|
Зачем нужна диагностика готовности ребенка к школе?Автор статьи: Карамян Карина Рубеновна
За помощью к психологам частенько обращаются родители дошкольников, которые хотят узнать, готов ли их ребенок к школе. В то же время, множество других родителей не понимают, зачем нужна подобная диагностика, и какой смысл ее проведения, если так или иначе, но в школу ребенку пойти придется!.. В этой статье мы решили подробно рассказать родителям о том, зачем подобная диагностика проводится, и чем на самом деле она может помочь их ребенку и семье в целом!.. Взросление ребенка – процесс длительный и при этом неравномерный. Стабильные периоды сменяются периодами, так называемых кризисов, когда прежние способы восприятия и взаимодействия с окружающим миром «устаревают» и им на смену приходят новые, провоцируя существенные изменения в личности ребенка. Происходит это, потому что в процессе взросления меняется социальная ситуация развития ребенка, появляются новые возможности, развиваются новые умения и, таким образом, взросление (или развитие психики) становится неизбежным – не продолжать же, в самом деле, ползать, когда уже умеешь ходить… Однако формирование этих новых умений и навыков происходит весьма неравномерно. И если один ребенок оказывается способным к чему-то уже в 6 лет, то у кого-то подобные навыки формируются только годам к 8.… Именно это психологи называют индивидуальными различиями, и именно этот факт стал основанием для появления, так называемого индивидуального подхода в работе с детьми. Дошкольный период – этот как раз тот этап детского развития, в рамках которого у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Это связано как с развитием и формированием определенных структур мозга, так и с постепенным изменением социальной ситуации, которая это развитие провоцирует. Так или иначе, но именно в период дошкольного возраста у ребенка постепенно формируются:
Другими словами, приблизительно к 7-ми годам у детей появляется тот набор навыков, которые необходимы им для обучения в школе и именно поэтому этот возраст называют «идеальным» для начала обучения… Однако, как уже было отмечено выше, большинство не означает все. И есть дети, у которых ряд необходимых для обучения в школе навыков развивается медленнее и сложнее, чем у их сверстников. Из-за этого, в момент вступления в новую социальную ситуацию – школу, они оказываются неспособными с той же легкостью осваивать знания, как их сверстники. Сталкиваются с трудностями в освоении материала, социализацией в группе, но главное – с контролем собственного поведения. Очень скоро такие дети начинают выделяться из числа одноклассников, завоевываю репутацию «аутсайдеров», и смиряются с тем, что они хуже остальных, то есть – перестают прикладывать хоть какие-то усилия, чтобы исправиться… Из-за того, что эмоциональное или когнитивное (умственное) развитие этих детей не соответствует «необходимому для обучения в школе уровню», им действительно, оказывается, слишком трудно включиться в систему школьного обучения и их отношения со школой портятся на долгие годы.… Это, соответственно, вызывает беспокойство родителей, ситуация в семье становится напряженной или вовсе конфликтной, что в свою очередь только усугубляет те трудности, которые испытывает ребенок!.. Вот и получается замкнутый круг, выход из которого найти порой оказывается весьма непросто… А вот проведение диагностики готовности ребенка к школе помогает предупредить эти проблемы и трудности, и если есть необходимость, оказать своевременную помощь! Диагностику готовности к школе рекомендовано проводить в 6 лет, когда до начала обучения остается примерно год. Почему? Потому что выявляемые в рамках нее трудности и проблемы, зачастую, поддаются коррекции. И у ребенка в запасе перед школой остается целый год, чтобы подтянуть то, чего не хватает и освоить то, что еще не освоено!.. Хочется сразу же подчеркнуть: речь не идет о знаниях и умениях как таковых (например, знание алфавита или умение читать). Этому как раз ребенка научат в школе! Но для того чтобы обучение это стало возможным, ребенку необходимо уметь контролировать свое поведение, обладать достаточным объемом памяти и внимания, уметь это внимание концентрировать и удерживать, а еще – просто-напросто уметь общаться с другими детьми, которые будут его на протяжении школы окружать! И, к сожалению, развитие и формирование перечисленных навыков действительно иногда требует сопровождения. Это может быть связано с особенностями организации мозга (например, у левшей такое развитие происходит труднее, чем у правшей, и особенно трудно, если левшей в правшей переучивают) или нервной системы (например, если у ребенка стоит диагноз «гиперактивность», концентрация внимания для него априори затруднена). Это может быть связано с характерологическими особенностями или семейной ситуацией. Но, так или иначе, оставаясь без помощи, такие дети оказываются заложниками ситуации и обречены на возникновение проблем и трудностей в школе… А вот раннее выявление таких трудностей помогает использовать оставшееся до школы время «с толком» - помочь ребенку пройти необходимый этап развития! Сформировать необходимую для обучения в школе мотивацию, развить недостающие способности, а если необходимо – то отложить на год поступление ребенка в школу, чтобы еще один год использовать для необходимой подготовки!.. Именно поэтому, большинство психологов настоятельно рекомендуют родителям уделять внимание подготовке детей к школе и проводить необходимую диагностику тогда, когда еще есть время решить возникающие проблемы. Мы убеждены, что своевременная забота о ребенка помогает избежать огромного количеств проблем и трудностей, которые могут возникнуть в школе. Но главное – сплотить вашу семью и обезопасить ее от разнообразных кризисов, со школой связанных! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|