Стиль родительского воспитания как фактор насилия в современной семье?

Так что же показало исследование, о котором говорилось в предыдущей статье?

Стиль родительского воспитания как фактор насилия в современной семье

Какие стили воспитания преобладают в украинских семьях? И как зависит выбранный стиль родительского поведения на распространенность насилия в этих семьях?

Я с коллегами из Запорожского областного центра по делам семьи молодежи и спорта в рамках областной программы "Сильное отечество - сильная страна", в продолжении августа-сентября 2009 г. было проведено социально-психологическое исследование "Запорожская семья - 2009". В этом исследовании было выявлено: стили и приемы семейного воспитания, стили родительского поведения в зависимости от количества детей в семье, материального благосостояния, а так же присутствия насилия в семье в зависимости от стиля родительского поведения.

Приемы семейного воспитания исследовались с помощью следующих вопросов: «Какие методы народной педагогики практикуются в Вашей семье?», «Какие способы воспитания девочек и мальчиков не допустимы ни при каких обстоятельствах?». Стили воспитания исследовались четырьмя вопросами с вариантами ответов, которые соответствуют этим стилям воспитания (1- авторитетный, 2- авторитарный, 3 – либеральный, 4 – индиферентный).

 Анализ полученных результатов показал, что:

- Большее количество родителей ответили, что они придерживаются  1-го стиля воспитания детей в семье, между оставшимися тремя стилями наиболее выделяется 2-й стиль авторитетный, остальные два стиля 3-й и 4-й наименее используются. В 75 % семей  стили воспитания смешаны.

В большинстве семей ведущий стиль поведения родителей – авторитетный, не зависимо от количества детей.Этот стиль поведения наблюдается чаще в экономическом воспитании детей. Интересное распределение относительно других трех стилей поведения родителей. В однодетных семьях авторитарный стиль чаще почти в два раза, чем в семьях с другим количеством детей.

- При либеральном и индифферентном стилях поведения  родителей экономическое воспитание дети не получают.

В самых не благополучных семьях,  у детей есть минимальная возможность получить необходимые знания и навыки в экономической сфере, бытовой и социальном труде, т.к. в этих семьях они не развиты.

-  В благополучных семьях в экономическом воспитании детей, родители чаще всего придерживаются авторитетного стиля воспитания, чем в не благополучных. В свою очередь,  в неблагополучных, чаще проявляется индиферентний авторитетный стили воспитания. Это говорит о поляризованности поведения родителей в  семьях с низким  уровнем благополучия – или много  внимания и  последовательности в воспитании, или отсутствие заботы (неспособность родителей обеспечить развитие ребенка) — там, где он обязан это сделать. Отсутствие заботы, таким образом, отличается от проживания в бедности, и определяется как эмоциональное насилие (доклад ВОЗ).Семьи с авторитетным стилем воспитания в большей степени уделяют этическому воспитанию детей, в этом случае воспитывается ответственность, а не в противоположность этому – когда воспитание основывается на таких чувствах как стыд и вина, развитие которых способствует манипуляции ребенком. 

- При авторитарном стиле воспитания  наиболее выделяются многодетные семьи – в них в наибольшей степени уделяется внимание этическому воспитанию и в них в меньшей степени применяется либеральный стиль, который наименее используется в этическом воспитании, при любом количестве детей.

- В благополучных семьях среди методов народного воспитания наиболее распространено использование народных поговорок, значительно шире, чем в неблагополучных. Родители из большего числа благополучных семей разговаривают с  детьми про историю и культуру своего народа, придерживаются религиозных традиций.  В народных поговорках концентрируется народная мудрость, которая издавна использовалась в воспитании следующих поколений. Важно поддерживать эту традицию.

Психологические методы воздействия, такие как: запугивание, окрики, брань, не принимаются многодетными семьями в большинстве случаев, чем в других семьях.

Такой метод как «угроза физического наказания» более 50% семей считают не приемлемым.

Отдельно выделяются «подкуп» - в большей степени он не приемлется в двухдетных семьях (для мальчиков) и многодетных (для девочек), и «упрашивание» - не приемлем в большей степени для бездетных семей (для мальчиков) и меньшей степени для многодетных.

- Для однодетных семей в меньшей степени не приемлемы ограничения всякого рода (как для мальчиков, так и для девочек), также эмоциональная депривация допускается в этих семьях, как наказание в большинстве случаев (для мальчиков) и в меньшей степени, чем в других семьях (для девочек).

- Как для мужчин, так и для женщин физические наказания и лишение пищи, а также запугивание в большей мере не допустимо, чем другие виды наказаний (как для девочек, так и для мальчиков). Здесь можно отметить, что мужчины в большей степени, чем женщины допускают возможность физических наказаний и запугивания, чем женщины.

 

Психологическое насилие, такое как: окрики, брань, угрозы, подкуп – считаются не допустимыми около 50% процентов мужчин и женщин (как для девочек, так и для мальчиков), при этом женщины вербальную форму наказания считают более не приемлемой, чем мужчины, а подкуп – наоборот мужчины в большинстве случаев не станут применять (как для девочек, так и для мальчиков). Хотя разница в количественном показателе не значительная.

Упрашивание – более тонкая психологическая манипуляция, чем подкуп, не будет применяться мужчинами в большей мере, чем женщинами (как для девочек, так и для мальчиков).

Наказание «стояние на одном месте» теоретически приравнивается к ограничениям в передвижении, однако согласно данному исследованию его можно сравнить с физическим наказанием, которое допускается в большинстве случаев, чем прямое физическое наказание. И так же его можно сравнить с психологическим насилием – практически в такой же мере допустимо, при этом женщинами в большей мере, чем мужчинами (как для девочек, так и для мальчиков).

Всякого рода ограничения и запреты допускаются при воспитании (как для девочек, так и мальчиков) женщинами в большей степени, чем мужчинами, и в целом в большинстве семей.

Особенности, виды распространенность насилия в семье, в зависимости от стиля воспитания мальчиков и девочек.

При воспитании мальчиков и девочек в авторитетном стиле наиболее часто используются всякого рода ограничения, такие как запреты на развлечения, передвижения, и так же эмоциональная депривация (лишение общения). Такая же тенденция наблюдается и при авторитарном стиле. Не допустимым в большинстве случаев при 1-ом стиле воспитания считается физическое насилие (в т.ч. лишение пищи – особенно по отношению к девочкам), и также вербальное – угрозы и запугивания.

При авторитарном стиле воспитания в отношении мальчиков и девочек наиболее не допустимо лишение пищи. В более чем 50 % допустимы физические наказания и вербальное насилие – окрики, ругань, брань в отношении мальчиков, в отношении девочек – в меньшей степени, но все же остается на уровне 40%.

Воспитание в либеральном стиле отличается тем, что наиболее часто  в отношении мальчиков и девочек (почти всегда) используется психологическое насилие - эмоциональная депривация и подкуп (шантаж) и так же запреты на развлечения. Отличие в разнополом воспитании - упрашивание, т.е. психологическая манипуляция – чаще применяется в отношении девочек и к ним в меньшей степени, чем к мальчикам применяются психологическое давление - угрозы физических наказаний, и в большей степени - запугивания. Остальные виды насилия в таких семьях выражены в еще большей степени, чем в двух предыдущих случаях - более 70% распространение насилия. Можно сказать, что при воспитании в либеральном стиле, по отношению к девочкам меньше физического и психологического насилия, чем по отношению к мальчикам.

В семьях с индифферентным стилем родительского поведения – наиболее часто используется эмоциональная депривация в отношении мальчиков и девочек также как и при либеральном стиле, так же в отношении девочек применяются запреты и ограничения, такое различие в воспитании культурно обусловлено и оно проявляется в 4-ом стиле. Наименее часто к девочкам применяется окрики и ругань, чем к мальчикам и в меньшей степени запугивание так же как и при либеральном стиле воспитания.

Наименее часто в отношении мальчиков и девочек  (к девочкам чаще) применяется лишение пищи как и при 2-ом стиле, а так же в отношении мальчиков и девочек запугивания и подкуп (запугивания к девочкам применяются реже) – как при авторитетном стиле. Остальные виды наказания используются более чем 60% случаев.

Таким образом, можно сказать, что насилие, в том или другом виде присутствует в каждой семье. Виды, частота и распространенность варьируются в зависимости от стиля воспитания в семье. Наименьшая степень выраженности насилия при авторитетном стиле родительского поведения. Вторым по выраженности насилия – авторитарный стиль. Если рассмотреть этот стиль в чистом его виде, то при минимуме теплых отношении и при максимуме контроля, насилие выражено в меньшей степени, чем в других стилях. Возможно, происходит компенсация физического насилия и психологических манипуляций повышенным контролем (просто и ясно выражаются требования к ребенку, часто в грубой форме).

Наибольшая степень выраженности всех видов насилия при либеральном стиле – это парадокс, который требует объяснения. Казалось бы «безусловная любовь», которую демонстрируют родители по отношению к ребенку, проявляется как насилие? Или возможен вариант социальной желательности, т.е. родители только говорят о том как они любят своего ребенка, а на самом деле все наоборот. Теплые отношения в семье демонстрируются для посторонних, а на самом деле в этих семьях наибольший процент насилия. Этот факт, скорее всего не осознается родителями.



Просмотров: 639
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эмоциональная компетентность и стиль родительского отношения отцов мальчиков и девочек
  • Особенности воспитания мальчиков и девочек
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Про сепарацию девочек (и мальчиков).
  • Про хороших девочек (и мальчиков тоже)
  • Тайны Взрослых Мальчиков и Девочек
  • Еда—наркотик для хороших мальчиков и девочек.
  • В девочек верим, мальчиков любим
  • «Что такое «Гипноз повседневности» или сказки про потерявшихся мальчиков и девочек».
  • Прощай, оружие! Или как из мальчиков делают девочек
  • Обучение мальчиков и девочек раздельно — благо или....
  • Почему мы любим «ПЛОХИХ» мальчиков/девочек?
  • Нетипичное поведение мальчиков и девочек (глава из книги)
  • Внутренние демоны хороших взрослых мальчиков и девочек
  • Разные экзамены ждут в жизни мальчиков и девочек
  • Особенности социализации мальчиков и девочек в процессе раздельного по полу обучения
  • Про хороших мальчиков и девочек или «почему у меня ничего не получается?»
  • Образы для воспитания мальчиков
  • 8 правил воспитания счастливых девочек
  • Ошибки матерей в вопросах полового воспитания девочек
  • Семинар «Секреты воспитания мальчиков» (мои впечатления как ведущей)
  • Кто в большей степени отвечает за отношения между мужчиной и женщиной?
  • Стили воспитания детей в семье
  • Помогите расшифровать сон «…двойня мальчиков, двойня девочек и двойня разнополых малышей…»
  • Психологические последствия воспитания женщин в неполных семьях (без отца).
  • Эмоции и ощущения достоверны в большей степени, чем мысли.
  • Миры мальчиков и миры девочек
  • Почему хорошие девочки влюбляются в плохих мальчиков и хорошие мальчики - в плохих девочек?
  • Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Глава 4. Игнор
  • Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Вторая часть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь