|
Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптацииАвтор статьи: Логинова Светлана Васильевна
До начала учебного года осталось совсем чуть-чуть, форумы в интернете на школьные темы становятся оживленнее, очереди в детских магазинах и канцтоварах длиннее, а тревога родителей и мысли о том, «Как пережить еще один учебный год?» все навязчивее. После летних каникул – относительно спокойного и стабильного периода, когда обычно отношения с ребенком становятся теплыми, доверительными, появляется истинный интерес друг к другу, разговоры «по душам», - так не хочется снова окунаться в школьные заботы и проблемы, особенно если был негативный опыт с первым ребенком или в предыдущих классах. На детских площадках все чаще встречаются фразы о том, что «Нам остался один/два/три года спокойной жизни, а потом школа…», а перед началом школы родители представляют, что начнутся тяжелые времена, и задумываются о том, как можно подготовить ребенка к школе. В этой статье я расскажу о некоторых важных моментах, которые желательно знать и понимать родителю школьника. Первое, и самое важное для успешной подготовки и адаптации ребенка к школе (особенно в начальной школе и пятом классе), - это… барабанная дробь… Вы сами: Ваше состояние, Ваш настрой, отношение к школе и переживания относительного школьной жизни ребенка. Без малейшего преувеличения скажу, что это самый важный момент, который обычно упускается родителями, - настрой себя самого перед школой. Практически всегда акцент при подготовке школе делается на том, как подготовить ребенка, какие навыки нужно срочно выработать, что такого «психологически правильного» рассказать о школе, как настроить на обучение, научить ли читать и писать, и так далее. И зачастую упускается тот факт, что сам родитель находится в возбужденном состоянии, в тревоге и опасениях перед предстоящими трудностями, а тревога это такое состояние, которым обычно заражаются люди вокруг, в особенности дети, чувствительные к состоянию родителей. Особенно это касается родителей, имевших свой трудный опыт в школьные годы, или намучившихся со старшим ребенком, или если в предыдущем классе были сложности в обучении или поведении. Помните: Вы не застрахованы от ошибок, вернее даже Вы обязательно совершите какие-то ошибки, сколько бы статей и книг не прочитать, сколько психологов и педагогов не посетив, невозможно делать «все правильно», но возможно не делать совсем уж неправильно. Как? Читайте дальше… Существует три переломных момента в процессе обучения в школе, когда ребенку приходится особенно трудно, и это нужно учитывать: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 класс) и переход из средней в старшую (10 класс). Знайте и учитывайте, что период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, сложившихся отношений с окружающими, типа учебного заведения и, как следствие, степени сложности школьной программы, а также от уровня подготовленности ребенка к школьной жизни. Чем Вы можете реально помочь в этот период, так это созданием позитивного настроя каждый день перед школой. Вспомним, что обычно принято говорить перед школой ребенку? «Не балуйся», «Веди себя хорошо», «Слушайся учителя». В целом в этих словах нет ничего плохого, но не забывайте добавлять какие-то добрые, положительные установки для ребенка: «Желаю тебе хорошего дня», «У тебя все получится», «Интересного дня в школе», «Я верю, что сегодня ты справишься со всеми заданиями» (если, например, будет контрольная или проверочная). Также в процессе адаптации к школе (да и на протяжении всей школьной жизни тоже) важны и разговоры с ребенком после школы. Старайтесь, встречая ребенка со школы, или когда увидитесь с ним в конце дня, не акцентировать внимание на школьных успехах, оценках, поведении в школе сразу, «с порога». Бывает, что на автомате первый вопрос родителя – это: «Что сегодня получил?», или, если есть проблемы с поведением: «Как сегодня себя вел в школе?». Для ребенка это может означать, что важен не он сам, его состояние и внутренний мир, а то, насколько он успешен: если получил хорошую оценку – его любят, хвалят, ценят, если плохую или замечание в дневник о поведении – то и он сам какой-то неправильный, неуспешный, неинтересный. Наилучшими словами, которые позволят снять школьную тревогу у ребенка, настроиться на доверительный разговор, если что-то неприятное действительно произошло, будут: «Как я соскучилась по тебе», «Рада тебя видеть», «Что было нового и интересного сегодня?», «Как прошел день в школе?». Проявляйте интерес к тому, что происходит в школе, да и просто слушайте ребенка. В период адаптации в выше указанных трех переломных моментах не стоит загружать ребенка дополнительно новыми кружками или секциями: они могут привести к перегрузкам; поэтому лучше оставить лишь то, что ребенок давно знает и умеет. Еще одно «Не»: постарайтесь не менять кардинально жизненный уклад, например, переездом в другое жилье или переходом в другую школу, а также не меняйте резко отношения в семье («Ты теперь большой, уже школьник, теперь ты должен…»). И последнее «Не»: не критикуйте своего ребенка (особенно при посторонних людях!), даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика только усилит его проблемы. Домашние задания – это огромная тема, которая заслуживает отдельной статьи, напишу здесь несколько коротких лайфхаков: 1) хорошо, если Вы выработаете такое отношение к домашним заданиям: «Я готова помогать, объяснять, быть рядом, если что-то не получается, но в целом это ответственность ребенка, ведь это ему получать неудовлетворительные оценки, если уроки не сделаны, а не мне». 2) После школы лучше не сразу садиться за уроки, а хотя бы час-два отдохнуть, поиграть, заняться тем, что хочется ребенку, а уже потом, с новыми силами садиться за уроки. Важный момент: компьютерные игры или сидение за планшетом не приводят к отдыху и расслаблению, а наоборот, создают дополнительную нагрузку для психики (подробнее об этом читайте в статьях: «Гаджеты в жизни ребенка: почему они вредны» и «Как уберечь ребенка от компьютерной или телевизионной зависимости»). 3) Не стоит стремиться сделать все уроки за один присест, лучше делать несколько перерывов по 5-15 минут. 4) Не засиживайтесь с домашними заданиями до полуночи, лучше раньше лечь спать и проснуться утром раньше. 5) Опять же – создавайте положительный настрой, подбадривайте его словами «У тебя получится», «Давай разберемся вместе», «Нужна ли тебе моя помощь?», «Чем я могу тебе помочь?», «Ты отлично/быстро справился с этим заданием», «Вот эта строчка написана особенно красиво и чисто». Незаменимый помощник во всех заботах, связанных со школой, особенно в первых классах, – это, как ни удивительно, часы. Если ребенок понимает временные рамки, может следить за временем, то с Ваших плеч снимается огромная часть ответственности. Часы помогают ориентироваться в том, сколько времени осталось до выхода со школы, через сколько пора ложиться спать, сколько времени есть на выполнение домашнего задания, - за всем этим вполне может следить ребенок, начиная уже с первого класса. Поэтому обучайте ориентироваться по часам со стрелками (это очень важный момент: так присутствует зрительный образ и ребенок быстрее схватывает суть времени, чем учась по электронным часам) и передавайте ему ответственность, когда нужно что-то успеть. Еще один помощник в заботах, связанных со школой, - это визуальные подсказки на самые разные темы: например, можно написать или нарисовать, разукрасив наклейками, что нужно положить в портфель; сделать расписание уроков на неделю и повесить его над столом; обсудить с ребенком и составить распорядок дня, включив туда время на отдых, домашние задания, и обязательно не забыть уделить время на семейное общение вдвоем, вместе с папой или другими детьми. И напоследок: поощряйте ребенка не только за учебные успехи, постарайтесь в целом отделить свои отношения с ребенком от успешности/неуспешности в школе. Школа – это конечно важная часть жизни, и любому родителю хочется, чтобы ребенок был успешен сейчас и во взрослой жизни, но куда важнее психическое здоровье и благополучие ребенка. Поэтому любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя любимым, нужным, значимым. * Материал впервые опубликован на http://loginova.info/blog/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|