Зачем нужна диагностика готовности ребенка к школе?

За помощью к психологам частенько обращаются родители дошкольников, которые хотят узнать, готов ли их ребенок к школе. В то же время, множество других родителей не понимают, зачем нужна подобная диагностика, и какой смысл ее проведения, если так или иначе, но в школу ребенку пойти придется!.. В этой статье мы решили подробно рассказать родителям о том, зачем подобная диагностика проводится, и чем на самом деле она может помочь их ребенку и семье в целом!..

Взросление ребенка – процесс длительный и при этом неравномерный. Стабильные периоды сменяются периодами, так называемых кризисов, когда прежние способы восприятия и взаимодействия с окружающим миром «устаревают» и им на смену приходят новые, провоцируя существенные изменения в личности ребенка. Происходит это, потому что в процессе взросления меняется социальная ситуация развития ребенка, появляются новые возможности, развиваются новые умения и, таким образом, взросление (или развитие психики) становится неизбежным – не продолжать же, в самом деле, ползать, когда уже умеешь ходить…

Однако формирование этих новых умений и навыков происходит весьма неравномерно. И если один ребенок оказывается способным к чему-то уже в 6 лет, то у кого-то подобные навыки формируются только годам к 8.… Именно это психологи называют индивидуальными различиями, и именно этот факт стал основанием для появления, так называемого индивидуального подхода в работе с детьми.

Дошкольный период – этот как раз тот этап детского развития, в рамках которого у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Это связано как с развитием и формированием определенных структур мозга, так и с постепенным изменением социальной ситуации, которая это развитие провоцирует. Так или иначе, но именно в период дошкольного возраста у ребенка постепенно формируются:

 

  • способность ставить себя на место других и воспринимать чужую точку зрения, отличную от своей;
  • навыки саморегуляции и самоконтроля (когда ребенок становится способным остановиться, даже если хочется продолжать, потому что этого требует ситуация, правила или взрослые;
  • умение удерживать во внимании определенное количество объектов, явлений и сохранять их в памяти (в необходимом для школьного обучения объеме) и многое другое!

Другими словами, приблизительно к 7-ми годам у детей появляется тот набор навыков, которые необходимы им для обучения в школе и именно поэтому этот возраст называют «идеальным» для начала обучения…

Однако, как уже было отмечено выше, большинство не означает все. И есть дети, у которых ряд необходимых для обучения в школе навыков развивается медленнее и сложнее, чем у их сверстников. Из-за этого, в момент вступления в новую социальную ситуацию – школу, они оказываются неспособными с той же легкостью осваивать знания, как их сверстники. Сталкиваются с трудностями в освоении материала, социализацией в группе, но главное – с контролем собственного поведения. Очень скоро такие дети начинают выделяться из числа одноклассников, завоевываю репутацию «аутсайдеров», и смиряются с тем, что они хуже остальных, то есть – перестают прикладывать хоть какие-то усилия, чтобы исправиться…

Из-за того, что эмоциональное или когнитивное (умственное) развитие этих детей не соответствует «необходимому для обучения в школе уровню», им действительно, оказывается, слишком трудно включиться в систему школьного обучения и их отношения со школой портятся на долгие годы.… Это, соответственно, вызывает беспокойство родителей, ситуация в семье становится напряженной или вовсе конфликтной, что в свою очередь только усугубляет те трудности, которые испытывает ребенок!..

Вот и получается замкнутый круг, выход из которого найти порой оказывается весьма непросто…

А вот проведение диагностики готовности ребенка к школе помогает предупредить эти проблемы и трудности, и если есть необходимость, оказать своевременную помощь!

Диагностику готовности к школе рекомендовано проводить в 6 лет, когда до начала обучения остается примерно год. Почему? Потому что выявляемые в рамках нее трудности и проблемы, зачастую, поддаются коррекции. И у ребенка в запасе перед школой остается целый год, чтобы подтянуть то, чего не хватает и освоить то, что еще не освоено!..

Хочется сразу же подчеркнуть: речь не идет о знаниях и умениях как таковых (например, знание алфавита или умение читать). Этому как раз ребенка научат в школе! Но для того чтобы обучение это стало возможным, ребенку необходимо уметь контролировать свое поведение, обладать достаточным объемом памяти и внимания, уметь это внимание концентрировать и удерживать, а еще – просто-напросто уметь общаться с другими детьми, которые будут его на протяжении школы окружать!

И, к сожалению, развитие и формирование перечисленных навыков действительно иногда требует сопровождения. Это может быть связано с особенностями организации мозга (например, у левшей такое развитие происходит труднее, чем у правшей, и особенно трудно, если левшей в правшей переучивают) или нервной системы (например, если у ребенка стоит диагноз «гиперактивность», концентрация внимания для него априори затруднена). Это может быть связано с характерологическими особенностями или семейной ситуацией. Но, так или иначе, оставаясь без помощи, такие дети оказываются заложниками ситуации и обречены на возникновение проблем и трудностей в школе…

А вот раннее выявление таких трудностей помогает использовать оставшееся до школы время «с толком» - помочь ребенку пройти необходимый этап развития! Сформировать необходимую для обучения в школе мотивацию, развить недостающие способности, а если необходимо – то отложить на год поступление ребенка в школу, чтобы еще один год использовать для необходимой подготовки!..

Именно поэтому, большинство психологов настоятельно рекомендуют родителям уделять внимание подготовке детей к школе и проводить необходимую диагностику тогда, когда еще есть время решить возникающие проблемы. Мы убеждены, что своевременная забота о ребенка помогает избежать огромного количеств проблем и трудностей, которые могут возникнуть в школе. Но главное – сплотить вашу семью и обезопасить ее от разнообразных кризисов, со школой связанных!



Просмотров: 659
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Трудности обучения в школе
  • Чтобы начало обучения в школе не стало эмоционально травмирующим событием.
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Если Вашего ребенка травят в школе...
  • 10 советов по организации обучения гиперактивных детей в школе
  • Еще раз о готовности ребенка к школе.
  • О готовности ребенка к школе
  • Первая влюбленность в школе. Как реагировать родителям, чтобы поддержать ребенка?
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Справка о готовности ребенка к обучению в школе
  • 25 способов узнать у ребенка как у него дела в школе, не спрашивая, как у него дела в школе...
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Опыт обучения детей с РАС в общеобразовательной школе Ярославля
  • У ребенка проблемы в школе
  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • Готовимся к школе. Развиваем зрительное ВНИМАНИЕ ребенка.
  • Готовимся к школе. Развиваем слуховое ВНИМАНИЕ ребенка .
  • Инновации обучения в школе скорочтения
  • Часть 2. Травля ребенка в школе: как действовать родителям?
  • Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?
  • Скоро в школу I Готов ли ребенок к школе?
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Хорошая ли у него память?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь