|
Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельностиАвтор статьи: Шмелёва Наталия
Очень часто педагоги, ведущие подобные занятия, сталкиваются со сложностями в работе с детьми: не все дети хотят и могут заниматься, сидя за партой, выдерживать 45 минутное занятие, выполнять требования педагога, подавляя собственные сиюминутные желания и т.д. Хотя учебные пособия для детей обычно используют в заданиях сказочных персонажей, которым предлагается помочь ("Помоги Буратино, посчитай количество монет в сундуке" и т.д. ), дети часто не проявляют заинтересованности в выполнении таких заданий. Как правило, педагоги решают эту проблему двумя распространенными методами. Первый популярный способ - это введение жестких правил поведения и наказания за из нарушения: поставить в угол, лишить приза в конце занятия, пожаловать маме и т.д. Какой тогда у ребенка формируется мотив для выполнения задания? Избежать наказания. И это не развитие учебной деятельности и познавательной мотивации. Это формирования навыка приспособления к угрожающей среде. Такой ребенок будет не любить и бояться школу или будет зависеть от оценок. Настоящей тяги к знаниям у такого школьника не будет. Второй способ поддержания интереса к занятию - это опора на личную харизму педагога. Малышам хочется порадовать веселую тетю, и они выполняют даже неинтересные задания. Педагог может очень хвалить ребенка за его успехи, эмоционально его вовлекать в работу, и ребенок будет включаться в любую учебную активность. Казалось бы, это лучше, чем первый вариант. Но, к сожалению, такой метод все равно является принуждением ребенка, а не формированием его внутренней познавательной мотивации. Ведь ребенок руководствуется мотивом понравиться педагогу, получить похвалу от педагога, а не решить самостоятельно задачу. Есть ли третий вариант преодоления сопротивления ребенка на занятии? Да, есть. Это метод проведения сюжетных занятий. Сюжетные занятия - это занятия, которые написаны в форме игры в сказку, в которой дети сами могут поставить себе цель, к которой они готовы идти, и ради достижения этой игровой цели дети готовы выполнять задания, выполнение которых необходимо по сюжету сказки для достижения цели. Например, дети встречают Ивана Царевича, который ищет Василису. Дети принимают решение помочь ему ее найти (обратите внимание, дети имеют право не захотеть ему помогать, тогда задача педагога будет предложить детям другую игровую цель). Теперь у детей есть внутренняя мотивация для включения в деятельность, которая происходит на занятии. Например, Василиса находится в темнице. Чтобы открыть замок на двери, необходимо подобрать код - решить математические примеры. Дети готовы решать примеры, опираясь на внутренний мотив: спасти Василису. Это их выбор, педагог не давит на них и не уговаривает. Дети понимают, что если не решить примеры, то Василиса останется в темнице, и самостоятельно принимают решение решит примеры и открыть замок. При этом существует тонкая грань между заданиями, которые не нужны для достижения цели, но выполнение которых педагог навязывает детям, но в которых нет смысла для достижения цели (в данном примере, таким заданием могло бы быть такое: "Иван Царевич подъехал к замку. Посчитай, сколько башенок у замка"), и заданиями, которые необходимы для реализации поставленной детьми игровой задачи ("Мы с Иваном Царевичем подъехали к замку. До этого мы узнали от Бабы Яги, что Василиса находится в 7 башне слева. Иван Царевич нас спрашивает "Ребята, в какую башню зайдем?"). При таком подходе, педагог не навязывает свои цели детям. Они могут проявлять собственную активность и брать на себя ответственность за включение или не включение в работу. Кроме того, такой подход максимально экологичен для дошкольников, у которых не сформирована учебная деятельность, а вот игровая деятельность является ведущей. Именно на основе такого подхода у детей формируется навык активной позиции при решении задач и проведении исследований, устойчивая мотивация к познанию и, в конце концов, интерес к учебной деятельности. В современном мире мы не всегда можем дать дошкольникам возможность развиваться, не сталкиваясь с ситуацией учебы. Но мы можем создать для них условия для овладения новым материалом в рамках игровой деятельности с опорой на их внутренние мотивы. Благодаря сюжетным занятиям, к началу школьного обучения у таких детей формируется познавательная активность, навык исследовательской деятельности и любовь к учебе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|