Если уже за окнами лето и школьные принадлежности многими родителями купены, а будущие первоклашки с нетерпением ждут первого сентября, думаю, что сейчас более актуально для родителей не решать пойдет ли ребенок в школу или нет, но прояснить для себя, что именно можно сделать прямо сейчас и в ближайшие месяцы, чтобы сформировать у ребенка позитивное отношение к обучению в школе и соответственно сохранить психологическое и физическое здоровье ребенка.
Поход ребенка в первый класс – это переходный период между дошкольным и школьным возрастом. Давайте для начала определимся, что такое дошкольный возраст? А дошкольный возраст- это возраст первоначального” складывания личности”. На данный момент педагоги и психологи все чаще обращаются к субъектному началу личности. К этим субъектным характеристикам человека необходимо добавить его характеристику и как личности в качестве субъекта. Она включает направленность, мотивы; отношение к окружающему, к деятельности, к себе; саморегуляцию, выражающуюся в таких качествах, как собранность, организованность, терпеливость, самодисциплина; креативность, интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность. Эти качества начинают формироваться в дошкольном возрасте и развиваются в дальнейшем.
Поэтому готовность к школе делится на 3 вида:
1. Личностная готовность, которая состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями, качеств, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой среде (например, действовать совместно с другими, кода нужно уступать или наоборот не уступать);
2. Волевая готовность, как способность самостоятельно управлять своим поведением;
3. Интеллектуальная готовность.
Частая ошибка родителей заключается в том, что они сосредотачиваются на интеллектуальной готовности ребенка к школе, упуская из виду личностную и волевую готовность.
Таким образом, следует подчеркнуть, что предпосылками успешной учебной деятельности являются:
положительное отношение к школе, стремление идти в школу.
умение принимать учебную задачу.
умение общаться со сверстниками и взрослыми.
способность действовать по вербальной и зрительной инструкциям.
способность к произвольной регуляции поведения и деятельности.
способность к произвольному вниманию, памяти.
сформированность сенсорных эталонов / восприятие величины, формы, цвета/.
специальная работа по развитию знаково-символической функции мышления.
чороший уровень знаний об окружающем мире.
речевое развитие / словарный запас, произношение, умение выразить свои мысли, фонематический слух/.
развитие тонко-координированных движений руки, зрительно-моторных координаций.
Частые ошибки родителей первоклассников:
пугают ребенка, что школа – это не детский сад, тут все строго и бегать и играть, внушают ребенку: ты у меня самый успешный, самый умный, а он вдруг начинает не оправдывать ожиданий родителей, не тянет программу.
Заставляют учить уроки, часто в приказном тоне.
Если в первые месяцы обучения ребенок засыпает на уроках или залазит под парту и начинает там играть, то родители чаще начинают ругать и наказывать за такое поведение.
Внушают ребенку, что если он будет получать двойки у него ничего не получиться т.к. он не учит уроки, отчего часто у ребенка «опускается руки и родительское пророчество сбывается»
Как избежать этих ошибок?
Не нужно искусственно завышать планку, чтобы не усугублять состояние ребенка, который и так уже напряжен тем, что приходится сидеть за партой, жить по новому для него режиму, также не нужно ребенка заставлять упорно учиться, он обязательно должен поиграть с любимыми игрушками, а ложась спать, услышать сказку от папы или мамы. Для первоклашки очень важно соблюдать прежние дошкольные ритуалы: вовремя есть, одевать свою куклу, держать за руку маму по дороге в школу (это будет снимать накопившееся напряжение).
Помнить о том, что ведущей т.е. самой главной деятельностью в дошкольном возрасте является ИГРА, а в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Ребенок не может даже за несколько месяцев целиком и полностью переключиться с одной ведущей деятельности на другую. Поэтому основная задача родителей постепенно приучать ребенка к учебной деятельности постепенно увеличивая ее временные рамки и обязательно чередовать с игрой, или еще лучше вводить в обучение элемент игры. Главное, сделать все возможное, чтобы обучение для ребенка было интересным и захватывающим путешествием в мир знаний, а не ограничивалось фразой мамы, доносящейся из кухни «Иди учи уроки и аккуратно пиши, а то придет папа и возьмет ремень».
Если в первые месяцы обучения ребенок засыпает на уроках или залазит под парту и начинает там играть, и соответственно не усваивает школьный материал в полном объеме, то это говорит о неготовности ребенка к обучению, часто родителям сложно признаться себе, что они поторопились, что их «самое умное на свете чадо» в отличии от сверстников еще не созрел к полноценному усвоению школьных знаний, даже если он интеллектуально развит. В таком случае, рекомендуется забрать ребенка из школы и дать ему еще год для того, чтобы сформировались необходимые качества. В противном случае можно привить ребенку стойкое негативное отношение к обучению, что в дальнейшем будет достаточно сильно влиять на успеваемость.
Хвалите ребенка за его достижения в обучении.
Особое внимание следует уделить родителям, чьи дети не посещали детский сад и у них слабо развиты навыки общения со сверстниками или у которых были сложности в общении со сверстниками в детском саду. Подобные сложности могут возникнуть и в школе, что очень отражается на психологическом и физиологическом здоровье ребенка, а также его успеваемости. С данными сложностями рекомендуется обратиться к психологу, т.к. это может привести к снижению школьной мотивации, повышению тревожности и частым заболеваниям.
Ко мне часто обращаются родители с детьми, у которых есть те или иные сложности, которые связаны со школой. Когда начинаешь разбирать ситуацию, то выявляется, что проблема возникла уже давно, но думали, что все пройдет. В итоге время упущено, непродуктивное поведение стало для ребенка уже его привычным. В таком случае, исправить что-то уже сложнее, а если ребенок старше 10 лет, то для исправления уже нужно желание ребенка, которое как правило отсутствует. Поэтому если вы заметили, что ребенок не желает идти в школу, после школы прибывает в плохом настроении, у него резко снижается успеваемость, он начинает чаще болеть, то это сигналы к тому, что пора поговорить с ребенком и возможно обратиться за помощью к психологу, т.к. основы учебная деятельность закладывается именно в первые годы обучения, позже будет сложно что-то исправить.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.