Особенности социализации мальчиков и девочек в процессе раздельного по полу обучения

В настоящее время раздельное по полу обучение является достаточно популярным и внедрено в ряде российских школ. Вопросы целесообразности такого рода  экспериментов неоднократно обсуждались педагогами, психологами и социологами[1]. Доказано, что успеваемость в однородных по полу классах выше, чем в смешанных. Однако эффективность школьного обучения не ограничивается уровнем полученных знаний, так как школа помимо образовательного учреждения является и мощным институтом социализации. Исследования же  личного опыта учеников на данный момент ограничиваются эпизодичными высказываниями организаторов экспериментов о том, что детям больше нравится учиться в классе с представителями своего пола и они не хотели бы учиться с детьми другого пола.

В нашем исследовании мы обратились к опыту выпускников одной из школ с раздельным по полу обучением (г. Санкт-Петербург). Методы исследования – полустандартизированное интервью и анкета «Гендерные характеристики личности» И. С. Клециной. С помощью интервью была собрана информация о личном опыте обучения в однородном по полу классе. Анкетирование позволило выявить гендерные представления респондентов, а также их приверженность гендерным стереотипам и предрассудкам. В исследовании принимали участие 21 респондент в возрасте от 18 до 20 лет, из них девять – девушки, 12 – юноши. Все респонденты имели как опыт раздельного по полу обучения, так как и совместного: 15 респондентов обучались в классе с раздельным обучением восемь лет, шесть респондентов – пять лет.

Было выяснено, что опыт раздельного по полу обучения не оказывает существенного влияния на процесс формирования гендерных представлений испытуемых. Вариативность гендерных представлений весьма широка в данной выборке (от традиционно-патриархатных до эгалитарных).

По результатам проведенного исследования выявлены следующие особенности социализации в однородных по полу классах.

Во-первых, недостаток общения с детьми противоположного пола во время обучения в школе, приводит к тому, что у школьников не формируется навык общения. В результате в старших классах  наблюдаются формы поведения, характерные для раннего подросткового возраста: «у нас пацаны в 10-11 классе не представляли как учиться вместе, дергали за косички, толкали» [Юноша, 19 лет. Опыт раздельного обучения – 5 лет].

Во-вторых, в процессе обучения у учеников складывается негативный образ  противоположного пола. Новак Н. Л. [2] выяснила, что школьники, проучившиеся три года в смешанных классах, более позитивно оценивают школьников другого пола, нежели те, кто учился в однополых классах. Феномен внутригруппового фаворитизма и межгрупповой вражды проявляется и в более старшем возрасте. Между мальчиками «сформировалась такая, знаешь, прочная  отличная дружба». Зато отношение к девочкам негативное: «Девочки, которые с нами учились, они законченные мрази» [Юноша, 19 лет. Опыт раздельного обучения – 8 лет].

В-третьих, изоляция детей друг от друга способствует формированию страха общения с противоположным полом: «когда перешла в 10 класс, у меня начались проблемы с общением. Мне тяжело было ответить, я не понимала, что воспримут, как воспримут, как надо отвечать мальчику» [Девушка, 20 лет. Опыт раздельного обучения – 8 лет]. «Девчонок мы видели как отдельных людей. После школы мы вообще не понимали как с ними разговаривать, вдруг они инопланетяне» [Юноша, 19 лет. Опыт раздельного обучения – 5 лет].

В-четвертых, в однородном по полу коллективе происходит усиление гендерной дифференциации. В классах формируется особая гендерно-стереотипная субкультура с соответствующими нормами, ценностями и моделями поведения. Соответствие нормам определяет статус ученика: «то что я был говорливым, это не ценилось в «м»[3] классе, а вот в «с» это уже… ну в смешанном техническом классе... это уже как бы выдвигало» [Юноша, 19 лет. Опыт раздельного обучения – 8 лет].

Выпускники описывают свой опыт преимущественно как негативный, высоко оценивая лишь полученные знания. Единственным плюсом раздельного обучения называются испытания: «плюсы наверно – конкуренция,  что если в этой, как это называется, в естественном отборе. Но если ты выживаешь, ты становишься сильнее» [Юноша, 19 лет. Опыт раздельного обучения – 8 лет].

 В целом, однородный по полу класс оказывается скорее негативным институтом социализации. В гомогенной среде в большей степени происходит процесс гендерной дифференциации и сегрегации, биологические характеристики (пол) оказываются доминирующими над индивидуальными. Таким образом, раздельное обучение отнюдь не является личностно-ориентированным. Напротив, такая система образования нивелирует личность, выдвигая на первый план биологический пол.


[1] Гусева Ю. Е. Раздельное по полу обучение: усиление половой дифференциации или создание «нового типа» людей // Лидерство. Гендерные перспективы. Труды первой международной конференции.  Санкт-Петербург, 27-28 октября 2003 г. Под ред. Л. А. Герасимовой. - Санкт-Петербург. СПбГУ ИТМО. - 2004. С. 119-121.

Еремеева В. Д. Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропситхологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - СПб., 2000. – 184 с.

Клецина И. С. Раздельное по полу обучение: «за» и «против» // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. -  С. 119 – 130.

Клецина И. С., Тихомирова Е. Н. Психологические особенности личностного и социального самоопределения старшеклассниц женской гимназии // Женский вопрос в контексте национальной культуры. Тезисы докладов международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 1998. - С. 70-74.

Кон И. С. Мальчик – отец мужчины. – М., 2009. – 704 с.

Наследова Г. А., Тихомирова Е. М. К вопросу о психологическом обосновании целесообразности раздельного обучения // Женский вопрос в контексте национальной культуры: психологический подход. – СПб.: ДОРН, 2000. – С, 27-34.

Рабжаева М. В. Круглый стол «раздельное обучение: за и против» // Посиделки. Информационный листок. – 2002. - № 3 (17) – С. 7 – 9.

Тупицына И. А. Гендерное образование в мужских и женских школах. Является ли раздельное обучение гендерно-ориентированным? // Гуманитарные исследования и гуманитарное образование на Европейском Севере: Сборник материалов международной конференции / Отв. Ред. В.И. Голдин. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. – С. 209-212.

Чернова Ж. В. Современные модели гендерно-сегрегированного образования // Журнал исследований социальной политики. - 2006. - Т. 4. - № 1. - С. 53-81. 

 [2] Новак Н.Л. Образ противоположного пола в представлениях младших школьников. Выпускная квалификационная работа. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. – 2004.



[3] «М» - класс мальчиков. «С» - смешанный по полу класс.





Просмотров: 772
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Опыт обучения детей с РАС в общеобразовательной школе Ярославля
  • Персонализация обучения: мнение и опыт
  • Подросток в 10 классе: подводные камни обучения
  • Обеспечение синергии мышления экологическими методами обучения в 1 классе
  • Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения
  • Виды психических нарушений, приводящие к трудностям социализации и обучения
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Коучинг в формировании процесса обучения школьников нового поколения
  • Как родители влияют на отношение к противоположному полу.
  • Если встал на стульчик, то не забудь с него слезть, на твердом полу удобнее.
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Бойтесь не той грязи, что на полу, а той, что в голове.
  • Особенности обучения взрослых
  • Почему Система Дистанционного Обучения? За и против.
  • Босиком по деревянному полу в пентхаусе с мансардными окнами…
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)
  • Активные формы и методы обучения
  • Методы и формы обучения адаптивной саморегуляции
  • Особенности познавательной сферы подростков в условиях развивающего обучения
  • Опасность раннего обучения детей
  • Взаимосвязь самооценки и успешности обучения в подростковом возрасте
  • Как помочь ребенку во время дистанционного обучения
  • Феномен Билли Айлиш. Синдром Туретта. Плюсы домашнего обучения.
  • «Нарушение школьного обучения».
  • 10 советов по организации обучения гиперактивных детей в школе
  • Этo было тaк слoжнo, чтo хoчeтся плaкaть! О сложности обучения эмоциональному интеллекту.
  • Что делать? … на разных стадиях обучения
  • Трудности обучения в школе
  • Методы обучения Архетипическим Технологиям



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь