Известно, что А.П. Чехов «писал» своих персонажей «с натуры». И действительно, по сей день, среди нас можно встретить много «футлярных» личностей. Главное, что мучает «футлярного» человека – множество комплексов (как явных, так и надуманных). Комплексы человека говорят о том, что он ощущает презрение к самому себе, не принимает и не любит себя таким, какой он есть, стыдится себя и при этом не спешит делать то, что сможет его от этих комплексов избавить. Например, человек страдает от избыточной полноты, он ненавидит свой жир, но при этом обижается, когда ему предлагают похудеть, тут же включая защиту и говоря: «Полюбить стройных все могут, а ты полюби меня таким, какой я есть». Соответственно, подавленное недовольство собой, непроходящее чувство фрустрации он проецирует во вне, что сильно влияет на качество его жизни.
Отличительные черты человека "в футляре":
Полное отсутствие инициативы, спонтанности, жизнь по правилам доведена до абсурда;
Поскольку такой человек яркий формалист, он обожает учить других, если видит, что поведение людей в чём-то отклоняется от привычного ему видения мира. Такой человек чувствует себя более-менее спокойно, когда вокруг предсказуемо и понятно, когда он контролирует ситуацию. Часто такие люди выбирают профессию преподавателя, методиста, завуча, консультанта, могут также выбирать профессию юриста, бухгалтера, чиновника;
Человек в «футляре» в своей карьере «звёзд с неба не хватает». Обычно это середнячок, который в результате многолетнего упорного труда занимает свою статусную «серединку» ближе к пенсионному возрасту;
Среди людей «в футляре» много ОКР-щиков с тревожно-фобическими расстройствами, депрессиями – они панически боятся микробов, не любят ездить в общественном транспорте, здороваться за руку с людьми, панически боятся смерти, темноты, публичного порицания. Дома у них либо всё разложено по полочкам, либо, как у Плюшкина, ни одна вещь не выбрасывается и ждёт своего часа в пыльном чуланчике;
Он очень боится и стыдится выражать свои эмоции. Его редко можно увидеть, смеющимся от души. Поэтому смех и эмоциональность окружающих его людей воспринимается как дурной тон;
Часто такой человек занудлив, ходит в плохом настроении, может донимать домочадцев своими придирками, поэтому совместная жизнь с ним очень сложна в эмоциональном плане;
Он скуп, тратит деньги очень осторожно, покупает всё по списку, любит выражение: «Деньги достаются кровью и потом! Поэтому грех тратить их необдуманно». Любит копить «на чёрный день», отказываясь получать удовольствие от дня настоящего;
Так как этот человек сам имеет очень низкую самооценку, то обесценивает и своих близких, подчинённых;
Он боится радоваться жизни, т.к. опасается возмездия за свою радость, боится, что кто-то «сглазит» его. На природе, например, его одолевают комары, когда нет комаров, то погода плохая – всегда найдётся повод поворчать. В жизни для него нет чуда – всё обыденно и предсказуемо;
Человек «в футляре» всегда берёт на себя роль жертвы обстоятельств, очень раним, т.к. всё воспринимает на свой счёт;
Ему как очень сложно просить кого-то об одолжении, так и сложно благодарить;
Этот человек молчалив, замкнут, не любит шумных компаний. Может создаться впечатление, что он как рак – отшельник – всё время ищет раковину, куда быстрее можно спрятаться от мира;
Часто такой человек лишён своего мнения и в жизни руководствуется правилом: «Как бы чего не вышло!».
Скорее всего, личность данного индивида формировалась в строгой, педантичной семье, в которой родители постоянно его обесценивали, были глухи к нему, пугали («не бери снег, там куча микробов», «будешь плакать, оставим тебя в лесу или отдадим в детдом», «вокруг не люди, а одни аферисты», «куда тебе со свиным рылом в калашный ряд?» и т.п.). Либо атмосфера, окружавшая его в детстве, казалась ему враждебной и опасной, в которой часто приходилось «затаиваться», сидеть тихо, не высовываться, не подавать голоса (например, родители часто кричали на него: "Не ори!", "Тебя не спрашивали" и т.д.). А потому, во взрослую жизнь такой человек входит, уже имея богатый набор установок, которые ограничивают его, сужая восприятие до того самого футляра.
Чехов так описывал в своём рассказе учителя греческого языка Беликова:
«…у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал…
… на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, — ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, — и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого — Егорова, то было бы очень хорошо. И что же? Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице, — знаете, маленьком лице, как у хорька, — он давил нас всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и в конце концов исключали и Петрова, и Егорова.
… И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь…
В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо:
- Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло».
Дорогие читатели, Вы всегда можете записаться ко мне на консультацию, перейдя по ссылке https://www.psyoffice.ru/helenburk/#consultation
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.