Чувства помогают нам ощущать краски жизни, добиваться целей, и они нас защищают.⠀
У нас принято делить чувства на плохие и хорошие. Вот вроде как если я злюсь – я плохой. И детей тому же учим. «Что ты, Васенька, нельзя девочку палкой». А Васенька просто что-то чувствует и не знает что с этим чувством делать. Что попалось – туда и спускает. Хотя скорее всего, Васенька просто где-то увидел что выпустить свою злость можно именно таким способом.
Итак, наши дети тоже злятся, бьют нас по непонятным причинам, толкаются в песочнице, устраивают истерики в магазинах.
Вот пора нам, родителям, перестать уже смущенно опускать глаза в парке, когда ребенок заливается в истерике. «Тихо! Тихо! Ты что же это так орешь?» «А мальчики вообще не плачут! Нельзя! Перестань реветь, ты что девчонка?»
В прошлой статье е я вам сказала что нельзя детей бить. Так вот есть еще одно нельзя.
Нельзя детям запрещать чувствовать! Потому что заглушенные и непережитые чувства никуда не уходят – они влияют на нас изнутри трансформируясь во внутренние запреты, страхи, комплексы, либо получают выход через психосоматику.
Если ребёнок испытывает негативное чувство, нужно:
научить ребенка чувство осознавать;
научить его что с этим чувством делать.
Теперь как.
Xерез эмпатию. Ребенок должен понять что он причиняет боль. Все дети начинают года в два-три тестировать применение силы. Бьют, кусают. Что делать? Показывать что больно. Вот прямо сквасить лицо покривее и заплакать. И точно не реагировать: «эй, ты чего, мамочке же больно, тебе вот будет приятно если я тебя тресну?»
Проговаривать с ребенком его чувства и объяснять их. То есть ребенок рвет и мечет – мы спокойно говорим: ты сейчас злишься. Давай вместе попрыгаем и злость прогоним. Или покричим, или ногами потопаем, или руками помашем сильно! Или: тебе сейчас очень обидно, потому что… Давай эту обиду отпустим как воздушный шарик. То есть обязательно предлагать решение что ребенку делать с чувством.
Проговаривать свои чувства: я сейчас расстроена, потому что…
Тут без личного примера никак. Если в семье родители друг на друга кричат, то ребенок усвоит эту модель. Вы можете заобъясняться ему потом почему нельзя кричать на учительницу, и это будет бесполезно.
Если ребенок получает порцию агрессии от родителей, он будет передавать эту эстафету дальше и вымещать злость на младших или более слабых.
Так что рецепт такой: личный пример + научить осознавать чувство + научить что делать с этим чувством.
Больше статей, общение, информация о мероприятиях и прямые эфиры в инстаграм: @psychoprosto
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.