Идея написания данной статьи зрела достаточно долго. И вот теперь я решила высказать свое мнение по поводу внедрения системы параллельно-раздельного обучения в школах.
«Почему именно сейчас?» - спросите Вы. Ответ прост. Эту форму обучения начинают активно вводить в московских школах. И мне очень хочется, чтобы родители имели полную и разностороннюю информацию по данному вопросу. И, если честно, я чувствую необходимость предостеречь их от шага, который может иметь негативные, и что самое опасное, не всегда предсказуемые последствия.
Итак, для начала давайте разберемся почему встал вопрос о раздельном обучении мальчиков и девочек.
Как известно, в нашей стране, в отличии от запада, теоретическая психология всегда была более развита чем практическая. О различиях между мальчиками и девочками упоминали в своих работах такие ученые как Д. Виткин, И.С. Кона, Н.Ю. Ерофеева, Ф. Раиса, А.Г. Хрипков, Д.В. Колесов и др. Эти различия были не только описаны, но и экспериментально доказаны. В данной статье я не буду останавливаться на их перечислении. Скажу лишь, что они проявляются (особенно в подростковом возрасте) на генетическом, физиологическом, поведенческом, психологическом, когнитивном уровнях .
На основе теоретических и экспериментальных данных был сделан вполне закономерный вывод: педагогический процесс необходимо строить с учетом гендерных различий. Здорово! Что дальше? А дальше, оказалось, что все не так просто. Для того, чтобы учитель смог вести урок с учетом различий между полами, необходимо менять всю систему обучения в школах. Да, неожиданный поворот для тех, кто призван внедрять инновации в образовании! Что же делать? Ведь менять систему затратно да и весьма хлопотно. И выход был найден. Было принято решение вести обучение мальчиков и девочек раздельно. В российских школах были созданы экспериментальные площадки по внедрению системы параллельно-раздельного обучения. Дети при поступлении в школу зачислялись в экспериментальные классы «мальчиков» и «девочек». В СМИ все чаще стала появляться информация о том как замечательно учиться в раздельных классах и как это полезно. Создалось впечатление, что параллельно-раздельное обучение — это абсолютное благо. Однако, так ли это?
Я внимательно наблюдала за публикациями по теме раздельного обучения и еще не разу не встретила описания результатов работы хотя бы одной экспериментальной площадки. Почему? Может потому, что все не столь однозначно? И «абсолютное благо» не столь абсолютно? Очень может быть.
Именно поэтому я решила опубликовать результаты исследования, которое я проводила в классах параллельно-раздельного обучения одной из российских школ. Продолжительность его составила 4 года (с 1 по 4 класс начальной школы).
Мною были изучены личностные качества школьников сформировавшиеся к концу 4-го класса. Кроме того, проведено социометрическое исследование, направленное на изучение структуры взаимоотношений в классе.
В результате были получены следующие данные.
Мальчики (значительно больше девочек) подвержены аффективным переживаниям, лабильны, отличаются богатством и яркостью эмоциональных проявлений. Для большей части из них характерны сильные колебания настроения. Настроение и поведение большинства девочек зависит от одобрений или неодобрений со стороны окружающих.
У девочек выявлена более низкая, чем у мальчиков, сопротивляемость стрессу.
Мальчики отличаются мужественностью (в большей своей части), стойкостью, практичностью в делах и реализмом в оценках. Они больше доверяют рассудку, чем чувствам; интуиции предпочитают расчет. У девочек также можно наблюдать подобные черты характера, но большинство из них руководствуется чувствами, доверяют интуиции. В отличии от мальчиков, которые придерживаются своей точки зрения и слабо чувствительны к оценкам окружающих, девочки обнаружили черты зависимости и конформности. Они чаще подвержены чужому влиянию, руководствуются мнением окружающих, не могут отстаивать свою точку зрения. Для их поведения характерны пассивность и подчиняемость своим обязанностям.
Мальчики легко переживают жизненные неудачи, верят в себя, не предрасположены к страхам, девочки же, напротив, тревожны, легко подвержены различным страхам и тяжело переживают жизненные неудачи, не верят в себя.
У многих девочек выражен классический невроз тревожности, что практически не свойственно мальчикам. Им трудно расслабиться даже в обстановке, способствующей отдыху. При этом, может наблюдаться эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, а также раздражительность и негативное отношение к критике.
В школе мальчики чаще, чем девочки, негативно переживают ситуации сопряженные с необходимостью самораскрытия. У большинства же девочек выявлен страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Для коллективов мальчиков и девочек характерно наличие большого количества «лидеров». Что же касается взаимоотношений двух коллективов, то здесь необходимо отметить, что к 4-му классу значительно возрос интерес детей друг к другу. Все чаще он начал приобретать интимно-личностную направленность (интимно-личностный характер). Причем, этот интерес проявлялся не вполне адекватно. Часто он имел оттенок соперничества, противопоставления, агрессии с одной стороны, и демонстративного избегания контакта друг с другом и страха с другой. Отсюда можно сделать вывод, что такие дети не умеют общаться с представителями противоположного пола. Они испытывают тревогу в ситуациях, связанных с проведением любых совместных мероприятий. Тревога уменьшается только тогда, когда мальчиков и девочек разделяет «преграда» (лучше всего материальная, хотя это может быть и просто достаточно большое расстояние). У детей не развивается навык общения друг с другом.
Интересным фактом явилось то, что и среди мальчиков и среди девочек выявлено очень мало детей, которым свойственна мягкость, утонченность, образность, художественное восприятие мира.
Итак, приведенные мною результаты эксперимента показывают, что параллельно–раздельная форма обучения способствует развитию определенных черт личности, типично свойственных мальчикам и девочкам, «заостряет» их, препятствуя, тем самым, гармоничному развитию маленького человека. Кроме того, подобная форма обучения затрудняет процесс накопления детьми опыта общения друг с другом. Это очень тревожный факт, так как детям предстоит перейти на новый этап развития. Ведь, как известно, в подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение, а именно его избегают как мальчики, так и девочки.
Какие выводы сделать из всего выше сказанного, решать Вам, уважаемый читатель. В любом случае, теперь у Вас есть более полная информация о параллельно-раздельной форме обучения.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.