"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". Моторика рук (а точнее мелкая или тонкая моторика) - это развитие сложных движений пальцев рук, с помощью которых мы осязаем, исследуем, изучаем множество предметов окружающего мира. Для ребенка это один из самых важных источников развития мозга, психических процессов - мышления, памяти, восприятия.
И разумеется, это фундамент для успешного освоения навыка письма.
Письмо - это серьезная нагрузка для старшего дошкольника и первоклассника: нужно особым образом держать ручку (карандаш) и одновременно стараться следовать образцу, который повторяет ребенок. А еще следить за осанкой, удерживать тетрадь (лист бумаги) и многое другое.
Хорошо развитая моторика рук позволит ребенку легче и с большим удовольствием научиться писать. Ему придется затрачивать меньше усилий, почерк будет более аккуратным, он будет меньше уставать и быстрее получит результат, который от него ждут учитель и родители.
К сожалению, дети с плохо развитой моторикой имеют больше проблем с письмом. Это может приводить к отвращению от письма и оказывать негативное влияние на общее желание учиться.
Поэтому родителям важно обращать внимание на развитие моторики рук у своего ребенка.
Как оценить уровень развития моторики рук?
После достижения ребенком 6-лет можно говорить о постепенном формировании у него ПГШ - психологической готовности к обучению в школе. В нее входит и соответствующий возрасту уровень развития тонкой моторики.
Один из наиболее показательных способов его узнать - попросить ребенка вырезать ножницами круг между двумя линиями (как на рисунке).
Распечатайте рисунок или нарисуйте его (диаметр внутренней и внешней окружностей должен быть 6,5 и 7 см). Дайте ребенку ножницы (они не должны быть слишком большими или тяжелыми для ребенка, а также тугими или тупыми) и предложите ему вырезать ровный аккуратный круг между внутренней и внешней линией. Начните делать это сами (2-3 см), чтобы показать ребенку, как ему нужно действовать.
Не торопите его и наблюдайте, насколько уверенно и аккуратно он действует. Если ребенок справился с заданием, линия круга получилась более или менее плавной и ни разу не вышла за линии - можно говорить о достаточном уровне развития моторики рук.
Если же он не справился с заданием, то родителям до поступления ребенка в школу стоит уделить внимание разнообразным упражнениям и играм на развитие тонкой моторики.
Если хотите обсудить результаты или узнать все нюансы подготовки ребенка к успешному обучению в школе - обращайтесь ко мне за консультацией.