Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации

До начала учебного года осталось совсем чуть-чуть, форумы в интернете на школьные темы становятся оживленнее, очереди в детских магазинах и канцтоварах длиннее, а тревога родителей и мысли о том, «Как пережить еще один учебный год?» все навязчивее. После летних каникул – относительно спокойного и стабильного периода, когда обычно отношения с ребенком становятся теплыми, доверительными, появляется истинный интерес друг к другу, разговоры «по душам», - так не хочется снова окунаться в школьные заботы и проблемы, особенно если был негативный опыт с первым ребенком или в предыдущих классах. На детских площадках все чаще встречаются фразы о том, что «Нам остался один/два/три года спокойной жизни, а потом школа…», а перед началом школы родители представляют, что начнутся тяжелые времена, и задумываются о том, как можно подготовить ребенка к школе. В этой статье я расскажу о некоторых важных моментах, которые желательно знать и понимать родителю школьника.

Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптацииПервое, и самое важное для успешной подготовки и адаптации ребенка к школе (особенно в начальной школе и пятом классе), - это… барабанная дробь… Вы сами: Ваше состояние, Ваш настрой, отношение к школе и переживания относительного школьной жизни ребенка. Без малейшего преувеличения скажу, что это самый важный момент, который обычно упускается родителями, - настрой себя самого перед школой. Практически всегда акцент при подготовке школе делается на том, как подготовить ребенка, какие навыки нужно срочно выработать, что такого «психологически правильного» рассказать о школе, как настроить на обучение, научить ли читать и писать, и так далее. И зачастую упускается тот факт, что сам родитель находится в возбужденном состоянии, в тревоге и опасениях перед предстоящими трудностями, а тревога это такое состояние, которым обычно заражаются люди вокруг, в особенности дети, чувствительные к состоянию родителей. Особенно это касается родителей, имевших свой трудный опыт в школьные годы, или намучившихся со старшим ребенком, или если в предыдущем классе были сложности в обучении или поведении. Помните: Вы не застрахованы от ошибок, вернее даже Вы обязательно совершите какие-то ошибки, сколько бы статей и книг не прочитать, сколько психологов и педагогов не посетив, невозможно делать «все правильно», но возможно не делать совсем уж неправильно. Как? Читайте дальше…

Существует три переломных момента в процессе обучения в школе, когда ребенку приходится особенно трудно, и это нужно учитывать: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 класс) и переход из средней в старшую (10 класс). Знайте и учитывайте, что период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, сложившихся отношений с окружающими, типа учебного заведения и, как следствие, степени сложности школьной программы, а также от уровня подготовленности ребенка к школьной жизни. Чем Вы можете реально помочь в этот период, так это созданием позитивного настроя каждый день перед школой. Вспомним, что обычно принято говорить перед школой ребенку? «Не балуйся», «Веди себя хорошо», «Слушайся учителя». В целом в этих словах нет ничего плохого, но не забывайте добавлять какие-то добрые, положительные установки для ребенка: «Желаю тебе хорошего дня», «У тебя все получится», «Интересного дня в школе», «Я верю, что сегодня ты справишься со всеми заданиями» (если, например, будет контрольная или проверочная).

Также в процессе адаптации к школе (да и на протяжении всей школьной жизни тоже) важны и разговоры с ребенком после школы. Старайтесь, встречая ребенка со школы, или когда увидитесь с ним в конце дня, не акцентировать внимание на школьных успехах, оценках, поведении в школе сразу, «с порога». Бывает, что на автомате первый вопрос родителя – это: «Что сегодня получил?», или, если есть проблемы с поведением: «Как сегодня себя вел в школе?». Для ребенка это может означать, что важен не он сам, его состояние и внутренний мир, а то, насколько он успешен: если получил хорошую оценку – его любят, хвалят, ценят, если плохую или замечание в дневник о поведении – то и он сам какой-то неправильный, неуспешный, неинтересный. Наилучшими словами, которые позволят снять школьную тревогу у ребенка, настроиться на доверительный разговор, если что-то неприятное действительно произошло, будут: «Как я соскучилась по тебе», «Рада тебя видеть», «Что было нового и интересного сегодня?», «Как прошел день в школе?». Проявляйте интерес к тому, что происходит в школе, да и просто слушайте ребенка.

В период адаптации в выше указанных трех переломных моментах не стоит загружать ребенка дополнительно новыми кружками или секциями: они могут привести к перегрузкам; поэтому лучше оставить лишь то, что ребенок давно знает и умеет. Еще одно «Не»: постарайтесь не менять кардинально жизненный уклад, например, переездом в другое жилье или переходом в другую школу, а также не меняйте резко отношения в семье («Ты теперь большой, уже школьник, теперь ты должен…»). И последнее «Не»: не критикуйте своего ребенка (особенно при посторонних людях!), даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика только усилит его проблемы.

Домашние задания – это огромная тема, которая заслуживает отдельной статьи, напишу здесь несколько коротких лайфхаков: 1) хорошо, если Вы выработаете такое отношение к домашним заданиям: «Я готова помогать, объяснять, быть рядом, если что-то не получается, но в целом это ответственность ребенка, ведь это ему получать неудовлетворительные оценки, если уроки не сделаны, а не мне». 2) После школы лучше не сразу садиться за уроки, а хотя бы час-два отдохнуть, поиграть, заняться тем, что хочется ребенку, а уже потом, с новыми силами садиться за уроки. Важный момент: компьютерные игры или сидение за планшетом не приводят к отдыху и расслаблению, а наоборот, создают дополнительную нагрузку для психики (подробнее об этом читайте в статьях: «Гаджеты в жизни ребенка: почему они вредны» и «Как уберечь ребенка от компьютерной или телевизионной зависимости»). 3) Не стоит стремиться сделать все уроки за один присест, лучше делать несколько перерывов по 5-15 минут. 4) Не засиживайтесь с домашними заданиями до полуночи, лучше раньше лечь спать и проснуться утром раньше. 5) Опять же – создавайте положительный настрой, подбадривайте его словами «У тебя получится», «Давай разберемся вместе», «Нужна ли тебе моя помощь?», «Чем я могу тебе помочь?», «Ты отлично/быстро справился с этим заданием», «Вот эта строчка написана особенно красиво и чисто».

Незаменимый помощник во всех заботах, связанных со школой, особенно в первых классах, – это, как ни удивительно, часы. Если ребенок понимает временные рамки, может следить за временем, то с Ваших плеч снимается огромная часть ответственности. Часы помогают ориентироваться в том, сколько времени осталось до выхода со школы, через сколько пора ложиться спать, сколько времени есть на выполнение домашнего задания, - за всем этим вполне может следить ребенок, начиная уже с первого класса. Поэтому обучайте ориентироваться по часам со стрелками (это очень важный момент: так присутствует зрительный образ и ребенок быстрее схватывает суть времени, чем учась по электронным часам) и передавайте ему ответственность, когда нужно что-то успеть.

Еще один помощник в заботах, связанных со школой, - это визуальные подсказки на самые разные темы: например, можно написать или нарисовать, разукрасив наклейками, что нужно положить в портфель; сделать расписание уроков на неделю и повесить его над столом; обсудить с ребенком и составить распорядок дня, включив туда время на отдых, домашние задания, и обязательно не забыть уделить время на семейное общение вдвоем, вместе с папой или другими детьми.

И напоследок: поощряйте ребенка не только за учебные успехи, постарайтесь в целом отделить свои отношения с ребенком от успешности/неуспешности в школе. Школа – это конечно важная часть жизни, и любому родителю хочется, чтобы ребенок был успешен сейчас и во взрослой жизни, но куда важнее психическое здоровье и благополучие ребенка. Поэтому любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя любимым, нужным, значимым.

* Материал впервые опубликован на http://loginova.info/blog/



Просмотров: 717
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Если Вашего ребенка травят в школе...
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации. Заключение.
  • Как подготовить ребенка к школе.
  • Как подготовить ребенка к школе
  • Как подготовить ребенка к школе?
  • Как подготовить ребенка к школе?
  • Как подготовить ребенка к школе
  • Как подготовить ребенка к школе
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Готовим ребенка к школе в 3 года - это реально?!
  • Как заставить ребенка хорошо себя вести в школе и стать отличником.
  • Как подготовить ребенка к самому первому дню в детском саду и школе?
  • У ребенка проблемы в школе
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Моего ребенка травят в школе, что делать?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Симбиотические отношения. Влияние на адаптацию ребенка в школе.
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • 25 способов узнать у ребенка как у него дела в школе, не спрашивая, как у него дела в школе...
  • Часть 2. Травля ребенка в школе: как действовать родителям?
  • Готовимся к школе. Развиваем слуховое ВНИМАНИЕ ребенка .
  • Готовимся к школе. Развиваем зрительное ВНИМАНИЕ ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь