Почему мой ребенок не хочет делать уроки, и что с этим делать?
Автор: Дурдыева А.И.
«Почему мой ребенок не хочет делать уроки? Почему мой ребенок не делает уроки сам? Почему я всегда должна заставлять его делать их? Процесс выполнения домашнего задания у нас проходит сквозь слезы, вопли, крики; почему происходит именно так?» примерно такие вопросы задают многие родители обучающихся в начальной школе детей.
Состояние родителей понятно: многочисленные рабочие задачи, стресс, накопившаяся усталость, проблемы на работе и т д. Все это отражается на эмоциональном состоянии взрослого. В этом состоянии он приходит домой (обычно вечером), хочет расслабится, отдохнуть, но тут его кроме домашних обязанностей ждет ребенок с несделанными уроками. И тут происходит БУМ: ссоры, крики. Подобная картина знакома части родителям. Многим родителям кажется, что ребенок делает это им назло: «Ведь он же знает, что я приду домой уставший/ая, почему он не мог сделать уроки сам? Почему он доводит до скандалов? Он же знает, что я буду ругаться!».
В данном случае стоит подчеркнуть одну очень важную вещь – ребенок делает это вовсе не на зло. В том, что у него не сделаны уроки он не виноват. Возможно, ребенок не сделал уроки по каким-то внутренним, психологическим причинам. Одной из таких причин может быть недостаточная сформированность функций лобного отдела головного мозга, который отвечает за регуляцию и контроль над деятельностью. Ведь чтобы сделать уроки надо для начала поставить себе цель «сделать уроки» (а эта цель у большинства учеников не вызывает сильного интереса), затем отодвинуть на задний план все интересные вещи, которые можно было бы сделать в это время (играть в компьютер или телефон, смотреть мультики, пойти погулять), и выдвинуть на передний план не такую увлекательную деятельность как «выполнение домашнего задания»; составить четкий план действий (что я сейчас буду делать); приступить к выполнению этих действий (приступить к выполнению домашнего задания) и проконтролировать, чтобы все было выполнено правильно. Столько усилий надо приложить ребенку для того, чтобы сесть и выполнить домашнее задание – для этого нужно иметь большую силу воли!
«Могу ли я (родитель) что-то сделать с этой проблемой? Ведь такое мучительное выполнение домашнего задания невыносимо и для меня, и для ребенка». Ответ есть – родитель может помочь ребенку в этом нелегком процессе. Он может организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы у ребенка постепенно вырабатывался навык самостоятельного выполнения заданий. Для этого следует придерживаться следующих рекомендаций.
Предельно важна подготовка ребенка к выполнению домашнего задания, поэтому:
Не рекомендуется заставлять делать ребенка домашнее задание насильно, так как естественным последствием такого будут только 2 вещи: порча отношений со значимым взрослым (родителями) и формирование негативного отношения к выполнению домашнего задания и к учебе вцелом.
Родителю не рекомендуется выполнять домашнее задание за школьника. Важно помнить, что выполнение домашнего задания – это ответственность самого школьника. Если ребенок примет эту ответственность на себя, то это будет большой шажок к формированию ответственной взрослой личности в будущем.
Заранее планируйте время выполнения домашнего задания. Только делать это нужно, совместно договариваясь с ребенком.
Очень хороший вариант – это создание четкого расписания на каждый день с фиксированным временем под определенные виды деятельности. Например, после школы ребенок кушает, потом отдыхает примерно час или два, и в период с 16:00 до 18:00 выполняет домашнее задание. В этот и только в этот период ребенок выполняет ДЗ! После 18:00 у ребенка отдых (и он об этом знает). Чисто психологически, если ты знаешь, что тебе нужно немного поднапрячься, а потом будешь отдыхать – приступить к выполнению неприятного задания будет проще. К тому же, если постоянно ежедневно делать уроки в одно и то же время, постепенно выработается привычка, и делать неприятные дела будет становится куда проще. Хороший способ справится с леностью (а это актуально и для взрослых) – это четкая организация режима дня. Она структурирует человека и «собирает его».
Также, очень важно заранее напоминать ребенку о том, что ему скоро делать уроки, чтобы ребенок успел «морально подготовится» и завершить все свои дела. Согласны, что если в середине очень интересного дела вас неожиданно прервут и скажут, что надо куда-то идти и что-то делать (потому что вы договаривались), то вы будете испытывать не очень приятные эмоции, а именно фрустрацию (неприятное чувство незаконченности).
Как дополнительный организационный метод можно использовать будильник или таймер: за 30 минут до срока выполнения домашнего задания ребенка предупреждают, что скоро ему нужно будет заняться делом и заводят таймер на 30 минут, предупреждая, что когда прозвенит таймер, мы пойдем заниматься. Такая подготовка важна для ребенка, ведь теперь мамин указ, что пора делать уроки, не будет столь неожиданным.
При подготовке ребенка к выполнению ДЗ, также, можно использовать мотивационные элементы. Выполнение домашнего задания – дело не легкое, но вот если после этого будет что-то приятное, то ребенок с большей охотой согласится выполнять неприятную для себя деятельность. Чем-то приятным для ребенка в качестве поощрения может выступать интересная для него деятельность (например, кто-то любит собирать конструктор. Поэтому сначала мы выполним домашнее задания, как «настоящие взрослые», а потом будем отдыхать). Главное, чтобы поощрение не было чем-то материальным, в противном случае мы не сформируем ответственное поведение у ребенка.
В процессе выполнения домашнего задания следует учитывать следующие моменты:
Ребенок – это не взрослый, и он не может работать на протяжении длительного периода времени, поэтому важно устраивать переменки через определенные временные промежутки. Например, каждый 20-30 минут делать переменки по 5 минут, заполняя их физическими упражнениями.
Родитель при научении ребенка выполнению домашнего задания берет на себя функцию организатора. Если ребенок пока сам не может себя организовать, то эту функцию будет выполнять взрослый. Задача взрослого, как было указано выше, - не делать домашнее задание за ребенка, а организовать процесс его выполнения: взрослый дает четкие инструкции ребенку: сейчас тебе нужно взять портфель и достать дневник; посмотри, что тебе задали на завтра; с какого предмета хочешь начать делать уроки? доставай тетрадь по математике; прочти условие задачи и т д. Постепенно организующую помощь следует уменьшать, а затем и вовсе отменить. Это полезно, потому что любая новая деятельность у ребенка сначала возникает «вместе со взрослым», а потом переходит внутрь ребенка, то есть ребенок сначала ее осваивает (при общении со взрослым), и затем начинает выполнять ее без взрослого. Контроль над своим поведением – это новый навык для младшего школьника, особенно первоклассника. Сначала ребенок осваивает его со взрослым (взрослый - организатор), а потом ребенок научается делать все самостоятельно.
Из общеизвестных рекомендаций по помощи ребенку родителями в выполнении домашних заданий стоит еще упомянуть следующие:
Чаще хвалить ребенка (при любых успехах) для формирования положительного отношения к выполнению домашнего задания и к учебе вцелом.
Не торопить ребенка
Создать «рабочие условия»: исключить все посторонние шумы.
Если у ребенка возникли трудности в выполнении задания, взрослый может объяснить принцип выполнения задания на первом из нескольких примерах или на аналогичном примере, но не выполнять задания за ребенка.
Следует начинать с простых заданий и заканчивать сложными
При обнаружении ошибок сообщить ребенку, что у него есть ошибка, но не показывать, где она именно. Помним, что контроль над деятельностью (в том числе и проверка на правильность) – это тоже важный и необходимый навык.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.