|
Особенности социализации мальчиков и девочек в процессе раздельного по полу обученияАвтор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
В настоящее время раздельное по полу обучение является достаточно популярным и внедрено в ряде российских школ. Вопросы целесообразности такого рода экспериментов неоднократно обсуждались педагогами, психологами и социологами[1]. Доказано, что успеваемость в однородных по полу классах выше, чем в смешанных. Однако эффективность школьного обучения не ограничивается уровнем полученных знаний, так как школа помимо образовательного учреждения является и мощным институтом социализации. Исследования же личного опыта учеников на данный момент ограничиваются эпизодичными высказываниями организаторов экспериментов о том, что детям больше нравится учиться в классе с представителями своего пола и они не хотели бы учиться с детьми другого пола. В нашем исследовании мы обратились к опыту выпускников одной из школ с раздельным по полу обучением (г. Санкт-Петербург). Методы исследования – полустандартизированное интервью и анкета «Гендерные характеристики личности» И. С. Клециной. С помощью интервью была собрана информация о личном опыте обучения в однородном по полу классе. Анкетирование позволило выявить гендерные представления респондентов, а также их приверженность гендерным стереотипам и предрассудкам. В исследовании принимали участие 21 респондент в возрасте от 18 до 20 лет, из них девять – девушки, 12 – юноши. Все респонденты имели как опыт раздельного по полу обучения, так как и совместного: 15 респондентов обучались в классе с раздельным обучением восемь лет, шесть респондентов – пять лет. Было выяснено, что опыт раздельного по полу обучения не оказывает существенного влияния на процесс формирования гендерных представлений испытуемых. Вариативность гендерных представлений весьма широка в данной выборке (от традиционно-патриархатных до эгалитарных). По результатам проведенного исследования выявлены следующие особенности социализации в однородных по полу классах. Во-первых, недостаток общения с детьми противоположного пола во время обучения в школе, приводит к тому, что у школьников не формируется навык общения. В результате в старших классах наблюдаются формы поведения, характерные для раннего подросткового возраста: «у нас пацаны в 10-11 классе не представляли как учиться вместе, дергали за косички, толкали» [Юноша, 19 лет. Опыт раздельного обучения – 5 лет]. Во-вторых, в процессе обучения у учеников складывается негативный образ противоположного пола. Новак Н. Л. [2] выяснила, что школьники, проучившиеся три года в смешанных классах, более позитивно оценивают школьников другого пола, нежели те, кто учился в однополых классах. Феномен внутригруппового фаворитизма и межгрупповой вражды проявляется и в более старшем возрасте. Между мальчиками «сформировалась такая, знаешь, прочная отличная дружба». Зато отношение к девочкам негативное: «Девочки, которые с нами учились, они законченные мрази» [Юноша, 19 лет. Опыт раздельного обучения – 8 лет]. В-третьих, изоляция детей друг от друга способствует формированию страха общения с противоположным полом: «когда перешла в 10 класс, у меня начались проблемы с общением. Мне тяжело было ответить, я не понимала, что воспримут, как воспримут, как надо отвечать мальчику» [Девушка, 20 лет. Опыт раздельного обучения – 8 лет]. «Девчонок мы видели как отдельных людей. После школы мы вообще не понимали как с ними разговаривать, вдруг они инопланетяне» [Юноша, 19 лет. Опыт раздельного обучения – 5 лет]. В-четвертых, в однородном по полу коллективе происходит усиление гендерной дифференциации. В классах формируется особая гендерно-стереотипная субкультура с соответствующими нормами, ценностями и моделями поведения. Соответствие нормам определяет статус ученика: «то что я был говорливым, это не ценилось в «м»[3] классе, а вот в «с» это уже… ну в смешанном техническом классе... это уже как бы выдвигало» [Юноша, 19 лет. Опыт раздельного обучения – 8 лет]. Выпускники описывают свой опыт преимущественно как негативный, высоко оценивая лишь полученные знания. Единственным плюсом раздельного обучения называются испытания: «плюсы наверно – конкуренция, что если в этой, как это называется, в естественном отборе. Но если ты выживаешь, ты становишься сильнее» [Юноша, 19 лет. Опыт раздельного обучения – 8 лет]. В целом, однородный по полу класс оказывается скорее негативным институтом социализации. В гомогенной среде в большей степени происходит процесс гендерной дифференциации и сегрегации, биологические характеристики (пол) оказываются доминирующими над индивидуальными. Таким образом, раздельное обучение отнюдь не является личностно-ориентированным. Напротив, такая система образования нивелирует личность, выдвигая на первый план биологический пол. [1] Гусева Ю. Е. Раздельное по полу обучение: усиление половой дифференциации или создание «нового типа» людей // Лидерство. Гендерные перспективы. Труды первой международной конференции. Санкт-Петербург, 27-28 октября 2003 г. Под ред. Л. А. Герасимовой. - Санкт-Петербург. СПбГУ ИТМО. - 2004. С. 119-121. Еремеева В. Д. Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропситхологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - СПб., 2000. – 184 с. Клецина И. С. Раздельное по полу обучение: «за» и «против» // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. - С. 119 – 130. Клецина И. С., Тихомирова Е. Н. Психологические особенности личностного и социального самоопределения старшеклассниц женской гимназии // Женский вопрос в контексте национальной культуры. Тезисы докладов международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 1998. - С. 70-74. Кон И. С. Мальчик – отец мужчины. – М., 2009. – 704 с. Наследова Г. А., Тихомирова Е. М. К вопросу о психологическом обосновании целесообразности раздельного обучения // Женский вопрос в контексте национальной культуры: психологический подход. – СПб.: ДОРН, 2000. – С, 27-34. Рабжаева М. В. Круглый стол «раздельное обучение: за и против» // Посиделки. Информационный листок. – 2002. - № 3 (17) – С. 7 – 9. Тупицына И. А. Гендерное образование в мужских и женских школах. Является ли раздельное обучение гендерно-ориентированным? // Гуманитарные исследования и гуманитарное образование на Европейском Севере: Сборник материалов международной конференции / Отв. Ред. В.И. Голдин. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. – С. 209-212. Чернова Ж. В. Современные модели гендерно-сегрегированного образования // Журнал исследований социальной политики. - 2006. - Т. 4. - № 1. - С. 53-81. [2] Новак Н.Л. Образ противоположного пола в представлениях младших школьников. Выпускная квалификационная работа. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. – 2004. [3] «М» - класс мальчиков. «С» - смешанный по полу класс. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|