Чувствительный ребенок: особенности развития чувствительного человека

Чувствительный ребенок особенности развития чувствительного человека

В прошлой статье мы говорили о том, что такое повышенная чувствительность, кто такие ВЧЛ и чем в принципе они могут отличаться от остальных. В этой части мы поговорим о том, как развивается чувствительный ребенок, чтобы лучше рассмотреть это явление на практике и в динамике.


 

Чувства детей нередко кажутся взрослым избыточными, мешающими, раздражающими. Даже в совершенно обычном, среднем варианте. Родителей раздражает то, что ребенку сложно пока контролировать и понимать социальные рамки, например – где и с какой громкостью можно говорить, смеяться, плакать, трудно контролировать свои физические потребности, например, в движении/отдыхе, свои реакции на вкус, запах, цвета или свет.

И совсем уж катастрофой становится, когда ребенок предъявляет, по мнению родителей, завышенные требования к окружающим условиям, а так нередко бывает именно тогда, когда это – чувствительный ребенок.

Чувствительный ребенок: иллюстрации к поведению



В младенческом возрасте трудно отличить ребенка с обычной чувствительностью от будущего представителя ВЧЛ, поэтому нет смысла диагностировать своего отпрыска на предмет принадлежности к этой группе ранее 3 лет.

Дальше, как правило, многое становится более ясным. Чувствительный ребенок может наотрез отказаться есть какую-то пищу, даже если другой нет и не будет в обозримом будущем, и ему предстоит голодать.

Чувствительный ребенок может не заснуть в группе детского сада только потому, что ему мешают другие дети рядом – их движения, звуки, чьи-то взгляды, которые ребенок чувствует даже через закрытые глаза.

Чувствительный ребенок порой не может сходить в туалет в общественном месте, если отсутствует возможность уединения и есть риск чужого взгляда (а так чаще всего бывает в детских садах и школах). И не у всех потом эти проблемы проходят без специальной помощи: я нередко встречал в своей практике клиентов, которые мучились с этим вопросом уже во взрослой жизни, будучи не в состоянии справиться с закрепленным в детстве рефлексом.

У них повышенные требования к комфорту, уровню шума, дистанции между людьми, чистоте или своей, индивидуальной организации пространства. Они редко могут переносить несанкционированные прикосновения, могут противиться каким-то празднествам, гостям по причине того, что им тяжело долго быть среди людей.

Чувствительный ребенок нередко лучше чувствует то, что происходит между родителями, и порой выдает свои «прозрения», от которых родители покрываются холодным потом – «откуда узнал?»

Чувствительный ребенок, особенно если интеллект – выше среднего, куда больше задает «неудобных» вопросов, ему трудно слушаться просто так, аргумент «потому что я так сказал/а» чувствительных детей не устраивает в корне, и они могут наотрез отказываться что-то делать без объяснений.

Чувствительные дети порой бывают более болезненными, а особенно (по наблюдениям из практики) такие дети подвержены различным аллергиям. И часто большинство подобных реакций – психосоматического порядка.

Так как ребенку сложно донести взрослым свое неприятие определенных вещей (это отвергается и обесценивается родителями), выходом становится буквально физическое отторжение чего-либо. Не всегда аллерген является именно тем, против чего направлен протест, однако общее число аллергиков среди чувствительных детей явно выше, чем среди обычных.

Болезни в целом становятся определенным способом протеста – не идти туда, где невыносимо (детский сад, школа), не делать то, что неприемлемо, не терпеть то, что нет сил терпеть – болезнь нередко «извиняет» и становится «объективной причиной» для родителей. «Он капризный» — совсем не то же самое, что «у него гастрит/астма/ОРВИ». Второе, как ни странно, куда больше устраивает родителей.


 

Что интересно, порой вся болезненность и аллергии проходят с возрастом, когда человек осознает и начинает использовать свое право относиться к своей чувствительности с уважением.

И в заключение этой части – иллюстрация.

— Мам, закрой окно. Нет, не так, оставь щелку. Нет, не такую, побольше, ага… И включи пожалуйста другой ночник. Нет, не зеленый, а синий. Мам, есть разница! Ну пожалуйста, синий… И подушку мне дай другую. Нет, не серую, а коричневую. Нет, мам, мне нужна именно коричневая – она мягче. Нет, оставь плеер, я буду музыку слушать. Потому что соседи кричат, мне так не заснуть. Не слышишь? Ну а я слышу… Мам, ну пожалуйста, можно я музыку буду слушать? Да не выпендриваюсь я, мне они правда мешают!

Чувствительный человек: адаптация



Понятно, что такие «выступления» детей часто выводят родителей из себя. Все эти требования, которые чувствительный ребенок предъявляет миру, кажутся порой не только невыполнимыми, но порой даже воспринимаются как открытое издевательство.

Что следует за этим всем? Чаще всего – наказание, обесценивание чувств, ругань, крики и разное иное выражение недовольства родителей. Такое происходит и с обычными детьми, но чувствительный человек все воспринимает острее, и если кто-то, став взрослым, может заявлять «меня пороли – я человеком вырос», то для человека с повышенной чувствительностью даже разговор о возможном насилии (угроза порки) может стать настоящей травмой.

В итоге получается, что чувствительные дети живут постоянно в мире боли: им некуда порой разместить свои повышенные требования к комфорту, их восприятие мира не находит поддержки, порой никто и никак не помогает им облегчить свои страдания.

Все, что они слышат – «не обращай внимания, подумаешь…», «да что ты капризничаешь», «будь проще» и сакраментальное «все дети – как дети, а ты…»

Из терапевтической беседы:

«Я всегда пытался быть как все – прикладывал массу усилий, но, судя по реакции окружающих, у меня так ничего и не получилось. Кроме стыда за то, что я не в состоянии изменить себя, и постоянно всем доставляю неудобства».

Понятно, что испытывая повышенную нагрузку и более интенсивную боль, находятся и разные средства защиты. От попытки заморозить свои чувства и уйти в полную рассудочность до  деструктивных зависимостей, от выбора одиночества как формы более безопасной жизни до попадания в любовную зависимость на почве убежденности, что этот человек – единственный, кто способен хоть как-то терпеть такую «неудобную личность» высокочувствительного индивида.

Понятно, что все эти вещи могут случиться и по иным причинам, с повышенной чувствительностью не связанным. Но, скажем так, риск подобного развития ситуации в жизни ВЧЛ повышен. Впрочем, это компенсируется некоторыми преимуществами, о которых мы поговорим в третьей части.

Чувствительный ребенок выносит во взрослую жизнь, прежде всего, ощущение, что он – не такой, как все. В принципе, каждый человек – индивидуальность, но в данном случае имеет место быть объективное отличие: чувствительный человек и правда многое воспринимает из того, что не в состоянии распознать большинство.

А так как родители постоянно ругали, обесценивали, игнорировали и т.д. пожелания чувствительного ребенка, то вывод ребенок делает простой: его чувства – не угодны, не нужны, он с ними не будет принят в мире, и естественным образом возникает необходимость эти чувства куда-то спрятать.

Дальше начинается борьба с переменным успехом: принять себя – для такого человека значит обречь себя на унижение и обесценивание. Не принимать себя и стараться быть как все – означает постоянное нахождение в дискомфортных условиях и боль.

Постоянные чувства такого человека – вина, стыд, ощущение собственной неполноценности, страх отвержения со стороны других, страх вообще не состояться в этом мире, так как играть по общим правилам чувствительный человек не в состоянии, а требовать уважения к своим особенностям у него не хватает духа, ведь его крепко приучили к тому, что его пожелания к миру – нереальны, более того – ничего, кроме раздражения и злости у других не вызывают.

Нередко чувствительные люди воюют с собственным телом: именно оно нередко «назначается» виноватым во всех бедах (это же ведь «оно» не хочет ощущать и чувствовать, как все, это у него – повышенные требования), но эта борьба приводит только к развитию нового витка болезней и прогрессированию психологических проблем.

О том, что с этим делать во взрослом возрасте, мы поговорим в третьей части статьи. А сейчас хочется сказать несколько слов о том, что же делать родителям, если вы обнаружили, что ваш ребенок – именно такой.

Повышенная чувствительность ребенка: что делать родителям?



Соглашусь с тем, что невозможно обеспечить ребенку идеальные для его требований условия. И действительно, вся наша жизнь состоит из балансирования между нашими потребностями и теми ограничениями, которые предъявляет действительность.

Но принципиальный вопрос для родителей вот в чем: признавать ли чувства ребенка адекватными, позволять ли ему их высказывать, относиться ли к ним с вниманием (что не означает тут же бежать и выполнять требуемое) или же сразу обесценивать, ругать уже за сам факт обнаружения этих чувств.

Родители, которые не могут дать вообще никакого места чувствам ребенка, как правило, сами имеют проблемы контакта с собственными чувствами. Они привыкли подавлять свои и раздражаться на них, и как следствие – чувствуют себя тем более обескураженными перед тонкими и более интенсивными чувствами сензитивного ребенка.

Крики, агрессия, насилие – все это сигналы о том, что родитель не умеет справляться со своими чувствами и не может научить этому ребенка. Так что, в идеале, хорошо бы разобраться со своими реакциями, прежде всего.

А касательно того, как проживать эти ситуации с ребенком – то для начала дать ему понять, что он имеет право на свои чувства, и что его повышенная чувствительность – это лишь вариант развития. Важно помочь ребенку не отвергать свои чувства, но с другой стороны, постараться объяснить, что мгновенное удовлетворение всех его потребностей бывает невозможно.

В ситуации, когда, например, ребенок не хочет есть (а другого нет) – можно позволить ему сделать осознанный выбор: готов ли он терпеть голод, пока не попадет домой? Это для него лучше, чем запихивать в себя отвратительную пищу? И если таков его выбор – то почему бы не дать ему этот выбор? Ведь возможно, вы кормите его только ради собственного успокоения.

Или, например, если ребенок жалуется на шум, помогите ему найти для себя приемлемый вариант адаптации – музыка в наушниках, специальные наушники с шумоизоляцией, а если есть возможность выбирать жилье, то можно учесть этот фактор при его выборе.

В ситуации, когда сделать вообще ничего невозможно (поездка в общественном транспорте, от которой нельзя отказаться, например), то хотя бы посочувствовать ребенку и дать ему понять, что вы постараетесь избегать впредь подобных ситуаций, а сейчас готовы сделать все, чтобы он как-то пережил эту ситуацию легче (поиграть по дороге в какую-то словесную игру, почитать книжку, посмотреть мультик на устройстве и т.д.)

Важно, чтобы ребенок понимал – его чувства принимаются. Да, родитель не может прямо сейчас изменить ситуацию, но поддерживает ребенка с его ощущениями. Ребенку важно чувствовать, что ему верят.

Вообще, в ситуации, когда вы обнаружили, что у вашего ребенка – повышенная чувствительность, скорее всего, вам придется в чем-то настроиться на индивидуальный формат развития ребенка. Ведь многое в общественной жизни не рассчитано на тонкую и сложную индивидуальность ВЧЛ, и потому некоторые условия могут быть просто неприемлемы для чувствительных детей.

А в третьей части мы поговорим о том, как быть взрослому, чьи тонкие чувства в детстве уже не были приняты окружающими, и кто до сих пор страдает от своей повышенной чувствительности, не зная, как найти ей место в этом мире: «Чувствительность человека: принять нельзя бороться».





Просмотров: 598
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как наладить сон (особенно, если вы чувствительный человек).
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Ребенок плохо ведет себя в общественном месте. Что делать?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Если ребенок управляет родителями, он сам становится неуправляемым
  • Ребенок с повышенной чувствительностью. Принять и жить в согласии.
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • "Хорошо, что ты не такой чувствительный, как я!"
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь