Как развивать ребенка?!

Как развивать ребенка

Одной из наиболее важных проблем, современной возрастной психологии, является проблема соотношения обучения и развития. Отечественные психологи придерживаются позиции Л.С. Выготского, который утверждал: "Обучение ведет за собой развитие, но не каждое обучение на это способно. Есть определенные виды задач, которые ребенок еще не умеет решать, и у него отсутствуют определенные умения и навыки. Но если решать эту задачу в деятельности, разделенной со взрослым, то ребенок возьмет от взрослого способ решения, и будет решать задачу хорошо и быстро. Эти познавательные структуры, которые появляются у ребенка в совместной деятельности со взрослым, находятся в зоне ближайшего развития. Поэтому надо подбирать такие задачи, которые ребенок еще не умеет решать, но которые находятся в этой зоне ближайшего развития. А для класса надо выбирать задачи, которые всех заинтересовывают, потому что сделать так, чтобы данная задача у всех была в зоне ближайшего развития, невозможно: кто-то уже ушел вперед, а кто-то отстает".

Зона ближайшего развития (ЗБР) - способность ребенка совместно со взрослым решать определенные задачи, которые он не может решать самостоятельно. А иногда ЗБР называют сами задачи, которые ребенок не может решать самостоятельно, но может решать совместно со взрослым.



Если ребенок может решать задачи самостоятельно, он находится в зоне актуального развития. Если ребенок не берет подсказку, то он еще не дошел до зоны ближайшего развития.

Сложности начинаются далее: есть точка зрения, что понятие ЗБР - искусственное и ничего не дает, т.к. можно при желании ребенку объяснить все. Просто надо уметь объяснять.

Начали изучать ситуацию подробнее, и были выявлены дополнительные признаки того, что ребенок находится в ЗБР:

1) Количество подсказок, необходимых ребенку для решения задачи. Их должно быть немного: в крайнем случае, с третьего раза, обычно с первого-второго.

2) Если ребенок схватил принцип решения задачи, он его не забудет.

3) Ребенку дается много задач: принцип формируется на одном материале, а затем материал варьируется - ближний и дальний перенос (близко или далеко от первоначальных условий). В ЗБР ребенок решает задачи на дальний перенос.

4) Когда ребенок получает новые знания, он воодушевляется. Ему нравится эта деятельность. Ему можно давать сразу много задач.

В зоне актуального развития ребенок решает задачу и смотрит: "Что дальше?" Те, кто не находится в ЗБР, не могут выполнить задачу: часть детей так до конца и не понимает объяснения, отказывается ее выполнять, другие как-то по интуиции с трудом решают задачу, но быстро забывают способ решения и не выполняют аналогичных задач с дальним переносом.

Пример эксперимента по определению ЗБР. Изучалось, в каком возрасте у подростков следует формировать способность к сложному вероятностному мышлению. Предлагалось решить задачу: "Билли ушел в комнату, хотя должен был оставаться с гостями, и так и не вернулся. Укажи возможные причины."

Когда причины высказаны, ребенку давали следующее пояснение: Если ты оцениваешь личностные свойства или поведение другого человека, надо научиться высказывать гипотезы, почему человек ведет себя так или иначе. (Один мальчик толкнул другого. Гипотезы: хотел обидеть, толкнул случайно, или его перед этим кто-то толкнул.) Сначала представь себе несколько гипотез, и только после этого сможешь сделать вывод, что другой человек хотел. Гипотезы одного класса объясняют поведение другого субъекта (он агрессивен, он на что-то обиделся). Гипотезы другого класса - что из себя представляет окружающая среда (его против меня настроили, его кто-то толкнул). Гипотезы третьего класса характеризуют самого размышляющего (я что-то ему не так сделал).

Соответственно, детям предлагали высказать гипотезы из других групп. Простое вероятностное мышление: когда высказываются только гипотезы только одной группы. Более сложное вероятностное мышление - учет всех групп.

То есть в 12 лет большинство детей находятся в ЗБР. И тренинги по этому вопросу лучше проводить в 12 лет. Те, кто успел развиться раньше, в принципе не нуждаются в учителе. Но им тоже полезно давать эти знания, потому что при стихийном развитии могут сформироваться те же принципы, но неупорядоченно, сможет решать меньше задач, и т.п.

Хотя 12,5% 12-летних еще не находятся в ЗБР, и их обучить невозможно, здесь все равно будет неудача.

Сложность работы с разношерстным классом: 5% 9-летних уже перешли ЗБР, а 92,5% еще не дошли до нее.

Сензитивный период - это тот возраст, в котором ребенок наиболее чувствителен к усвоению того или иного навыка/материала. Например, в возрасте 5 лет дети чувствительны к развитию феноменального слуха, а затем эта способность ослабевает.



Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Какие задачи, кроме учебных приходится решать ребенку?
  • Делать трудное, так и не создав трудностей! Как решать сложные жизненные задачи!
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенок с задержкой развития: Кто виноват? и Что делать?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как решать бизнес задачи?
  • Как решать с ребенком задачи
  • Почему нельзя решать чужие задачи
  • "Я и так вижу в чем моя проблема - и что дальше?". Задачи психотерапии
  • Ребенок 2,5 лет: агрессия или норма развития?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Учим детей новому или зона ближайшего развития на практике.
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Только мне решать, кто я
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • 10 проблем, которые я умею решать
  • На каком нейро-логическом уровне находится Ваша проблема и как ее решать? (часть 2)
  • На каком нейро-логическом уровне находится Ваша проблема и как ее решать? (часть 1)
  • (Что полезно сделать) Прежде, чем проблему решать
  • Что делать, если ребенок младше 3 лет дерется?
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • Мой ребенок ничего не ест или Бои в обеденной зоне



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь