Мой ребенок ничего не ест или Бои в обеденной зоне

Мой ребенок ничего не ест или Бои в обеденной зоне

Одна из наиболее часто встречающихся проблем родителей – нежелание детей есть (плохой аппетит, избирательность в еде).

Обычно на консультациях родители очень драматично рассказывают о таких явлениях: не заставить, ни утром есть не хочет, ни днем, ни вечером! Пока слушаешь, представляешь худого, изможденного ребенка, который за стенку держится… А видишь, как правило, нормального, здорового, розовощекого мальчика или девочку.

Как же так? Ничего не ест – а с виду и не скажешь! Мы начинаем выяснять, что же это такое «ничего» - и что с этим делать.

Сразу сделаем оговорку, что этот материал о физически здоровых детях, без серьезных соматических заболеваний.

Случаи, конечно, бывают разные, однако во всех налицо тревожная фиксация членов семьи (или одного члена семьи) на процессе приема пищи и всем, что с ним связано. Эта переменная неизменна.

Что же мы видим дальше? А вот тут есть варианты.

Случай 1.

На приеме мама, рассказывает про дочку Алису (5 лет). «Она у меня ничего не ест! Все приходится заставлять! Сидим возле нее с ложкой, уговариваем, мультики включаем, развлекаем – и так каждый раз! Сил больше нет! У врачей проверяли – все нормально, ничего не нашли. Почему у нее нет аппетита?»

Спрашиваю маму: что она еще ест, помимо обычных приемов пищи? «Да ничего почти…» Что будет, если насильно не кормить? Не хочешь – не ешь. У мамы глаза становятся огромными и испуганными: «Она же с голоду помрет!».

И абсолютно искренняя уверенность, что так оно и случится.

Маме было дано задание: в течение недели записывать ВСЕ, что ест Алиса, но насильно не кормить совсем. Стоило большого труда убедить маму, что ее ребенок не заболеет от «голодовки». В конце недели мы анализировали записи.

Выяснилось, что до обеда Алиса съела: пачку чипсов, яблоко, 2 баранки, сок, шоколадная конфета, молочный коктейль. От обеда отказалась (неудивительно). Между обедом и ужином: еще сок, кукурузные палочки, 2 конфеты, мюсли (любит). На ужин поковырялась в тарелке и почти ничего не съела («только» макароны - пара вилок).

Это был только один день. Девочка ела всухомятку всякие неполезные продукты абсолютно бесконтрольно и, естественно, уже не хотела есть в положенное время. Когда я маме показала это – мама сказала «ну, это разве еда, что она там съела?».

Добавлю, что у меня была возможность понаблюдать за Алисой в группе детского сада – поскольку там не было «лишних» продуктов между приемами пищи, ела она нормально. Мама не верила, думала, воспитатели обманывают. Стоило большого труда убедить ее пересмотреть дочкин рацион, убрав из него все неподходящее. Ну, и умерить собственное беспокойство. А запрос был «ничего не ест»…

У тревожных по теме питания родителей присутствует искренняя убежденность, что если они насильно ребенку что-нибудь в рот не впихнут и не будут строго следить за этим процессом – он сам есть не будет. Но это невозможно! Здоровый организм всегда возьмет столько, сколько ему нужно – если этому процессу не мешать! Проблемы с питанием возникают именно у детей, еду которых так вот строго контролируют.

Случай 2.

Тоже детский сад. Мама оставляет четкие указания: кормить ребенка с ложки (девочка 4-х лет), иначе она «с голоду умрет, а есть не будет». Молодая воспитательница добросовестно впихивает ненавистную кашу девочке, несмотря на ее слезы. Каша фонтаном рвоты вылетает обратно. И так почти каждый раз.

У ребенка уже нарушен процесс питания, ее организм отторгает ту еду, которую она не хочет есть. Раз ей нельзя цивилизованно отказаться – организм пользуется «нецивилизованным» способом. А что ему остается?

Случай 3.

У друзей в гостях. Семилетний Олег ест суп, аккуратно откладывая на край тарелки лук. Мама настаивает на том, чтобы он его съел. Олег сопротивляется. Мама начинает злиться, повышать голос, в итоге все кончается слезами мальчика и истерикой мамы.

Лук съеден. «И так каждый раз!» - вздыхает мама. «Ну ты представляешь, какой упертый!!! Сил моих нет просто! Издевается надо мной!».

Аккуратно интересуюсь, а в чем необходимость такая – съесть этот замученный лук? Почему нельзя разрешить ребенку не есть то, что ему противно? «Полезно…» - говорит мама.

Сама мама, кстати, в том же супе вылавливала морковку. «С детства, - говорит, - не люблю».

Похожие варианты есть и с другими продуктами – творогом, яйцами, сыром, рыбой. Заставляют, потому что «полезно».

Дорогие родители, не будет пользы ни от какого продукта, съеденного через слезы и сопротивление, не усвоится это! Если ребенок не любит творог – не заставляйте! Кальций есть в рыбе, орехах, бобовых культурах и много-много где еще! Не превращайте обеденную зону в поле боя!

Случай 4.

Десятилетний Валера сидит за столом по часу, вяло ковыряясь в тарелке. Все потому, что у папы, строгого кадрового офицера, есть убеждение «На тарелке должно быть чисто!». Он не выпускает сына из-за стола, пока эта тарелка не опустеет. Если в тарелке любимые макароны – проблем почти не бывает. Но если рис или гречка… Пиши пропало. Папа злится, сын плачет, у мамы головная боль.

Спрашиваю: а что будет, если в тарелке что-то останется?.. Папа парирует: да ничего хорошего! Что теперь, одни чипсы есть, что ли??

Цена ничем не подкрепленного убеждения – испорченные вечера в семье и формирующиеся навыки вранья со стороны подростка (был пойман за выкидыванием каши в окно).

Примеров еще много, к сожалению. И все они неконструктивные, приводящие в итоге к куда большим проблемам, чем те,что у родителей сейчас с детьми, которые «не хотят «нормально» есть.

Моя бабушка, как и многие другие бабушки и дедушки, пережившие голодное детство, впихивала в меня все подряд: батон, жаренный с сахаром, печенье с маслом и приговаривала: «Ешь, пока можно». Многие из нас не понаслышке знакомы с лишним весом, который спровоцирован последствиями подобных установок.

«Толстый – значит здоровый!» - слышали такое? Сейчас, кажется, уже все знают, что это убеждение работает прямо противоположно, но еще совсем недавно представление о здоровом теле было именно такое.

Почему же родители так застревают на теме питания?
На самом деле объяснить это несложно.

Еда – это одна из форм заботы. 
Нас приучают к этому с самого детства: переживаешь – на, съешь конфетку. 
Побаловать – купить мороженое, сходить в Макдональдс. 
Накормить – значит быть хорошим родителем.

А если ребенок вдруг отказывается играть по этим правилам – родитель испытывает жгучую тревогу, которую он объясняет себе тем, что боится за здоровье ребенка. В реальности же это чаще внутренний сигнал маме о том, что она плохая мама, а это очень болезненное чувство.

Если в вашей семье есть проблема с едой и совместные обеды и ужины превращаются в кошмар:

  • попробуйте проанализировать – что на самом деле происходит? 
    Действительно ли ребенок недоедает? Реальны ли ваши опасения? 
    Чего вы на самом деле боитесь? Уже одни только честные ответы на эти вопросы могут помочь вам изменить ситуацию;
  • не заставляйте детей есть нелюбимые ими продукты. Вспомните, у нас с вами есть возможность выбирать, что мы любим, а что нет – потому что мы взрослые. Дайте эту возможность
    и детям, у них есть на это такое же право!
  • составляйте меню вместе, хотя бы иногда. Пусть на этот раз ваш сын или дочь выберут: макароны по-флотски вы будете есть в пятницу вечером или картошку с мясом. Обсуждайте варианты;
  • не награждайте едой или делайте это как можно реже;
  • не превращайте процесс приема пищи в цирк – даже с малышами;
  • правила должны быть максимально простыми – «не хочешь – не ешь». Но ребенок должен знать: если он не ест завтрак, обед или ужин – то никаких печенюшек, конфет и чипсиков в промежутке не будет. И это не должно быть наказанием – ни в коем случае! Это общие семейные правила;
  • сформируйте свои собственные традиции, связанные с питанием.

Например, мне в детстве всегда говорили «в комнате не едят!». А так сложилось, что в моей семье все совершенно иначе – у нас есть маленький столик, который мы накрываем в комнате по вечерам. И нам нравится. А ковер можно потом пропылесосить.

Я желаю вам получать удовольствие от семейных обедов и ужинов. Это так приятно – когда семья собирается вместе за столом, хотя бы один раз за день!



Просмотров: 356
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Все, что будет, есть сейчас.
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Я! Я есть! Что Я есть? Пустые ли это звуки?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Созависимость – что это такое? Выход из зависимых отношений есть!
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Что есть бедный, а что есть богатый внутренний мир?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Прости меня мама, за то, что я есть.
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Все, что у нас есть и чего нет - результат чего?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь