Сложности в развитии речи у ребёнка.
Мы подозреваем их, или знаем о них, или сравниваем с другими, или сверяем с нормами… В любом случае есть что то в формировании речи ребёнка, что нас беспокоит. Часто это только тревожные мысли у мамы, или у кого то из членов семьи. При этом другие близкие ребенка могут говорить - мальчики позже начинают говорить, он никому ничего не должен, мой брат заговорил в 5 и ничего , он очень умный и уже владеет планшетом как своими руками и т.п. … И все это скорее всего так и есть, и не нужно паниковать, и не нужно мучать ребенка подозрениями. Но. Если возникли какие-то смутные или явные мысли, то скорее всего есть у них основания. Близкие люди всегда замечают какие-то неуловимые, не явные странности. И тут всегда лучше исключить то, что возможно, и спать спокойно.
Первое, к чему нужно присмотреться - собственно развитие почвы для продуктивной речи, исключить проблему, при наличии которой звуки если и появятся, то не будут означать того, что все мы понимаем под речью. Я говорю о развитии коммуникации. Это прям сразу все три кита речи.
И это мы можем видеть даже задолго до планового появления речи. Есть признаки, которые нужно просто проверить и отметить в своём сознании. Признаки, которые отражают внутренний ход процесса, ведущего к речи . Речь абсолютно как вершина айсберга, там под ней гора . Предлагаю разобрать эту гору и убедиться что ребёнок да, идёт по этому пути, нет ещё верхушки, но он на этой дороге, а не на какой то другой. НИ причем тут Эйнштейн и ни причем 3 года. Просто исключите базовую проблему-проблему коммуникации. Пройдитесь с ребенком по этим пунктам и спите спокойно.
Итак
🔺У ребенка появился указательный жест. Он есть и ребенок им пользуется. Это не работа руки и пальцев. Это спонтанное произвольное желание разделить что то увиденное , что-то, на что обращено внимание ребенка и он хочет поделиться этим. Или показывает что хочет получить.
Как это происходит? - указывает и сверяется с вами!!!! - смотрит на предмет и на ваше лицо - вы уже там? Вы точно смотрите куда надо? Строит невидимую проекцию от ваших глаз к объекту. Если вы не смотрите, будет вас всячески добиваться - дергать, делать звуки с зовущей интонацией. Обязательно! Будет ждать или получения или обозначения объекта.
🔺Ребенок следит за вашим указательным жестом. За вашим - смотри, луна! Собака! Трактор! Самолет! Прям отреагирует. Будет все так - Вы воскликнули - он посмотрел на Вас -проследил куда указывает палец и увидел вот это вот. И! Завтра-послезавтра - через неделю покажет вам же ваш же трактор!
🔺Может продолжить интеракцию после получения желаемого. Например попросил каким-то своим способом у вас игрушку и после того как получил хочет продолжения банкета - играть, хвастаться, просить назвать.
🔺Плачет адресно - кому-то. Бежит к кому-то, смотрит на кого-то, ищет глазами главного по утешениям или раздаче нужного. То, что радостно называем - он уже умеет манипулировать! Да, должен плакать и посматривать.
🔺Реагирует на имя. Не обязательно когда вы шепчете, а он играет. Но! Чаще всего отзывается - поднимает голову от игры, даже на зовущую интонацию.
🔺В каком то виде есть имитация-повторение движений и действий. Пытается нахлобучить шляпу как папа, очки как мама, заглядывает вам в рот когда вы чистите зубы, пытается приспособить носок к ноге, кормит вас и ест то что вы едите (во всяком случае хочет).
🔺Интонации - у звуков, которые уже есть у ребенка, есть интонации - зовет, сопротивляется, возмущается, повествует. Это ни с чем нельзя спутать - интонации должны быть.
🔺Совместное внимание, тот самый пресловутый Joint attention. Чуть ли не главная штука. В год у обычно развивающегося ребенка есть! Обязательно. Остановлюсь здесь подробнее. Так как очень важно. Посмотрим как можно проверить.
В случае если подозревает вас в непонятных действиях - всегда посмотрит в глаза. Например он указывает, а вы не торопитесь подавать, смотреть, восхищаться. Проверит - ау! ты где. То есть посмотрит в глаза. Или такой прекрасно иллюстрирующий тест - он хочет предмет, вы почти дали, протянули его в руку. Только из своих рук не выпускаете и задерживаете дольше, чем обычно - он раз потянет и...не будет продолжать тянуть - посмотрит на вас! Что там? Алле! Что происходит? Тоже самое алле будет, если затеять с ним игру - щекотать медленно, потом быстро, или играть по кочкам по кочкам и застрять на полдороги и долго не делать ожидаемое бух. Он не будет тянуть и отрывать руки, терпеть бесконечно ожидание этого вожделенного бух. Он посмотрит в ваше лицо, в ожидании - что там, будет бух? ты там вообще жив товарищ?
Если занят своими делами и услышит Ваше Вау! Или Ой! Посмотрит вначале на вас, потом туда, куда направлен Ваш взгляд. Будет пытаться разыскать там объект.
К слову, пресловутый «глазной контакт» - он не просто так, у него есть смысл. Его нет смысла просто технически отрабатывать. Он для того, чтобы считывать коммуникативные намерения! И дети со сложностями в коммуникации не просто так не смотрят - они ничего там не видят, того что нужно для эффективного общения! То есть для начала должно быть желание и возможность увидеть и распознать, что там во взгляде коммуникативного партнера.
🔺Когда находит что то неизвестное и показывает или просто ищет взрослого глазами. Как буд-то спрашивает разрешения. Едим - не едим это? Что можно - что нельзя?
🔺Есть жесты. Дай. Пока пока. Ладушки.
🔺Понимание речи. Вы отчетливо видите что ребенок включается в вашу речевую жизнь - реагирует, даже если обращение не к нему. Когда бабушка произносит «А давайте купим новую лампу» - ребенок показывает на лампу. А старшая сестра говорит «У подружки кошка» - малыш показывает на книжку, где видел кошку. Или на улицу.
🔺И игры!!!! игры! Очень важная штука, позволяющая сориентироваться где ребенок находится в своем развитии.
Пройдитесь пожалуйста по всем пунктам. Убедитесь что так оно и есть.Очень важно, обнаружив в поведении ребенка что-то, что тревожит вас , не начинайте искать в интернете “”как разговорить молчуна”, не записывайтесь на “запуск речи”, не пересыпайте тонны гороха в погоне за ювелирной точностью движений. Идите к специалисту. Важно помнить, что речь нельзя получить логопедическими щипцами и развитой мелкой моторикой ребенка. Что за каждым словом стоит пласт развития всей психики ребенка. Слова это не просто слова. Мы хотим не слова, мы хотим общение то, зачем нам даны эти слова - общение. И если нет чего то из этого списка, это не паника, это не трагедия и страх. Это повод подтолкнуть в этом месте. Не ждать речь предложениями, а начать помогать ребёнку , когда не увидели что-то из этого списка.
Страница в ФБ "Белый кролик" https://www.facebook.com/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA-141011140030164/