|
Мануал, как быть, когда ребенок саботирует домашнее заданиеАвтор статьи: Дмитриева Катерина Владимировна
У меня есть мальчик десяти лет. Прекрасный, умный, даже где-то слишком)) ребенок. И есть школа, обычная школа со всем постсоветским наследием и с типичными новшествами, часто весьма странными. В общем, взболтать, но не смешивать) И тут мой умный мальчик начал делать домашку по 5 часов подряд. Долго, печально и мучительно. Знаете эту тему, поковырять в носу, в туалете посидеть, захватить бутер, покачаться на стуле... Какая у меня первая реакция на это? Желание что-то с ним сделать, чтоб он уже эту долбанную домашку сделал. А в какой то момент уже прибить, чтоб не мучился (с) Впрочем, начинается все мирно, с уговоров и призывов к разуму, потом напряжение растет с обеих сторон, конфронтация усиливается, методы становятся жестче. Что происходит? Взрослые усиливают давление - ребенок усиливает сопротивление. Заставить, прожать, задавить десятилетку взрослому под силу, спору нет. И это очень такой знаете, легкий и потому манкий путь. Но это пока, пока силы неравны. Если посмотреть стратегически вперед, на шаг, два, три. На какие отношения мы обрекаем себя и ребенка через 3-5-7 лет? Дальше либо его продолжить ломать, либо он на всей гормональной природной мощи опрокинет нас и пойдет в далекие дали искать себе других людей на роль своих опорных фигур. Дури у него будет много, а опыта и мудрости мало. И кого он там найдет, большой вопрос. Так вот. Ловите мануал, что же делать, нам, родителям, когда мы встречаемся с таким вот трудноперевариваемым ребенкиным саботажем?
1. Увидеть ситуацию глазами ребенка. Предлагаю тут мысленный отрезвляющий эксперимент. Представьте, вы школьник. С утра до обеда вы слушаете не самые интересные, а порой откровенно скучные уроки. 40 минут надо сидеть тихо и очень сосредоточено, быстро и точно отвечать, если спросят. В перемену вы не выходите на улицу, а значит не можете толком побегать и сбросить напряжение - современные реалии. Потом вы немного отдыхаете, но - тадааам! - наступает время домашки. И ее много. И так 5 дней в неделю. Теперь посмотрите еще чуть глубже и представьте, какое невероятное давление на вас оказывается. С утра взрослыми в школе: делай лучше, сиди тише, думай быстрее... А после школы - домашними взрослыми. Мама нудит и читает нотации. Папа - грозит санкциями. Или наоборот. Бывает, что в семье есть еще и другие взрослые. И все на вас давят-давят-давят: быстрее, не отвлекайся, делай, учи. А вы ребенок. Вам бы ещё со своей детской жизнью где-то разместиться. Представили? Как вам там? Чего хочется сделать? А теперь представьте, какие у вас есть варианты противостоять этому давлению, если вам, например, 9-10-11 лет? Не так много вариантов, да? И саботаж домашки - это, пожалуй, чуть ли не единственный способ реализовать свое право сопротивляться, протестовать, не хотеть чего-то. Внимание! Речь идет не о капризах и лени, а о праве быть собой, о сохранении с в о е г о Я! Это святое право каждого человека, если мы смотрим на него как на личность, а не как на пыль под плинтусом. Отсюда вытекает следующий пункт:
2. Перестаньте на него давить! Просто перестаньте! Да, страшно, да, кажется, что он тогда вообще нифига делать не будет. И вполне вероятно, что будет откат в успеваемости. Но это закономерно, если ребенок научен опираться на взрослое давление, а не на собственную ответственность. Так дайте ему возможность научиться это делать. А себе - научиться ему доверять. Это просто надо пережить. Дышите)
3. Не оставляйте его одного Это очень важно, чтоб он знал, что вместе с вашим давлением, вы не забираете вашу помощь, поддержку и заинтересованность в нем! Пусть ребенок знает, что всегда может обратиться к вам за помощью в уроках. А если не к вам, то к кому-то, кто в этом деле готов помогать. Эта дверь должна быть всегда открыта. А если открыта эта дверь, то и в другие двери к вам, куда можно принести самые разные свои проблемы, тоже можно постучаться. Детское доверие - это, пожалуй, самый дорогой родительский актив.
4. Введите простую систему санкций. Без надрыва, разумную, не карающую, но обозначающую границы. Ну например, забил на домашку и принес за нее двойку - два дня без любимого гаджета. Значимое лишение для ребенка? да. Катастрофичное? вообще нет. Важно, чтобы эта система была понятной и прозрачной для вас и ребенка. Нет цели наказать, цель совсем другая - обозначить границы. Тут все просто, как в жизни. Поработал - получил премию. Не поработал - лишился премии. Выбирай.
5. Учитесь обращаться со своей властью. Мы, родители, наделены огромной родительской властью. Только представьте, как она велика над маленьким человеком! Его можно сломить, запугать, заставить. Это быстро, эффективно и просто, как сапог. Но потом вы его потеряете. Он больше не захочет стучаться к вам за помощью. Поэтому властью важно распоряжаться деликатно и бережно. Как если бы у вас в руках был очень острый скальпель. Чтоб на вашу власть хотелось опираться. Чтоб об нее хотелось расти. И в отличие от первого, это долгий, требующий большой внутренней работы и вклада, путь. И да, этот путь не дает гарантии, что ваш ребенок не наделает в будущем глупостей, не свяжется с дурной кампанией. Но у вашего ребенка всегда будет дверь, куда можно постучаться, когда плохо или тяжело.
6. Сохраните для ребенка его Дом. Дом - это убежище. Место, где можно расслабиться. Где можно не защищаться. Где можно опереться на границы. Если дома продолжается давление, начатое в школе, то вы лишаете ребенка последнего пристанища, убежища, его места силы. Пусть дома будет разумная и поддерживающая власть!
Сил нам всем в этом непростом деле - выдерживать живых спонтанных детей)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|