Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?

Для успешной учебы ребенку нужно освоить три функции:

  1. Познавательная (Работа с информацией -  поиск, анализ, классификация, сравнение, логика)
  2. Коммуникативная (взаимодействие, работа в группах, умение работать в проекте, отношения с однокурсниками, одногруппниками, одноклассниками, учителями, тренерами)
  3. Регулятивная (мотивация, постановка целей, самоконтроль, концентрация и расслабление).

 

Из моего опыта мне кажется, что самые частые проблемы связана с развитием регулятивной функции. Мотивации и самоконтроля не хватает, успеваемость падает, и родители хотят понять, в чем же проблема? В гаджетах? В недостаточном контроле с их стороны? В пагубном влиянии соцсетей?

 

ОТКУДА ПРОБЛЕМЫ?

Мы не рассматриваем сейчас крайние случаи - например, насилие в семье или наличие каких-либо особенностей в развитии ребенка. Рассматривая самые обычные семьи, Екатерина Патяева в своей книге от «Рождения до школы» выделяет несколько видов воспитания детей: «традиционный», «потакающий», «развивающий», «программирующий», «эпизодический», «личностно-ориентированный».

Обычно в семье смешанный стиль воспитания, но в семье, где присутствуют трудности какой-то вид может быть выражен сильнее. Эти виды воспитания имеют разные следствия, но мы рассмотрим только те, которые связаны с проблемами самоконтроля.

Традиционный стиль – «ребенок должен всегда слушаться старших». Ребенок приучается четко соблюдать нормы и правила, обучается тому, «что такое хорошо, что такое плохо». Если ребенок не слушается, его принуждают к послушанию. Обратная сторона: исполнительный ребенок остается лояльным лишь до определённого возраста, а затем, к примеру, в старших классах или в институте может «пуститься во все тяжкие». Не привыкший к свободе, он не знает, что с ней делать, когда внешнего контроля почти нет. Или же ребенок, выражая согласие, на деле стремится делать по-своему, прибегает ко лжи.

 

Потакающее поведение родителей формирует ребенка-эгоцентрика. Родители стремятся непременно удовлетворить ребенка, избегают конфликта с ним и не устанавливают границ в его поведении. Ребенок, понимая, что он - центр мира, превращается в деспота, манипулятора или просто капризного человека, не считающегося с мнением других людей.

Здесь трудности в обучении очевидны – ребенок воспринимает мир аналогично семейной среде – ему «все должны» и он не готов прилагать серьезных усилий для достижения результата.

 

Кажется, привлекательным развивающее воспитание, когда родители ставят интеллектуальное развитие выше этического – как следствие получается талантливый, воспитанный, умный эгоист, не способный выстраивать партнерские отношения. С учебой и самоконтролем у него все в порядке, поэтому этот вид мы пропустим.

 

Программное воспитание стремится навязать ребенку определенные сценарии и модели жизни и успеха. Этот стиль "удобен" родителям, наличие готового сценария снижает тревогу неопределенности за будущее. Например, ребенок должен стать военным, или политиком, как отец, дед. Обратной стороной является отсутствие выбора, замкнутость внутри «программы». Ребенок "убежав" от родительского сценария и не найдя своего пути, не понимает, что делать со своей свободой. Высока вероятность конфликта «отцов и детей», депрессии и отчуждения. Кроме того, мир слишком быстро меняется, и жесткое следование программе ведет к проигрышу.

 

Эпизодическое воспитание. Родителям, который на первое место ставят работу, не хватает времени на детей, ребенок испытывает дефицит эмоциональной близости в трудных для него ситуациях. Как следствие, ребенок пасует перед вызовами, уклоняется от ответственности, что потом мешает учебе, когда есть необходимость осваивать сложный материал или делать проекты. Эпизодическое воспитание исключает постоянство – как усилий, так и эмоциональной поддержки.

Эти виды воспитания играют важную роль в формировании способностей к самостоятельной учебе.  Обращаясь к литературе, родители находят нужные советы. Но знать и уметь действовать - не одно и то же.

"Как быть строгим, но добрым? Мне кажется, когда я строгий, я становлюсь злой, и мне жалко ребенка?" - спросил меня один мужчина на консультации.

На деле родителям иногда трудно провести черту между строгостью и жёсткостью, установкой границам и давлением. В случае традиционного воспитания давление является нормой, в лучшем случае ребенок протестует, в худшем - свыкается с давлением.

В случае эпизодического воспитания – родитель может говорить о правилах, но не требовать их соблюдения. Родитель, испытывая чувство вины за свое отсутствие, как бы извиняясь перед ребенком, потакает ребенку и избегает конфликта. Потакающий родитель также не может вводить правила, поскольку ему трудно выдерживать капризы и слезы ребенка, и родители сдаются на милость своего дитя.

Потакающие и традиционные родители часто "обкладывают ватой" ребенка: когда ребенок готов действовать самостоятельно или при помощи старших, ему не дают действовать, оберегая от любого риска.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Строгость и правила на самом деле не мешают любить ребенка и заботиться о нем. Для этого нужно самому родителю проработать свои реакции. Проработать - значит осознать, назвать, сделать понятными и научиться ими управлять. Научиться оставаться теплым, будучи в меру строгим, не становиться жестким, следить за границами, самому не нарушая правил.

 

КАК ЭТОГО ДОБИТЬСЯ?

Здесь как в самолёте - сначала надень спасательную маску на себя, а затем - на детей. Почему? Если родитель «задыхается» от трудностей воспитания ребенка – он не сможет помочь ребенку пройти через кризис, поскольку сам находится в кризисе.

Для овладения эмоциональными реакциями недостаточно читать книги, необходима практика. Помогут рефлексивные техники, психологические консультации, и, при необходимости, психотерапия.

Психологическая работа с родителем не исключает работы и с ребенком, но для успеха нужно начинать именно с родителя.

И в завершение - английская поговорка: "не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя, все равно ребенок будет похожим на вас".



Просмотров: 747
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Ребенок не слушается, что делать? 3 золотые правила для родителей
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • Мой ребенок ворует. детское воровство. Что делать ,когда ребенок ворует?
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок?
  • "Мой ребенок меня обманывает! Что делать?!"
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок? Продолжение...
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы родителям.
  • Одиночество как ресурс или когда внутреннии ребенок говорит: "Привет".
  • Перевод статьи "Аналитик, ребенок и родители: Святая троица или ад кромешный?"
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Что делать, когда ребенок не слушается?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Что ребенок может "сям"?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь