Когда человек проходит через период первичного страха перед миром - в норме это происходит где то к году - он начинает взаимодействовать с окружением. Он обнаруживает, что мир полон вещей, обладающих разнообразными свойствами, его мозг начинает активно познавать мир и развиваться.
Проблема состоит в том, что, обучаясь самостоятельности, ребенок может быть оставлен один; иными словами, он больше ориентирован на вещи и события, а не отношения. Если обстановка в семье этому способствует, это называется травмой ОТВЕРЖЕНИЯ.
Родители могут отсутствовать физически (например, пропадать на работе, или все время развлекаться), или эмоционально (например, выпивать, или заботиться формально - только в физическом плане), или им может быть просто все равно на ребенка (особенно если они сами выросли в такой же семье). Нередко такой сценарий развивается в весьма "интеллигентных" семьях, где проявление чувств и выражение привязанностей считается излишним.
Поскольку ребенок учится тому, что с ним делают, ребенок, оказавшийся в такой ситуации, учится самостоятельности и автономии, привыкая к тотальному чувству одиночества в душе. Такие люди больше привязаны к вещам, а не к людям (вещи не сделают больно, не предадут и не покинут), больше склонны фантазировать, а не жить наяву (в фантазиях можно делать то, что хочется). Кстати, современный высокотехнологичный мир, такое ощущение, развивается именно в таком направлении.
Их называют: отшельник, изгой, хикки, человек в футляре. Эти люди несчастны, ибо их эмоции замкнуты на самих себе, а потому полноценное отреагирования для них становится невозможно. Зато развитый интеллект и невысокая эмоциональность находят применение во многих областях, требующих взвешенного, формального подхода, таких как физика, математика, юриспруденция.
Работа с такими людьми непроста, ибо требует скрупулёзности в преодолении защит; резкое самораскрытие может лишь ещё больше травмировать человека. Лейтмотивом психотерапевтической работы с этой травмой является проживание агрессии, разрушающей стену между им и другими, и позволяющей защищаться в жизни активным, а не пассивным способом.