Если ребенок плохо учится

Если ребенок плохо учится

      Одна из вещей, которая не перестает удивлять меня сегодня как школьного психолога - это тот факт, что в первом классе практически все дети хотят учиться. Но чем дальше, из года в год,  из класса в класс, таких детей становится все меньше и меньше. Является ли это мое наблюдение уникальным? Наверное, нет.

     Одна из проблем, волнующих родителей, - это успешное обучение ребенка. А обучение без положительной мотивации (мотивации успеха) невозможно. Потому что если нет положительной мотивации, а есть только отрицательная (например страх наказания),  делать "домашку" из под палки удастся разве что до 5 класса.

     При решении вопроса о том, как помочь  ребенку в  обучении,  нужно сначала определить, что же такое "учебная успешность". Иногда встречается такая  точка зрения, что ребенок должен учиться только на 4 и 5, а тройка– «плохая» отметка. Между тем оценка «три» означает, что ребенок имеет «удовлетворительные знания» по предмету. Завышение ожиданий и требований к ребенку приводит к учебным перегрузкам, так как ребенок - по крайней мере первые годы школьной жизни - стремится их выполнить,  и также к потере желания учиться, к снижению самооценки ребенка (раз я не выполняю то, что от меня требуется – значит я неумен), к напряжению во взаимоотношениях  с родителями, к чувству безысходности и внутреннему конфликту.

    Необходимо учитывать, что не все дети способны учиться только на 4 и 5. Всегда хорошие и отличные отметки даже у способных детей ведут к переутомлению, ограничивают развитие в других направлениях, так как приводят к ограничению свободной деятельности ребенка, общения с сверстниками, посещения кружков и секций. 

     Также важно принимать во внимание, что сформированность учебных навыков в соответствии с образовательным стандартом не всегда связана с наличием способностей в данной области. И наоборот, способности в какой-либо области не всегда находят выражение в оценках по предмету. Например, в начальной школе именно дети с тройками по математике набирают больше баллов в международном математическом конкурсе «Кенгуру», ежегодно проводящемся во всех школах и практически во всех класах, начиная, кажется с третьего или второго..

     Одновременно с формированием лояльного подхода к оценкам, важно принять во внимание, что в некоторых случаях уровень обученности действительно может оказаться под риском или даже уже не соответствует требованиям. В этих случаях возникает необходимость в профессиональной консультативной помощи для учащегося и различных форм учебной поддержки. Такую поддержку учебной успешности  могут давать как школьный учитель, ведущий данный предмет, так и психолог, каждый в своем ракурсе.

Почему необходима консультативная помощь психолога?

     Часто обвиняют ребенка в том, что он «не хочет учиться», и поэтому не выполняет домашние задания, отказывается отвечать на уроке и т.п. Иногда вопрос действительно касается мотивации обучения, но мотивацию обвинениями и упреками вряд ли можно восстановить. Мотивация к учебной деятельности может оказаться снижена по ряду причин. которые имеют внешний характер и не являются «злой волей» ребенка. Например, если была недостаточной поддержка познавательного интереса ребенка на ранних стадиях развития («не трогай, не делай, не высовывайся, и т.п.), если имелась «передозировка» учебных занятий в логопедическом детском саду, если ребенок имеет свой особенный индивидуальный темп развития и еще не перешел от «игровой» мотивации к «учебной», или если в классе среди детей имеется негативный лидер, не поддерживающий ценность обучения и «борющийся» с учителями за власть 

Могут быть и другие причины трудностей в обучении, например:

1. перевод из школы в школу, из класса в класс, влекущий за собой в ряде случаев нарушение школьной адаптации,

2 реакция на развод или ссоры родителей, или на смерть члена семьи,(Так, напимер, развод родителей обычно снижает учебную успешность ребенка на 2-3 года, так как является для него высоко стрессирующим фактором).

3. страх публичного ответа на уроке, препятствующий демонстрации имеющихся хороших знаний,

4. высокий уровень тревожности также будет влиять на учебную успешность, сказываться на отметках как за устную работу на уроках, так и на выполнении письменных контрольных работ.

5. конфликт или трудные отношения с учителем, поскольку для детей чрезвычайно важны для успешного обучения хорошие отношения с теми, кто его учит.

6.  И конечно же по ряду учебных предметов важны пробелы в знаниях – там, где изучение учебного материала строится последовательно. Пробелы могут быть связаны с пропусками школьных занятий из-за болезни или избегания занятий, прогулов, невыполнения домашних заданий.

7. Встречается также и просто недостаточная компетентность учителя в методике преподавания того или иного предмета. Так, например, родителю и ребенку дают неправильные рекомендации для запоминания таблицы умножения.

8. Трудности могут возникать и в связи с учебной индивидуальностью ребенка, например, если учитель предпочитает визуальную подачу учебного материала, а ребенок - кинестетическую, или, учитель начинает подачу учебного материала с теории, а ребенок - с практики.

Один из вариантов такой "индивидуальности" может быть связан с гипоксией, перенесенной ребеноком во время рождения. Такому ребенку трудно высидеть на уроке  без движения в течение 45 минут, и он получает "неблагосклонность" учителя из-за поведения, нарушающего течения урока. Кроме того, для детей этого типа характерна повышенная утомляемость в интеллекуальной деятельности, что ограничивает их способность вопринимать новый материал на уроке.

Психолог с помощью диагностики и наблюдений  определяет, какие причины вызвали снижение успешности обучения ребенка, и подбирает и необходимые формы педагогической и психологической помощи ребенку. В случае необходимости по результатам диагностики он даст рекомендации по обучению и индивидуальному подходу к вашему ребенку и учителям, у которых учится ваш ребенок.

       Например, с помощью методики Векслера возможно выявить, связаны ли трудности в обучении с состоянием здоровья, с недостатком стимулов к развитию в семье (общения с родителями), или с особенностями интеллектуального развития.

   С помощью методов диагностики, разработанных Ясюковой А., можно определить индивидуальные особенности в функционировании внимания, памяти, темпа учебной деятельности ребенка, и разработать рекомендации по учету этих о собенностей при выполнении ребенком домашних заданий.

     Тест Люшера поможет определить особенности построения ребенком отношений с учителем, и особенности реагирования в стрессовых ситуациях (реакции повышением тревожности, протестом или эмоциональным отстранением).

Диагностические исследования разнообразны и могут быть специально подобраны для уточнения причин затруднений в каждом индивидуальном случае, также как и пути помощи.

Но перед тем, как принимать какие-либо меры, важно определить истнную причину или причины того, почему учебная успешность ребенка не имеет должного уровня.



Просмотров: 558
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • Что делать, если ребенок плохо учится.
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Если ребенок не хочет учиться…
  • Если ваш ребенок не хочет учиться
  • Если ребенок плохо учится
  • Если ребенок плохо учится.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Напутствие ребенку в школу или Что сказать, если он не хочет учиться
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • Если ваш "особенный" ребенок ходит в детски сад
  • "Если ребенок Вас не слушает — возможно Вы несёте бред" (с)
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь