|
Моторика ребенка и развитие речиАвтор статьи: Кирилко Елена Владимировна
Когда у ребенка происходит задержка речевого развития (ЗРР, ставят такой диагноз обычно до 4 лет), а позже врачи и логопеды говорят об ОНР, моторной или сенсорной алалии, дизартрии и ее стертой форме, многие родители впадают в панику. Что делать, ребенок почти не говорит, а если и говорит, то мало кто разберет о чем? А ребенку уже 3/4/5 лет. Кто-то идет к докторам за волшебной пилюлей, кто-то к остеопату, на массаж, Томатис-терапию, делают микрополяризацию головного мозга, занимаются у логопеда и многое другое. Что выбрать, как не ошибиться и не навредить? Во-первых, пользоваться услугами врачей с хорошей репутацией, которые не назначат схему лечения ребенку без предварительной диагностики (ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, УЗДГ сосудов головы и шеи, др.). Так как модная ныне тенденция потребления препаратов ноотропного действия (фенибут, энцефабол, пантогам, глицин и т.д.) всеми и вся без разбора ни к чему хорошему не приводит. С каждым днем появляется все больше сведений о длительных побочных последствиях этих препаратов. Так, например, гиперактивность и возбудимость возникающая часто после таких лекарств, порой не проходит и к 7-10 годам, а у двадцатилетних пациентов показатели памяти, внимания и работоспособности соответствуют показаниям людей 50-летнего возраста. Во-вторых, любой профессиональный врач, если и посчитает нужным прописать какие-либо препараты, назначить различные физиопроцедуры, настоятельно будет рекомендовать коррекционно-развивающие занятия с логопедом, дефектологом, нейропсихологом. Так как все медицинские препараты являются лишь «удобрением» для мозга, способствуют быстрейшему формированию новых нейронных цепей, новых навыков. Но сами цепи и связи мозг может простроить только благодаря целенаправленному воздействию обучающих действий. Т.е. родители лечат и лечат малыша, а толку нет. Задумайтесь, в первую очередь, а достаточно ли ребенка развивают дома, получает ли он необходимые речевые навыки в садике, или ему необходимо пребывание в логопедической группе, занятия с дефектологом и т.д. Многие родители наслышаны, что надо развивать пальчики ребенка, т.е. мелкую моторику, чтобы малыш поскорее заговорил. И вот парадокс, у Пети пальчики ловкие и сильные, он все понимает, но молчит в свои 3 года, а Вася в этом же возрасте рассуждает во всю и звуки все поставлены, а рисовать, лепить – так нехотя и кое-как, зато он выносливый в беге, играет ловко с мячом и т.д. Так какую моторику развивать спросите Вы: крупную, мелкую, артикуляцию? Ответ один: всю и всегда. Дело в том, что моторные (двигательные) области речи мозга тесно связаны с моторными зонами всего тела, в том числе и рук. И нарушенную речевую зону будет легче скомпенсировать, работая со всей моторикой ребенка. Чем больше двигательных навыков освоит ребенок, тем больше новых нейронных связей получат поврежденные области мозга, тем больше шансов преодолеть моторные дефекты речи. На занятиях с логопедом, ребенок будет осваивать правильную артикуляцию, звукопроизношение, дыхание, пальчиковые игры. На занятиях с нейропсихологом – осваивать общий двигательный репертуар, дыхательную гимнастику, упражнения для мелкой моторики. Для родителей, желающих самостоятельно развивать крупную и мелкую моторику своего ребенка, привожу в ссылках: 1) Перечень физических навыков ребенка 3-3,5 лет при нормальном развитии моторной (двигательной) сферы. http://www.psyoffice.ru/article/42396/ 2) Общие методические рекомендации по проведению развивающих занятий с детьми 3 – 5 лет в домашних условиях.http://www.psyoffice.ru/article/42398/ 3) Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет. http://www.psyoffice.ru/article/42399/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|