Шизофрения: Есть ли Логика в их Речи?

Шизофрения Есть ли Логика в их Речи

В продолжение предыдущей статьи про излечение шизофрении предлагаю подумать над тем, какие чувства возникают в общении с людьми, больные шизофренией, и есть ли логика в их словах? На первый взгляд они говорят причудливые вещи, могут говорить связанно, а могут обрывками выдавать непонятные на первый взгляд какие-то слова и фразы. Как я уже упоминал в предыдущей статье, американские психотерапевты Джек Росберг и Бертрам Карон утверждали, что основная причина трудности психотерапии шизофрении (а именно словом, а не лекарствами) заключается в нежелании специалистов сталкиваться со своими неприятными чувствами в работе с ними и нежелание понимать их несвязную и пространную речь. Попробуем в данной статье поразбираться, всё ли так не понятно, что происходит в отношении с такой категорией клиентов (или пациентов). Далее я привожу три видео клинических бесед с тремя пациентами с диагнозом «шизофрения», взятых с ресурса YuoTube-канала «МедФильм» (MEDFILM). Предлагаю сперва посмотреть видео и далее продолжить читать их разбор.

Мы видим перед собой женщину, которая стройно рассказывает свою фантастическую историю. Сразу бросается в глаза, что у неё есть, как бы это сказал врач-психиатр, позитивная (продуктивная) симптоматика, а именно бред и галлюцинации, о которых она упомянет в своём рассказе. Какие чувства у вас возникают при просмотре данного видео? Поделюсь своими чувствами и переживаниями. По началу настороженность и интерес, после становится страшно, местами злость и в какой-то момент желание прекратить просмотр. Это совершенно нормальные чувства и желание. Но так же есть сострадание к женщине и желание понять, о чем же она пытается нам рассказать. При шизофрении нарушаются привычные ассоциативные связи и нарушается категориальный уровень обобщения, другими словами обобщение происходить по слабым признакам, имеющий причудливый характер и известные только самому человеку. Мышление имеет иную логику повествования, чем мы ожидаем услышать, и называем её паралогикой (греч. «рядом» с логикой). Попробуем зайти к этому рассказу со стороны психоанализа. 

Сознание больного шизофрении в психотическом состоянии работает подобно сновидению — это сновидение наяву. И образы, которые разыгрываются в таком сновидении имеют символический характер. Здесь большая заслуга отца-основателя психоанализа, Зигмунда Фрейда, и его ученика, Карла Юнга, которые предложили технику анализ сновидений, помогающий расшифровывать послания бессознательного к сознанию. Ошибочно полагать, что у больных шизофрении нет бессознательного и их сознание — это и есть бессознательное.  Мышление у них работает иначе, чем в норме, так как затрудненно функциональное регулирование мозгом продукцию образов и потока поступающей информации. Но больные шизофренией также четко имеют сознательную часть психики (хоть и суженную и со сниженной или без критического осознания) и бессознательную, о которой мы судим по речевой и двигательной продукции во процессе взаимоотношении. Мы слышим историю в символическом виде, а за ней стоит конкретная история взаимоотношений «здесь-и-сейчас» (между пациентом и врачом) и «там-и-тогда» (из прошлого с близкими). Важно эту связь восстановить, и назвать всё своими именами, тогда пациенту не придётся от неё защищаться уже в символическом виде. На этой технике была построена техника прямой конфронтации Джека Росберга, о котором я уже упоминал. В ней он помогает вернуть связь пациентов с действительной реальность.

Так же отмечу, что больные шизофренией как бы вас «вбрасывают» психолога или психотерапевта в контрпереносное состояние, минуя долгий период знакомства и притирания друг к другу. По этой причине создается стойкое ощущение атаки и террора со стороны больного шизофрении: то он вас атакует, то он вас не отпускает из отношений. Сильные и яркие переживания, что вас буквально хотят «сожрать» как младенец жадно «сжирает» грудь матери. Это как раз и называется проективная идентификация, когда пациент с шизофренией не может рассказать о том, что с ним происходит, так он «показывает» через вызывание этих чувств и переживаний в вашей душе. В данном случае рассматриваем проективную идентификацию и симптом бреда (также как и другие формы продуктивной симптоматики, такие как галлюцинация, например) как способ защиты, позволяющий одновременно и быть среди людей и не быть среди них. Напомню, что основной конфликт при шизофрении — это страх сближение и страх одиночества.

Приступим к анализу первой истории. Что же мы слышим? Женщина рассказывает, что инопланетяне захватили Землю и окружили то место, где она живет со своим мужем. Сперва она хотела убить своего мужа и после себя, чтобы спастись от захватчиков; но муж спокойно отнёс заранее заготовленный нож под подушкой в их спальне обратно на кухню. Инопланетяне отправили всех людей в метро, а женщину сделали своим солнцем. Рассказчица не могла терпеть высокую температуру и чувствовала себя плохо. Так как все люди ушли в метро, то Земля погибла, а погибла она, так как нет солнца. По этой причине инопланетяне сделали женщину своим солнцем. После этого её сын играл на дудочке из метро, зовя маму туда: «Я жив, мама, я жив еще, я не умер!» Пациентка боялась идти в метро, так как считала, что там Содом и Гоморра, и что там насилуют людей.

В данном рассказе есть определенный и четкий сюжет, в котором пациентка разделяет человечество и инопланетян (жертвы и захватчики; добро и зло). Инопланетяне захватили Землю и прогнали людей в метро. Метро символизирует материнскую фигуру (лоно). По оценке женщины материнская фигура характеризуется как греховная и опасная. Инопланетяне решили сделать оставшийся женщину на Земле солнцем. Солнце — это мужская фигура. Оно горячее и спасет Землю (мать), как это сделал её муж, убрав нож обратно. Явно прослеживается противостояние отца и матери во внутренней психической жизни пациентки. Можно предположить, что чужаки являются её негативными чувствами (гнев), которые и побуждали её убить сначала мужа, а потом себя, чтобы спастись от разрушительной силы гнева. В конце данного сюжета, её внутренний ребенок соблазнял прийти солнце (отец) в лоно Земли (матери). В данной структуре есть элементы Эдипова комплекса (или комплекс Электры, в случае для женщин). Страх наказание женщины со стороны матери, за любовь с отцом. Инцестуозные отношения являются лейтмотивом данной истории. Таким образом, можно предположить, что женщина будет в поведении проявлять влечение к мужчинам похожим на её отца, за что будет себя наказывать со стороны своей греховной и опасной матери. По поведению на видео видно, что женщина ведет себя достаточно провокативно в адрес врача-мужчины, который проводит с ней беседу. Есть желание нравиться мужчинам, но при этом сильное внутреннее осуждение, проявляющееся в кажущемся стеснении. Прослеживается конфликт аннигиляции или страх исчезнуть, если сольется с солнцем (отец) или спуститься в метро (мать). «Безумие» женщины в данном случае спасает её от страха близких отношений (муж, мужчины; отец и мать) и не дает оставаться одной (психиатрическая больница, интерес врачей).

Перейдем к анализу второй истории. Женщина в разговоре ведет себя провокативно и настороженно. Какие чувства и переживания у вас возникли на сей раз? У меня чередовался страх и гнев. Рассказа стройного нет, отвечает на вопросы хоть и охотно, но с вызовом. Тем не менее, по обрывкам фраз и слов можно выстроить некий сюжет отношений между врачами, которые проводили данную беседу, и пациенткой. Она не раз сравнивает врачей с Романовыми, царской семьей, которые были расстреляны. Просила отдать или показать фотографию, где она всех покажет и назовёт. Себя она называла то настоящим именем, то чужими. Представилась Машей Распутиной (певицей), дочерью Григория Распутина, который был личным лекарем при дворе царской семьи. Рассматривает ситуацию беседы как экзамен или допрос: «Кончайте комедию ломать. Вы уже это всё снимали, хватит. Вы всё сняли в ПТО... Агро-Пром-Сервис...». Когда врачи стали указывать на безумие пациентки, то она стала смотреть верх и замолчала в знак протеста. Как врачи замолкают, то пациентка вновь продолжает говорить. Также она настороженность проявила в адрес оператора, который снимал данную беседу. Важным вопросом, который повторялся в разных вариациях был: я прошла беседу, отпускаете меня или ещё нет? Также сказала, что она же сейчас в отделении оттирает черное от белого.

Что же мы видим в данном случае? Хоть у пациентки и острая форма бреда, но тоже явно прослеживается определенная логика её речи. Она восприняла данную ситуацию беседы как нежелательную и опасную. Женщина сравнила врачей с потомками семьей Романовых, которые были расстреляны (агрессия на власть), а себя с дочерью личного лекаря данной царской семьи, который предсказал смерть дома Романовых и был также убит в ходе заговора (страх преследования и мести). По ассоциации возникает картинка, как она настоящая оттирает черную (кровь) от белого пола в отделении (борьба добра со злом). Врачи явно веселились, расспрашивая данную пациентку, которая чутко реагировала на вопросы и отношение со стороны. В те моменты, когда врачи ловили её на якобы вранье, пациентка проявляла агрессию или замолкала в качестве протеста. Ярко виден баланс между страхом сближения и страхом одиночества. В данной ситуации не хватало чуткости и такта со стороны медицинского персонала. Фантастический набор слов и фраз вызывает интерес и смех у врачей, чем они поддерживают её бредовую систему общения, вместо того, чтобы быть более человечными и правдивыми.

Теперь рассмотрим третью историю. И в третий раз я спрошу вас, что вы почувствовали? У меня данная беседа вызвала сострадание и интерес, было страшно, когда пациент бурно реагировал. Видим молодого человека, который в разговоре проявляет интерес к сексуальной жизни врача (семья, жена, дети и прочее), а тот спокойно ушёл от обсуждения данной темы. Разговор хаотичный и шёл по вопросам врача: дата, врачи, отношения в больнице, семья, метро. Когда пациент стал вспоминать все станции метро и не мог вспомнить одну станцию («Печатники»), то остро отреагировал на слова врача, который предлагал пойти дальше по вопросам. Сначала игнорировал, а в третий раз закричал: «Тихо!» В данный момент он был задумчив и грозен. После того как вспомнил вернулся к дурашливой манере общения. Далее вопросы врача затрагивали темы: игры, вновь поезда, метро. Далее врач проверял мышление пациента. Когда врач спросил про название палец на руке, то пациент не мог назвать все и тут же вновь расстроился. Стал корить лекарства в причине того, что он ничего не помнит. Он также сказал, что хочет стать машинистом, если нет, то броситься под поезд. Расстроился, когда речь зашла про деньги.

В данной небольшой беседе видим, что врач застраивал и направлял ход разговора пациента. Мальчик явно хотел казаться лучше, чем он мог быть в ходе лечения (вспомнить все название станций метро, название пальцев на руке и прочее). Когда получалось, то радовался, а когда не получалось, то бурно реагировал. К сожалению факт данного поведения врачом игнорировался. Явно интересующая тема пациента — это секс и отношения с девушками, но врач также ушёл от её обсуждения. Далее проявилась тема метро и машиниста. Как я уже говорил метро — это символ матери. Сексуальная тема перешла в символический контекст и продолжила существовать на протяжении всего разговора. Сами представите, что напоминает мчащийся поезд в стальной трубе под землей. Также есть какой-то стопор (врач), мешающий говорить об это теме в виде красного света светофора (власть). Хотя врач и продолжал спрашивать свои вопросы, но пациент вновь возвращался к теме метро и поездов, так как она для него была важной в контекста данного обсуждения. Хоть гебефреническая форма шизофрении и является наиболее «токсичной» по протеканию, но также можно увидеть логику речи пациента в ходе общения.

Подведем теперь итоги. Вам стало яснее, что говорит больной шизофренией или вы по-прежнему не видите смысла в их словах? Вы посмотрели три варианта бесед с пациентами, а теперь представьте, что вас по ошибке привезли в психоневрологический диспансер и вызвали на такое вот собеседование. Какие чувства и переживания это у вас вызовет? Помню на одном из обучающих модулей по танатотерапии Владимир Баскаков (разработчик данного телесно-ориентированного метода работы с телом) предложил такую игру, где мы с закрытыми глазами ходили по залу в броуновском движении. Владимир каждому прикрепил на спине листочек с бумажкой, которая была меченая или не меченая. После мы открыли глаза и могли видеть бумажки друг друга. Говорить и подавать сигналы друг другу было нельзя. Целью данной игры было определить, какая бумажка была на своей спине. Сперва оказалось это сложно, но после по движению людей вокруг тебя и их взгляду было ясно как к тебе относятся. Я как раз был в группе «меченых» людей. Я почувствовал себя пустым местом и только одно в глазах людей: «Ты — меченый». Уже никого не волновало, кто я такой, какая у меня биография и прочее. Я соприкоснулся с одиночеством среди людей. А теперь представьте, что чувствует больной шизофрении в обществе, когда узнает, что он «меченый».

Так же скажу, что Шизофрения является сборным заболеванием, куда отнесены множество разнообразных форм. В частности сама распространенная параноидная форма, а также еще три формы: кататоническая, гебефреническая и недифференцирования. Несмотря на то, какая форма и какой характер протекания заболевания (непрерывный и приступообразный) важно оставаться человеком в отношении с такой категорией больных. Однако всегда важно для себя оценивать уровень опасности общения с больным шизофренией. Могут быть случае, когда больной представляет реальную угрозу как для себя, так и для окружающих. По этой причине важно всегда работать психотерапевту в паре с психиатром, чтобы можно было отследить течение болезненного состояния. В больнице возможно работать и с пациентами, находящимися в психотическом состоянии (продуктивная симптоматика и нарушение критики), а вне стен больницы лучше работать в состоянии ремиссии и под наблюдением врача-психиатра.

В заключении хочу поделиться свои опытом психологической беседы с пациентом с шизофренией. Я проходил дипломное исследование типа эмоциональной привязанности у больных параноидной формой шизофрении как у женщин, так и у мужчин. Мне попался мужчина лет 45-50 и армянин по национальности. Он сначала неохотно шел на контакт, но в ходе встречи тех, тем которые его интересовали он согласился пройти обследование. Как раз входе общения он рассказал, что видел луч, который светил сверху и угрожал ему. Порой ему голоса запрещали мне говорить, какую-то информацию. Я делился своими чувствами с ним, и он продолжал рассказывать. В итоге выяснилось, что он слышит мужской голос, который его зовёт домой. По ассоциациям выяснилось, что этот голос напоминает голос его брата, который всегда его защищал в детстве. В итоге неожиданно мужчина заплакал. Я его встретил с желанием вернуться домой, от куда он уехал с семьей в ходе боевых действий. Меня данная встреча поразила, так как в данный момент встречи я не видел разницы между больными и здоровыми людьми. После пациент был расположен пообщаться в ходе обследования. При последующих встречах улыбался мне и подходил поздороваться за руку.

Надеюсь моя статья была для вас полезна. Она не претендует на истинность и прямое руководство к действию, а несёт только характер обсуждения и знакомства с миром безумия и шизофрении. Я считаю, каждый имеет право на своё личное «безумие».

Ваш личный онлайн-психолог − © Дмитрий Нещадим!

Спасибо Вам, дорогие читатели, что ставите «Сказать спасибо» под данной статьей и комментируете. Мне важен каждый ваш отклик и мнение!
Подписывайтесь на мой рабочий инстаграм, где я выкладываю свой мысли и другую ценную информацию: @d.neshchadim #dneshchadim 


Просмотров: 599
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как повзрослеть за 3 станции метро, или Техника создания "хорошего мира" внутри себя
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Отзыв о глубинной проработке. Страх поездки в метро.
  • Меня изнасиловали в метро!
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Когда мужчина теряет интерес, уходит, не торопится к тебе, когда с ним будто теряешь себя
  • Врач и пациент. Чего ждут пациенты от врачей?
  • ТОП 5 фраз, которые нельзя говорить человеку, который переживает утрату.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что делать в толпе, в метро?
  • Почему люди скандалят в метро и другом общественном транспорте?
  • Истинное Я (размышление в московском метро)
  • Пьян или болен? Случай в метро.
  • Что значит - ПРИНЯТЬ СЕБЯ ТАКОЙ, КАКАЯ Я ЕСТЬ? (рассуждения молодой женщины)
  • Ребенок, который ведет себя плохо
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Про волшебный песок, детскую мудрость и взрывы в метро
  • Отец, который Есть.
  • Размышления над вопросом Когда- чинить? Когда- выбрасывать? Вещи, отношения, творчество, себя
  • О теракте в метро в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 года
  • Болезни, которые приходят к нам неожиданно Скажу больше: также неожиданно мы можем их убрать. Как?
  • Шизофрения Излечима, или Ребёнок, Который Должен Сам для Себя Стать Мамой
  • Врач и пациент: союз или конфликт?
  • Аутоиммунная природа шизофрении. Часть 3 (для врачей)
  • Аутоиммунная природа шизофрении. Часть 2 (для врачей)
  • Мужчина, который делает женщину счастливой - делает счастливым себя!)
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Аутоиммунная природа шизофрении. Часть1 (для врачей)
  • Психолог, который советует: «Я бы на вашем месте…», явно находится не на своем
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь