Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?

Автор статьи: Павел Масычев

Готовность ребенка к школе Что нужно знать родителям

На сегодняшний день проведение психологической готовности к школе представляет собой эмоционально непростую процедуру сбора документов с сопутствующим хождением по врачам, список которых весьма впечатляющий. Не будем останавливаться на медицинских аспектах готовности к школе и сразу перейдем к сути. Психологическую готовность сейчас измеряют двумя способами – обязательным посещением психиатра (иногда к нему «приплюсовывают» логопеда), который диагностирует интеллект ребенка и экспертизой психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Последняя, в соответствии с Приказом №32 Министерства образования и науки РФ, «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» актуальна для детей с ограниченными возможностями развития. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер в соответствии с п.23 Приказа Минобрнауки России №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Таким образом, проверка психологической готовности к школе не является обязательным шагом с точки зрения процедуры поступления, а ответственность за успеваемость в школе полностью отдается родителям.

Из этого следует, как минимум, четыре тезиса:

  1. Родитель должен озадачиться вопросом, стоит ли отдавать ребенка в школу именно сейчас;
  2. Родитель должен понять критерии готовности ребенка к обучению к школе;
  3. Родитель должен суметь оценить соответствие этим критериям;
  4. Родитель может этого всего не делать и сформировать мнение о готовности умозрительно, либо основываясь на мнении психиатра, логопеда и рекомендациях ПМПК.

 

Посещение психиатра и ПМПК (при условии высокой квалификации специалистов) даст Вам возможность увидеть соответствие или несоответствие интеллектуального развития, мышления, речи биологическому возрасту ребенка. Вы сможете увидеть эмоциональное отношение к школе, к учебе в ней. Также выясняется, умеет ли ребенок читать и считать. Логопед пояснит Вам об особенностях речевого развития, на основании которого Вы сможете сделать вывод о готовности ребенка запоминать речь учителя. Так или иначе, Вы получаете определенное понимание о том, «дозрел» ли ребенок по своему психическому развитию до освоения учебной деятельности.

Что же значит «дозрел»? Сегодня мы имеем два подхода к пониманию психологической готовности ребенка к школе.

«Классический» подход, существующий ещё с советских времен и 1990-х годов, когда процедура оценки готовности к школе была обязательной. Как упоминалось выше, сегодня оценка психологической готовности к школе не является обязательной, однако при ее проведении обычно осуществляется в полном смысле слова экспертиза, которая решает задачи распределения детей на «ашек» и «бэшек», приема ребенка в школу общеобразовательную или коррекционную и т.п.

Основные положения классического подхода к измерению готовности к обучению можно сформулировать таким образом:

  • во-первых, любая учебная деятельность требует определенного уровня развития психических функций (памяти, восприятия, мышления, внимания, речи), личностной зрелости, соответствующей возрасту;
  • во-вторых, уровень зрелости психических функций определяется естественным психическим развитием человека;
  • в-третьих, единые нормативы необходимы потому, что одни дети развиваются быстрее, другие – медленнее;
  • в-четвертых, методики и тесты должны быть апробированы и правильно измерять функции для возраста 6 – 7 лет;
  • в-пятых, тестирование нужно проводить в игровой форме на фоне положительных эмоций;
  • в-шестых, по итогам обследования должно быть сформировано заключение о готовности / неготовности ребенка к школе (степени готовности), рекомендована сложность образовательных программ и сроки поступления в школу.

В настоящий момент такая методика оценки готовности к школе несколько устарела в силу хотя бы социокультурных изменений, которые сейчас происходят крайне стремительно. Изменилась цель обучения, а значит, изменились и требования к методологии: если в культуре советской и ранней постсоветской, где коллективизм являлся нормой жизнедеятельности, оценка готовности решала задачи правильного соотнесения возраста определенному «стандарту развития», то в обществе с культурой индивидуализма цель смещается на успешность освоения знаний и навыков и реализацию потенциала личности. Таким образом, важным фактором становится не столько оценка готовности здесь и сейчас, сколько прогноз обучения в школе и предупреждение возможных проблем обучения. 

Современный урок в школе проходит примерно следующим образом:

  1. Объясняя тему, учитель дает определения, формулирует правила, пишет формулы, которые для учащихся в настоящий момент являются не более чем новым звуком или символом.
  2. Учитель старается сделать правило понятным, для этого он пересказы­вает его своими словами, связывает приводимые пояснения с уже имеющимся у детей опытом. Информации становится много, добавляется множество несущественных деталей, которые могут весьма своеобразно наложиться на опыт ребенка. Например, чтобы пояс­нить определение имени существительного, учитель говорит, что существительное – это обычно человек, животное, предмет или какая-нибудь вещь, а не просто слово, отвечающее на вопрос «кто?» или «что?». В итоге дети «прыжок» с легкостью определяют как глагол, «красноту» как прилагательное и т.п.
  3. Учитель поясняет смысл правила и способы его применения. Примеры, используемые для этого, обычно интересны и впечатляющи сами по себе, и дети часто воспри­нимают их отдельно от темы урока, в следствие чего, обобщения примеров не происходит, и правило остается не ясным.
  4. Далее учитель задает вопросы, а ученики должны дать верные ответы, ответы определенные и однозначные. Акцент делается на результате – правильном ответе (даже если он просто угадан), и именно правильный ответ поощряется хорошей оценкой. Процесс поиска решения отходит на второй план, выпадая из сознательного анализа. Но именно в в ходе процесса развиваются свойства мышления.
  5. Учитель требует выучить правило, дословно и правильно: пересказ может запрещаться, «отсебятина» наказываться. Даже если изначально ребенок пытается перевести правило на свой язык (осмыслить!), то постепенно, попыт­ки понимания прекращаются. Складывается установка: правило – это то, что надо вызубрить (а вызубрить гораздо проще, чем осмыслить).
  6. Учитель делает отступления для пояснения чего-либо, не имеющего отношения к основной теме (к примеру, незнакомое сло­во). Если таких объяснений много, они нарушают логику повествования.
  7. Чтобы оживить рассказ, учитель обычно иллюстри­рует свое объяснение картинками, фильмами, механизмами, предметами, которые могут заинтересовать ребенка какими-то свойствами. Опасность в том, что дети могут не связать их с темой урока.
  8. Учитель шутит, говорит что-то, способствующее отдыху и разрядке.
  9. Учитель делает замечания организационного характера, в том числе для поддержания дисциплины, нравоучительные отступления.

Что ребенок вынесет из урока? То, что производит яркое эмоциональное впечатление и часто повторяется: фразы для привлечения внимания, шутки для разрядки и замечания. Учиться в школе, оказывается, не так-то просто. И при таком положении дел то ребенок должен достичь достаточно высокого уровня развития интеллекта, чтобы быть способным усвоить на уроке действительно нужную информацию.

Закономерно возникает вопрос, а норма ли развития психических функций должна браться за основу исследования готовности ребенка к обучению? Вспомним, что высшие психические функции имеют социальную природу (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н.). Ребенок обучается с самого рождения, даже когда мы специально не занимаемся его обучением. Соответственно, когда мы говорим о готовности к школе, мы говорим не о готовности психического развития, а о готовности действовать в новой социальной среде, где главной деятельностью является учение. Получается, что проблема готовности не в ребенке, а в школе, ведь именно школа готова обучать далеко не всех детей, а только тех, кто уже обладает определенным уровнем развития психических функций. Школа – это социальный институт, со своей культурой, ценностями, нормами, правилами, ролевыми и статусными отношениями. Требования школы консервативны и негибки, они порой настолько жесткие, что дети оказываются вынужденными приспосабливаться к ним, заранее прибегая к специальной подготовке. Таким образом, ключевой характеристикой готовности к школе становится не уровень психического развития, а необходимый базис для эффективной деятельности в социальном институте.

 

Критерии готовности к школе



Рассмотрим, что же сейчас необходимо младшему школьнику, чтобы успешно учиться в первом и последующих классах. Попробуем дать ответ на вопрос, какие психические процессы, характеристики ребенка должны быть задействованы? Когда можно уверенно определять ребенка в школу, а когда следует повременить? Для этого обратимся к самому понятию обучения.

Смысл учебной деятельности – не в запоминании, заучивании, зубрежке определенной информации,  и даже не в отработке навыков, а в познании, понимании предметов, явлений, себя и других; а позже – в ориентации в обществе, созидании и реализации своего таланта. Цель обучения – научиться мыслить и осмысливать, а не заучивать факты и формулы. Уже в первом классе детям  в процессе формирования простейших навыков (к примеру, чтения и письма), даются основы анализа и систематизации: гласные, согласные звуки, правила деления слов на слоги и т.п. Но правила не просто должны быть выучены, а усвоены и поняты: выучить теорему может любой ученик, а вот понять и воспользоваться сможет далеко не каждый. Часто бывает, что, ребенок рассказывает наизусть правило русского языка и тут же пишет с ошибками, выводит формулу и не может решить задачу. Это еще раз говорит о том, что главная проблема не в памяти: «...прямое обучение понятиям всегда оказывается фактически невозможным и педагогически бесплодным. Учитель, пытающийся идти этим путем, обычно не достигает ничего, кроме бездумного усвоения слов, голого вербализма, симулирующего и имитирующего наличие соответствующих у ребенка, но на самом деле прикрывающего собой пустоту. Ребенок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенного знания. В сущности, этот способ обучения понятиям и есть основной порок всеми осужденного, чисто схоластического, словесного способа преподавания» (Выготский Л.С.). Информация должна приобретать практический, и даже инструментальный характер. Поэтому, в первую очередь, ребенку необходимы не только память и усидчивость, что традиционно измерялось в процессе готовности к школе, а основы для приобретения общих приемов анализа, познания, деятельности.

 

Мышление

Чтобы можно было использовать информацию как инструмент, сама информация (которая изначально представляет собой набор знаков, звуков, символов) должна быть преобразована в понятие. Это первый критерий успешности в учебной деятельности. Понятие – это обобщение, абстракция, значение, смысл, которые извлекаются из знака, звука, символа (предмета познания). Понятийное мышление обычно формируется к 7–8 годам, хотя его несформированность к этому возрасту так же является нормой. Тем не менее, наличие зачатков понятийного мышления необходимо, чтобы ребенок мог адекватно понимать основы знаний, с которыми его начинают зна­комить в школе. Требуется понять: какого рода обобщения доминируют (категориальные или функциональные), выделились ли родовые понятия в качестве особого уровня, обобщающего видовые понятия («курица, гусь, утка – птица» или «курица, гусь, утка, птичка»), используются ли в мышлении причин­но-следственные закономерности, происхождение явления или ассоциативные связи. Понятийное мышление позволяет:

  • различать в процессе урока существенное и несущест­венное, выделять главное в потоке второстепенного и незначимого – это возможно благодаря интеллектуальной установке на иерархическое деление признаков, когда свойства или явления воспринимаются соподчиненно;
  • улавливать и отслежи­вать логическую последовательность в потоке информации, игно­рируя отступления и различные «шумы», что возможно благодаря причинно-следственным связям;
  • выделять в примерах общее содержание, ради которого их приводит учитель, что осуществимо благодаря способности образовывать простейшие понятия;
  • усвоить пра­вило как некий общий принцип действия, обладая основами абстрактного мышления;
  • самостоятельно пользоваться правилом, для чего должно быть сформировано так называемое «мышле­ние по аналогии».

Таким образом, обучение в школе не столько развивает детей, сколько требует для своего осуществ­ления наличия вполне определенных характеристик мышления.

Следует обратить внимание и на визуальное мышление, которое оперирует графиче­скими изображениями. Человек мыслит ви­зуально, когда он имеет дело с информацией, целостно представлен­ной непосредственно перед его глазами. Визуальное мышление закладывается еще до того, как ребенок начинает говорить: когда малыш складывает кубики, играет с конструкторами, совершает любые действия в пределах поля зрения, он постепенно запоминает эти действия.

На занятиях учащиеся часто обращаются к визуальному сопровождению урока: списывают с доски, пишут в прописях, срисовывают и т.п. Чтобы успешно выполнять операции такого рода, требуется координация зрительного анализатора и двигательной моторики пальцев руки. Следует обратить внимание, что важна именно связь, а не способность к рисованию. Если такая связь слабая, то ребенок, перенося задание с доски в тетрадь, может сильно исказить исходный образец. Эти операции в определенной степени, являются волевыми, произвольными, как практически и все то, о чем речь пойдет ниже.

 

Речь

Поскольку урок проводится в основе своей в речевой форме, ребенку необходим определенный уровень речевого развития, чтобы понимать услышанное. Чтобы слышать, понимать и запоминать, требуется умение хорошо говорить. Мы запоминаем не то, что говорит другой человек, а то, что мы для себя повторяем вслед за его речью. Если ребенок не понимает смысла слов русского языка, то при восприятии рассказа учителя они оказываются в таком же положении, как и мы при воспри­ятии речи на малознакомом иностранном языке. Следовательно, существенными становятся такие характеристики речи, как словарный запас, грамматически верное построение фраз, произвольность владения речью.

Если словарный запас оценить сравнительно нетрудно, то понять, насколько ребенок овладел грамотной речью, очень сложно. Ввиду того, что  ребенок общительный, разговорчивый и в своей речи использует привычные, услышанные словосочетания, может возникать заблуждение, что речь хорошо развита. Основная задача диагностики речи – понять, что усвоено ребенком: просто речевые обороты или же правила выстраивания речи. Произвольное владение речью происходит, когда она начинает осознаваться и выделяться из образного мира ребенка в отдельный осознаваемый вид деятельности, имеющей цель и мотив. Произвольная речь формирует план действий, управляет содержанием повествования, становится средством выражения мышления и одновременно фактором его развития.

 

Память и внимание

Чтобы отслеживать и впоследствии понимать повествование учителя, ребенку требуется удерживать в поле внимания информацию, которую изначально он не понимает. Такое умение обеспечивается объемом кратковременной речевой памяти. Память, таким образом, также становится произвольной, о чем можно говорить только тогда, когда человек самостоятельно вырабатывает стимулы для специального запоминания чего-либо.

С другой стороны, ребенку сначала требуется понять и осмыслить информацию и только после этого ее запомнить. Такая перестройка мышления и памяти полезна и необходима, даже если учитель требует простого зазубривания материала. Мыслительная обработка, содержащая анализ, вычленение главного и второстепенного, поиск причин и следствий, видение структуры материала, обобщение, должна предшествовать запоминанию. Такой способ качественно преобразует все виды памяти и мышления, связывая их между собой.

Говоря о произвольности внимания, важно понимать, в течение какого времени ребенок может внимательно следить за рассказом учителя. При этом информация может быть не интересной – в этом есть ключевое отличие: непроизвольно ребенок способен удерживать внимание только на тех предметах и занятиях, которые его увлекают. Урок в школе может быть не интересным, однако понимание информации все же необходимо.

Еще одна важная характеристика – скорость восприятия. В процессе урока учитель всегда ориентируется на среднюю скорость подачи информации и среднюю скорость её восприятия детьми в данном возрасте. Некоторые дети могут просто-напросто не успевать выполнять требуемый объем работ. Все это дополнительно обусловливается темпом восстановления работоспособности и особенностями утомляемости ребенка: будет ли для его внимания и памяти посильной существующая нагрузка. Если родитель приходит к выводу, что не будет, лучше отложить поступление в школу на год.

 

Способность выполнять инструкции

Когда говорят о способности следовать инструкции взрослого, чаще всего подразумевают дисциплину и послушание. Умение волевым усилием делать то, что требуется, а не то, что хочется – способность ребенка, без которой ему трудно приходится в обучении. Данный навык сравнительно просто формируется у детей, которые уже имели опыт совместного подчинения взрослому (те, кто посещал детский сад). В ДОУ при помощи механизмов подражания формируется механизм действовать по групповым приказам: завтракаем, гуляем, спим и т.п. Впрочем, даже не имея подобного опыта, дети сравнительно быстро его приобретают.

 

Способность к адаптации

Поступление в школу – один из самых сложных адаптационных периодов в жизни человека. Адаптация происходит независимо от того, принимает ли ребенок непосредственное активное участие в ней или нет, она возникает закономерно как следствие социальных изменений. Для него характерно состояние кризиса, когда разрушаются привычные способы действия и возникают новые. Эмоционально период перехода к новой деятельности сложен и нестабилен, особенно в самом его начале. В период поступления в школу изменение претерпевают сразу несколько сфер:

  • режим жизнедея­тельности и её условия;
  • социальная среда, круг общения;
  • ведущая деятельность (с игровой на учебную).

Исходя из этого, важно правильно оценить адаптационные резервы ребенка и эмоциональные ресурсы семьи первоклашки.

 

Ресурсы для адаптации

Факторы, затрудняющие адаптацию

·    Позитивные эмоции, оптимизм;

·    Фиксация на успехах и достижениях;

·    Положительная оценка своих действий;

·    Позитивная самооценка;

·    Возможность полностью восстанавливать энергию;

·    Эмоциональная поддержка семьи;

·    Развитые коммуникативные навыки.

·    Отрицательные эмоции, пессимизм;

·    Повышенная тревожность;

·    Социальные страхи;

·    Фиксация на трудностях и неудачах;

·    Эйфория, беспечность;

·    Эмоциональные и физические перегрузки;

 

  

Личностный потенциал

Личностные характеристики принято рассматривать как второстепенные показатели подготовки к школе. С другой стороны, они могут стать серьезным препятствием для успешного обучения ребенка, так от этого зависит степень реализации интеллектуального потенциала учащегося. Некоторые особенности личности и нарушения (агнозии, элементы аутизма, ММД и т.п.), будут требовать привлечения группы специалистов для помощи ребенку в обучении. В то же время, личностные характеристики, такие как активность, самостоятельность, уве­ренность могут стать дополнительными стимулами роста.

 

Таким образом, подготовка к школе и диагностика готовности – очень важные процессы и для ребенка как непосредственного субъекта обследования, и для родителей как ответственных взрослых. Именно на плечи родителей ложится ответственность за верно принятое решение – стоит ли сейчас отправлять ребенка на освоение нового вида деятельности или же дать возможность еще «дозреть», лучше подготовиться к школе. От этого решения, в какой-то мере, зависит успешность ребенка в школе и последующее его психическое развитие. Выбор методов оценки и способов принятия решения также разнообразно, критерии же мы определили в данной статье. Уверен, что две главные вещи – здравый смысл и открытое, критичное осознание социальной среды современной школы, дадут возможность родителям принять верное решение.





Просмотров: 627
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Еще раз о готовности ребенка к школе.
  • Справка о готовности ребенка к обучению в школе
  • О готовности ребенка к школе
  • Зачем нужна диагностика готовности ребенка к школе?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Взаимосвязь перинатальных факторов и психологической готовности к обучению в школе.
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Еще раз о готовности к школе
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Ребенок в школе всех задирает. Как его от этого отучить
  • Родителям о готовности ребёнка к школе
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Что ребенку необходимо для хорошей адаптации к школе?
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Психология Буллинга. Как понять что ребенок подвергается насилию в школе, группе?
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Ребенок и школа. Что такое готовность к школе?
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Память - это не просто память
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Важны ли для развития детей хорошие оценки в школе ?
  • Моего ребенка травят в школе, что делать?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • 10 признаков того, что ребенок готов к школе!
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Первый раз в первый класс. Психологическая диагностика готовности к школе.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь