность человека. Если говорить образно, то у ребенка формируется «фундамент личности», на основании которого в дальнейшем начинает строиться вся личность человека. И те программы (решения), которые человек формирует вследствие опыта пребывания в своей семье в первые годы жизни, он автоматически переносит на жизнь (мир) вообще.
В последующем процессе своей жизни эти решения оказывают одно из главных влияний на восприятия личностью человека большинства событий жизни, себя, окружающих людей и т.д. По Адлеру, человек из своего опыта пребывания в своей семье в первые годы жизни выносит 4 базовых решения:
Первое базовое решение с ответом на вопрос, который человек сам перед собой ставит: « Что такое жизнь (мир)?», и сам же за счет собственного жизненного опыта осознано или неосознанно на него отвечает. И тут возможны два варианта ответа:
а) “Жизнь это нечто прекрасное, интересное и безопасное явление”. Выходя с таким решение в свою взрослую жизнь, такой человек имеет больше шансов стать успешным в жизни (здесь работает принцип: «как ты к миру, так и мир к тебе»).
б)” Жизнь – это опасность”. Подобное решение формируется на основании негативного личностного опыта полученного в семье (например, частая и интенсивная моральная и физическая агрессия, как между членами семьи, так и по отношению к ребенку). Выходя с таким негативным представлением о мире в свою взрослую жизнь, личность такого человека будет бессознательно испытывать страх перед жизнью или агрессию к ней. Это в последующем может выразиться в стремлении человека убежать от этой жизни тем или иным способом (в алкоголь, наркотики, болезнь, работу, виртуальную реальность и т.д.), или в проявлении по отношению к жизни агрессию (асоциальное поведение, «комплекс наполеона» и т.д.). Такие люди, в силу своего негативного мышления, могут испытывать в жизни интенсивные отрицательные эмоции в виде страхов, обид со всеми вытекающими для себя и окружающих негативными последствиями (телесные заболевания, проблемы взаимоотношений с окружающими людьми, обществом, самим собой и т.д.).
Второе базовое решение связанно с ответом на вопрос: «Кто я такой?». И опять же за счет собственного опыта вынесенного из семьи, человек выносит решение (программу):
а) «Я – герой». Подобное решение формируется за счет позитивного опыта по отношению самого себя вынесенного из семьи. На позитивное восприятие самого себя большую роль играют родители своими позитивными установками: «Ты – молодец!», «Ты значим!», «Ты любим!», «Ты можешь!» и т.д. Выходя с позитивным представлением о себе во взрослую жизнь, такой человек имеет больше шансов стать успешнее в жизни.
б) «Я – жертва!». Подобное решение формируется в личности человека в его первые годы жизни и на основании негативного опыта в семье вследствие моральной или физической агрессии со стороны родителей. Выходя с таким негативным представлением во взрослую жизнь, человек будет испытывать много негативных чувств по отноше6нию к себе («комплекс неполноценности»), что может проявиться в неосознанном решении убежать от жизни тем или иным способом, (см. выше).
«Комплекс неполноценности» может вести и к «гиперкомпенсированному поведению» , выражающемся в стремлении доказать миру, что «Я хороший, сильный, смелый, умный и т.д.». Примером могут служить тот же «комплекс наполеона», «комплекс хулигана» ( такие люди могут быть успешны в политике, бизнесе).
Третье базовое решение, которое человек выносит из опыта первых лет жизни в семье, связано с ответом на вопрос: «Кто такая женщина?» И опять же за счет взаимодействия с матерью в семье возможны 2 варианта программ (решений):
а) «Женщина – это хорошее, безопасное, любящее явление». Выходя с таким решением во взрослую жизнь, такой человек может быть более успешным во взаимоотношениях с женщинами.
б) «Женщина – это опасность!». Подобное решение формируется из-за негативного опыта взаимодействия с матерью в семье. Выходя с таким негативным представлением о женщинах в свою взрослую жизнь, такой человек с большой долей вероятности будет иметь проблемы взаимоотношений с женщинами (особенно с теми женщинами, которые выполняют или пытаются выполнять родительскую роль – это учителя, начальницы, жены и т.д.). Что также может вести к невротизации человека и другим проблемам.
Четвертое базовое решение, как вы можете догадаться, связано с опытом взаимодействия с отцом в семье. И здесь также возможны 2 варианта развития событий:
а) «Мужчина – это хорошо». Формируется при позитивном опыте взаимодействия с отцом в семье, и во взрослой жизни. Такие люди испытывают меньше проблем во взаимоотношениях с мужчинам.
б) «Мужчина – это опасность!» . Как результат негативного опыта взаимоотношений с отцом в семье (агрессия моральная или физическая со стороны отца, негативные высказывания матери об отце и т.д.). Результатом такого решения являются проблемы во взаимоотношениях с мужчинами (месть, самоутверждение, страх) во взрослой жизни.
Все выше сказанное отражает лишь общий принцип влияния раннего жизненного опыта на формирование личности человека и здесь возможны варианты!