|
Учение с увлечением или Алгоритм помощи родителям, дети которых не хотят учитьсяАвтор статьи: Марунич Ольга Юрьевна
Один из самых частых вопросов от родителей детскому психологу, как сделать так, чтобы ребенок нормально учился в школе. Школьные проблемы ребенка могут быть разными, от постоянных двоек и замечаний учителей, «глупых» ошибок по невнимательности или полного непонимания какого-либо предмета до тотального нежелания учиться. В этой статье я хотела бы рассказать о рекомендациях Ахутиной Татьяны Васильевны, которые она дает родителям детей, у которых нарушен самоконтроль, которые считаются гиперактивными, невнимательными, которым трудно выполнять домашнее задание самостоятельно. (Ахутина Т.В. нейропсихолог, ученица А.Р. Лурия, психолингвист, доктор психологических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, лауреат премии «Гранты Москвы», заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, автор многочисленных публикаций в России и за рубежом) для детей у которых нарушен самоконтроль, которые считаются гиперактивными, невнимательными, которым трудно выполнять домашнее задание самостоятельно). В первую очередь хотелось бы остановиться на общих рекомендациях относительно обучения детей со сложностью концентрации внимания. Во-первых, родители должны обратить внимание на улучшение физического здоровья ребенка. Дать возможность «гиперактивному» малышу активно проводить свой досуг. К мерам по улучшению физического здоровья и повышению сопротивляемости организма относится: бассейн, закаливание, физические упражнения, активный отдых. Очень хороши организованные занятия в секциях айкидо, дзюдо и т.д. Случается так, что в целях наказания за плохую учебу, родители лишают ребенка улицы, посещения секций. Это ухудшает ситуацию, ребенок начинает учиться еще хуже, рассеянность возрастает, а то, что ребенок не выбегал, не выпрыгал, переносится домой. Поэтому родителю очень важно организовать активный, спортивный отдых ребенка. НЕ У ТЕЛЕВИЗОРА ИЛИ КОМПЬЮТЕРА! Для этого, лучше всего с самого детства приучать ребенка отдыхать на улице, гулять, заниматься спортом. Но как правило, дети повторяют то, что делают родители. Если вы все время на пролет смотрите фильмы или играете на компьютере, ребенок будет повторять этот шаблон поведения. Во-вторых, очень важной рекомендацией является организация и соблюдение режима. У семьи и ребенка должно быть четкое расписание того, когда он просыпается, кушает, идет в школу, играет, делает уроки. Без такого распорядка ребенку трудно выполнять домашнее задание. Поскольку активные дети, чаще всего, домашние задания дети откладывают на потом, занимаются более приятными делами, а вечером, когда ребенок устал, его очень сложно заставить подготовиться к школе. В этом случае родители начинают злиться, происходят конфликты, часто с истериками, которые могут заканчиваться далеко за полночь. В-третьих, у ребенка должна быть четкая регламентация, инструкции, порядок выполнения на каждый вид деятельности. Далее, остановимся на этом пункте подробнее, рассмотрев инструкцию для выполнения домашней работы. В-четвертых, в комнате ребенка должно быть разграничение разных функциональных зон рабочей/ игровой/ зоны отдыха. Подобное разделение пространство очень важно, так как оно помогает организовать ребенка. Его внимание не рассеивается, он знает, что за рабочим столом он только делает домашние задания, а в игровой зоне – только играет, а на кухне – только кушает. В-пятых, стиль поведения и требования взрослых к ребенку должен быть одинаковым для всех. Крайне сложный пункт. Но очень важно, чтобы не было противоречивых требований к ребенку, которые его сбивают. Поэтому задача взрослых – договориться друг с другом о тактике воспитания ребенка. Если папа запретил, мама не может разрешить. Если мама наказала, папа не может пожалеть. И еще очень важное замечание! Очень часто, имея гиперактивного, очень эмоционального ребенка, еще и с трудностями в обучении, родители бурно обсуждают в своем взрослом кругу, что ждет этого ребенка в будущем. Во-первых, такие разговоры все-равно становятся достоянием ребенка, они его унижают. Учиться от таких наставлений он лучше не будет, но контакт с ребенком вы можете потерять. Во-вторых, ребенок начинает следовать тому, что о нем говорят старшие. Если родители хотят поговорить о своем ребенке, делать это нужно в отсутствии сына или дочери. Организация детских игр с правилами («Города», «Белое и черное», Прятки, Салки и др. ) Любые детские игры, подвижные и настольные, где есть определенные роли и правила очень помогают ребенку осваивать самоконтроль и быть более внимательным. Теперь вернемся к пункту четких инструкций и обсудим алгоритм помощи детям в освоении домашнего задания. Каким образом обеспечить правильное выполнение домашнего задания? С чего начинается подготовка домашнего задания? Начать нужно с мотивации ребенка. Мама говорит ребенку: «Я тебя научу делать задания быстро и хорошо. Давай начнем с завтрашнего дня, но, единственное условие, ты должен(а) в школе ТОЧНО записать домашнее задание. Увидишь за столько времени мы сделаем уроки!» Когда ребенок уходит утром в школу, он это припоминает, но хорошо, если мама еще раз напомнит. «Ты помнишь, что мы с тобой сегодня идем на рекорд и выполняем задание быстро и хорошо, но не забудь, ты должен записать точно домашнее задание.» Для быстрых детей – это одна из проблем. Забывая записать домашнее задание, они минут 40 звонят своим одноклассникам, приятелям, для того, чтобы узнать, что им задали на завтра. Предположим, и мама и ребенок в 17.00 свободны, чтобы установить рекорд! При этом мама все мамино внимание должно быть направлено помощи ребенку. Мама говорит: «Ну, как? Идем на рекорд? ДА!» «Сначала давай посмотрим твой дневник. Ты записал домашнее задание или нет? Хорошо! Что нам сейчас нужно? Нам нужны твои тетради, учебники, ручка, черновик». «С чего мы начнем: с русского или с математики?» «Хорошо, давай начнем с математики. Доставай учебник математики, открывай дневник, смотри, что там задано». Все это подготовительное время не учитывается. Когда мама видит, что ребенок готов и приготовления закончены, она приносит часы и ставит их сбоку от ребенка. «Вот сейчас 17.10, засекаем время. Какое первое задание? Задача №28. Открывай! Читай! Объясни мне, что нужно сделать в этой задаче». Ребенок должен повторить условие задачи сокращенно, своими словами. «И что спрашивается в задаче?» Часть детей хорошо удерживают условия задачи, а вопрос задачи забывают. Поэтому специальное внимание нужно направить не только на проговаривания условия, но и на вопрос задачи. Все это нужно делать в достаточно энергичном темпе. Дальше мама спрашивает: «Можно сразу решить эту задачу? Тогда как будешь решать?»И ребенок проговаривает, каким образом он будет решать эту задачу. Далее в черновике (если вы уже тренировались раньше, сразу в чистовике) записываем ход решения задачи. «Пиши, задача, № и записывай условие задачи по форме. (Для этого маме нужно подготовиться, посмотреть, как в школе принято вести запись задания). Какое первое действие? Проговори! Теперь записывай! Какое второе действие?... А теперь давай проверим правильно ли мы решили (проверочное действие)». Часто в школе не требуют записывать проверочное действие, но хотя бы устно нужно проговорить, насколько ответ задачи соотносится с заданием. Это важная задача самоконтроля. После этого маме стоит поддержать ребенка. «Посмотри, мы та подробно разбирали эту задачу, а времени ушло всего ничего… А ты уже сделал половину заданий по математике!» «Ну что? Готов к следующей задаче? Посмотрим за какое время мы можем сделать следующую задачу?!» Таким же образом, как и первая, решается и вторая задача. В это время мама осуществляет плотное сопровождение каждого действия ребенка. Хорошо, если на решение задач ушло 30-40 минут. Если понадобилось больше времени, нужно сделать перерыв. Вознаграждаем ребенка! «Потрясающе, мы с тобой за 34 минуты сделали все задания по математике! Сейчас немного отдохни. Ты что хочешь чай или компот? Иди на кухню, наливай компот и через три минуты переходим к следующему уроку». Когда мы делаем русский язык, мама делает все то же самое. Просит открыть учебник и посмотреть задание. Читаем сначала, что нужно сделать, условие и первое предложение упражнения. Тренировка идет по первому предложению, устно проговариваем с ребенком, что нужно сделать, чтобы осталось только записать то, что получилось. В итоге, выполнение домашнего задания должно занять не более 1,5 часов. Когда вы почувствовали, что ребенок меньше отвлекается, помощь мамы нужно сокращать. «Ну, что? Повторим наш рекорд? Может быть мы даже выполним быстрее задания, но посмотрим, у тебя, кажется, сегодня больше уроков». На следующем этапе мама просит достать учебники, дневник и самостоятельно найти задание, прочитать условие, понять, что требуется в задаче. А с мамой нужно обговорить решение и записать в тетрадь. Далее можно позволить записать условия задачи самостоятельно, а решение сделать вместе с мамой. Если мама видит, что ребенок отвлекается без нее, нельзя его остановить, и сказать: «Ну, что ты опять отвлекаешься!» Иначе вся мотивационная задача будет упущена. Желательно, как только мама увидела, что ребенок отвлекся, подойти и спросить: «Ну как, у тебя замечательно все получается?» Детей, которые часто отвлекаются, им сложно сконцентрироваться на учебе нужно стимулировать и хвалить гораздо чаще, чем детей, которые хорошо справляются с заданиями. Хорошо, если после быстрого и без ошибок выполнения домашнего задания мама пообещает ребенку что-то приятное, ожидаемое им. Однако, не покупайте ребенка подарками или компьютерными играми, мультиками. Когда ребенок смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, он не отдыхает, наоборот нагрузка на нервную систему идет колоссальная. В связи с этим, ребенок потом еще долго отвлекаться от сюжета игры или фильма и не может сконцентрироваться на том, о чем его просят. Более того, игры, телевизор ребенок смотрит сидя, а подвижному ребенку очень важно разрядиться двигательно. Поэтому лучше всего поощрять ребенка совместным досугом, совместными играми, походами в зоопарк, театр и т.д. Кроме этого, для ребенка нет ничего ценнее быть рядом с любящими родителями, готовыми разделить его интересы. Рекомендации подготовлены по материалам семинаров Ахутиной Т.В. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|