Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?

Отсутствие заботы по отношению к ребенку,  можно ли оправдать такое поведение бедностью или богатством (занятостью на работе)? Это насилие или стиль воспитания?

Бедность отсутствие заботы или стиль воспитания  что есть насилие в отношении ребенка

Меня заинерисовали эти вопросы в рамках исследования причин насилия в семье. И я провела свое исследование с помощью коллег.

Многочисленные исследования насилия показывают, что психологические истоки насилия находятся в семье, где происходит формирование характера, жизненных установок и ценностей. Одна из основных тенденций в области психологического изучения насилия в семье состоит в разработке проблематики межличностных детско-родительских и супружеских взаимоотношений, развивающихся по типу неадекватного (патогенного) родительствования и супружества, блокирующего нормальное функционирование семьи. Неадекватное (патогенное) родительствование и супружество представляют собой континуумы интерперсональных коммуникативных паттернов, описывающийся различными авторами как «депривация - симбиоз» (Е. Т. Соколова, С. В. Ильина, и др.), «отвержение - гиперопека» (В. И. Гарбузов) и оформляющийся в виде специфического семейного стиля жизни, стиля родительского поведения, приводящего к эскалации и межпоколенной трансляции насилия. (Орлов А. Б. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду, 2000, №2-3.)

В настоящее время наиболее популярна классификация стилей ро­дительского поведения Дианы Бомринд, которой следуют многие авторы (Реан А. А., 1999; КрайгГ., 2001; Человек от рождения до смерти, 2001). Крайг Г. составила достаточно полную классификацию стилей родительского поведения, состоящую из 4 стилей на основе исследований Д. Бомринд (1975), Маккоби и Мартин (1983). Авторы базировались на фиксации двух факторов воздействия на ребенка в семье — родительского контроля и родительской теплоты.

Понятие «родительский контроль» имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций, выражающееся в требованиях подчинения правилам, выполнения детьми своих обязанностей. Контроль — это попытка влиять на деятельность ребенка.

Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение, выражающееся в похвалах, поддержке ребенка или, наоборот, в какой степени они критикуют, наказывают его.

Выделяемые авторами стили поведения варьируют на основе соотношения данных параметров (степени контроля и теплоты).

Авторитетный стиль родительского поведения — образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Бомринд отмечала, что дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) — образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. По мнению Бомринд (Baumrind D., 1975), многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми (Baumrind D., 1975; Watson G., 1957).

Индифферентный стиль родительского поведения по Маккоби и Мартин, отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственен индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает оттого, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению (Maccobi, Martin, 1983).

Данные о преимуществе авторитетного стиля над другими были подтверждены многими иследователями в 1980-е годы (Buri, Louiselle,Misukanis, Mueller, 1988; Dornbush, Ritter, Leiderman, Roberts, Fraleigh,1987). (Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с. Стр. 207-212)

Таким образам можно предположить, появление и выраженность насилия в семье зависит от стилей родительского поведения. Семейное насилие это такие межличностные отношения, на которые влияет взаимодействие индивидуальных, групповых, социальных, культурных факторов и факторов среды.

На личностном уровне - это биологические факторы и факторы личной биографии, которые влияют на поведение человека.

На уровне взаимоотношений – это социальные связи и отношения (сверстники, партнеры и члены семьи).

На социальном уровне – это окружение человека, в котором он вступает в социальные отношения: школа, место работы и жительства, а так же это социальные факторы, которые оказывают влияние на уровень насилия в семье.

В 1999 г. Совещание ВОЗ по предупреждению насилия над детьми составило следующее определение (ReportoftheConsultationonChildAbusePrevention, March 1999, WHO, Geneva.): Приведенное выше определение охватывает широкий спектр разновидностей жестокого обращения.

Можно выделить четыре вида плохого обращения с детьми воспитателей, а именно:

—физическое насилие;

—сексуальное насилие;

—эмоциональное насилие;

—отсутствие заботы.

Физическое насилие над ребенком определяется как действия со стороны воспитателя, которые фактически причиняют физический вред или могут его причинить. Сексуальное насилие имеет место, когда воспитатель использует ребенка для получения сексуального удовлетворения.

Под эмоциональным насилием имеется в виду неспособность воспитателя обеспечить подходящую для ребенка, доброжелательную атмосферу; оно включает действия, оказывающие неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: это ограничение его движения, оскорбление, осмеяние, угрозы и запугивание, дискриминация, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения.

Отсутствием заботы является неспособность родителя обеспечить развитие ребенка — там, где он обязан это сделать — в следующих аспектах (одном или более): здоровье, образование, эмоциональное развитие, питание, кров и безопасные условия проживания. Отсутствие заботы, таким образом, отличается от проживания в бедности: оно может иметь место только в тех случаях, когда у семьи или у воспитателя имеются в наличии некоторые средства.

В настоящее время, имеются явные доказательства того, что жестокое обращение с детьми стало глобальной проблемой. Оно проявляется в разнообразных формах и глубоко укоренилось в культурных, экономических и социальных нормах. Чтобы решить эту глобальную проблему, нужно хорошо понимать причины ее появления в тех или иных обстоятельствах, а также последствия, которые она влечет за собой. (из доклада ВОЗ)

Я с коллегами из Запорожского областного центра по делам семьи молодежи и спорта в рамках областной программы "Сильное отечество-сильная страна", в продолжение августа-сентября 2009 г. было проведено социально-психологическое исследование "Запорожская семья - 2009". В этом исследовании было выявлено: стили и приемы семейного воспитания, стили родительского поведения в зависимости от количества детей в семье, материального благосостояния, а так же наявности насилия в семье в зависимости от стиля родительского поведения.

В этой статье я размещаю таблицы с «сырыми» данными. Обработка этих данных и выводы по результатам исследования смотрите в следующей статье.

А какие стили воспитания детей в Вашей семье? Как определенные стили родительского поведения влияют на частоту и распространненость насилия в Вашей семье? в семьях Ваших друзей?



Просмотров: 582
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стиль родительского воспитания как фактор насилия в современной семье?
  • Как распознать насилие в семье? Психологические особенности женщин-жертв насилия в семье
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Факторы, влияющие на формирование стиля поведения ребенка.
  • Воспитывать ребенка. Как? (Стили воспитания в семье)
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Стили воспитания детей в семье
  • Эмоциональное насилие в семье. Часть вторая - Как противостоять насилию в семье?
  • Границы родительского контроля - чипирование детей (18+)
  • Стили семейного воспитания. Как они влияют на развитие ребенка.
  • Стили родительского воспитания
  • Профилактика виктимного поведения женщин пострадавших от семейного насилия
  • Насилие в семье – причина психосоматики у детей.
  • Агрессия и насилие в семье (насилие в отношениях и закон о домашнем насилии)
  • Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Первая часть
  • Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Глава 4. Игнор
  • Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Глава 3. Морализаторы
  • Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Вторая часть
  • Эмоциональное насилие в семье и его последствия
  • Муж-тиран: психологические причины деспотического поведения в семье
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Эмоциональная компетентность и стиль родительского отношения отцов мальчиков и девочек
  • О некоторых видах конфликтного поведения в семье
  • Основные особенности детско-родительского взаимодействия в семьях с детьми с сахарным диабетом
  • Управление семьей: стереотипы представлений и особенности поведения человека в семье
  • [Сексуальное насилие] #6. С каким запросом обычно приходят клиентки - жертвы насилия?
  • Можно ли говорить о треугольнике Карпмана в ситуации насилия (абьюза) в семье?
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Финансовое эмоциональное насилие в семье
  • Эмоциональное насилие в семье. Абьюзеры.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь