|
Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?Автор статьи: Бочкарев Петр Петрович
Для успешной учебы ребенку нужно освоить три функции:
Из моего опыта мне кажется, что самые частые проблемы связана с развитием регулятивной функции. Мотивации и самоконтроля не хватает, успеваемость падает, и родители хотят понять, в чем же проблема? В гаджетах? В недостаточном контроле с их стороны? В пагубном влиянии соцсетей?
ОТКУДА ПРОБЛЕМЫ? Мы не рассматриваем сейчас крайние случаи - например, насилие в семье или наличие каких-либо особенностей в развитии ребенка. Рассматривая самые обычные семьи, Екатерина Патяева в своей книге от «Рождения до школы» выделяет несколько видов воспитания детей: «традиционный», «потакающий», «развивающий», «программирующий», «эпизодический», «личностно-ориентированный». Обычно в семье смешанный стиль воспитания, но в семье, где присутствуют трудности какой-то вид может быть выражен сильнее. Эти виды воспитания имеют разные следствия, но мы рассмотрим только те, которые связаны с проблемами самоконтроля. Традиционный стиль – «ребенок должен всегда слушаться старших». Ребенок приучается четко соблюдать нормы и правила, обучается тому, «что такое хорошо, что такое плохо». Если ребенок не слушается, его принуждают к послушанию. Обратная сторона: исполнительный ребенок остается лояльным лишь до определённого возраста, а затем, к примеру, в старших классах или в институте может «пуститься во все тяжкие». Не привыкший к свободе, он не знает, что с ней делать, когда внешнего контроля почти нет. Или же ребенок, выражая согласие, на деле стремится делать по-своему, прибегает ко лжи.
Потакающее поведение родителей формирует ребенка-эгоцентрика. Родители стремятся непременно удовлетворить ребенка, избегают конфликта с ним и не устанавливают границ в его поведении. Ребенок, понимая, что он - центр мира, превращается в деспота, манипулятора или просто капризного человека, не считающегося с мнением других людей. Здесь трудности в обучении очевидны – ребенок воспринимает мир аналогично семейной среде – ему «все должны» и он не готов прилагать серьезных усилий для достижения результата.
Кажется, привлекательным развивающее воспитание, когда родители ставят интеллектуальное развитие выше этического – как следствие получается талантливый, воспитанный, умный эгоист, не способный выстраивать партнерские отношения. С учебой и самоконтролем у него все в порядке, поэтому этот вид мы пропустим.
Программное воспитание стремится навязать ребенку определенные сценарии и модели жизни и успеха. Этот стиль "удобен" родителям, наличие готового сценария снижает тревогу неопределенности за будущее. Например, ребенок должен стать военным, или политиком, как отец, дед. Обратной стороной является отсутствие выбора, замкнутость внутри «программы». Ребенок "убежав" от родительского сценария и не найдя своего пути, не понимает, что делать со своей свободой. Высока вероятность конфликта «отцов и детей», депрессии и отчуждения. Кроме того, мир слишком быстро меняется, и жесткое следование программе ведет к проигрышу.
Эпизодическое воспитание. Родителям, который на первое место ставят работу, не хватает времени на детей, ребенок испытывает дефицит эмоциональной близости в трудных для него ситуациях. Как следствие, ребенок пасует перед вызовами, уклоняется от ответственности, что потом мешает учебе, когда есть необходимость осваивать сложный материал или делать проекты. Эпизодическое воспитание исключает постоянство – как усилий, так и эмоциональной поддержки. Эти виды воспитания играют важную роль в формировании способностей к самостоятельной учебе. Обращаясь к литературе, родители находят нужные советы. Но знать и уметь действовать - не одно и то же. "Как быть строгим, но добрым? Мне кажется, когда я строгий, я становлюсь злой, и мне жалко ребенка?" - спросил меня один мужчина на консультации. На деле родителям иногда трудно провести черту между строгостью и жёсткостью, установкой границам и давлением. В случае традиционного воспитания давление является нормой, в лучшем случае ребенок протестует, в худшем - свыкается с давлением. В случае эпизодического воспитания – родитель может говорить о правилах, но не требовать их соблюдения. Родитель, испытывая чувство вины за свое отсутствие, как бы извиняясь перед ребенком, потакает ребенку и избегает конфликта. Потакающий родитель также не может вводить правила, поскольку ему трудно выдерживать капризы и слезы ребенка, и родители сдаются на милость своего дитя. Потакающие и традиционные родители часто "обкладывают ватой" ребенка: когда ребенок готов действовать самостоятельно или при помощи старших, ему не дают действовать, оберегая от любого риска.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Строгость и правила на самом деле не мешают любить ребенка и заботиться о нем. Для этого нужно самому родителю проработать свои реакции. Проработать - значит осознать, назвать, сделать понятными и научиться ими управлять. Научиться оставаться теплым, будучи в меру строгим, не становиться жестким, следить за границами, самому не нарушая правил.
КАК ЭТОГО ДОБИТЬСЯ? Здесь как в самолёте - сначала надень спасательную маску на себя, а затем - на детей. Почему? Если родитель «задыхается» от трудностей воспитания ребенка – он не сможет помочь ребенку пройти через кризис, поскольку сам находится в кризисе. Для овладения эмоциональными реакциями недостаточно читать книги, необходима практика. Помогут рефлексивные техники, психологические консультации, и, при необходимости, психотерапия. Психологическая работа с родителем не исключает работы и с ребенком, но для успеха нужно начинать именно с родителя. И в завершение - английская поговорка: "не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя, все равно ребенок будет похожим на вас". Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|