Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения

На современном этапе, развитие проблемы саморегуляции обусловлено повышенным вниманием к личности.

Саморегуляция личности характеризуется в научной литературе как системное, многоуровневое образование, функционально присутствующее на различных уровнях анализа психического и проявляющееся в ходе всей человеческой жизнедеятельности.

Личностные характеристики саморегуляции определяют специфику целей и своеобразие их достижения. Личностные структуры оказывают существенное влияние на то, какие цели и как ставит перед собой человек, а так же модулируют специфическим образом индивидуальный профиль саморегуляции, то есть особенности достижения этих целей [2].

Проблема особенностей личностной саморегуляции в подростковом возрасте заслуживает особого внимания. Так как, именно в подростковом возрасте начинают формироваться особенности личностной саморегуляции и во многом определяют поведение и деятельность подростка.

Развитие личностной саморегуляции приобретает свою наибольшую актуальность к данному возрастному периоду. И к этому времени подросток должен быть оснащен средствами, позволяющими иметь представления о возможных культурных нормах, схемах самоорганизации, а также позволяющими ему осуществлять самоопределение. Так, в условиях профильного обучения  подростку предстоит сделать жизненно важный выбор-выбор профиля обучения, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно связан с выбором образа жизни.

Сформированность личностной саморегуляции в подростковом возрасте способствует более высокой мотивации, успешности учения, общей адаптации в школе, а также открывает перспективы для развития таких качеств личности, как самостоятельность и активность[5].

Для выявления особенностей личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие подростки учащиеся 10-х классов, в количестве 46 человек (22 человек социально-экономического профиля обучения и 24 человека информационно-технологического профиля обучения).

Для проведения исследования были использованы: опросник В.И Моросановой «Изучение стиля саморегуляции»; опросник «Уровень субъективного контроля», авторами которой явля­ются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд, методика «Индикатор копинг-стратегий»,  адаптированый  Н.А. Сиротой, В.М. Ялтонским, и «тест смысложизненых ориентаций», адаптированный Д.А. Леонтьевым.

Для выявления взаимосвязей параметров личностной саморегуляции подростков в условиях профильного обучения был проведен корреляционный анализ, с помощью программы «Statistica», использовался  критерий Пирсона.

На основе полученных результатов, были описаны особенности личностной саморегуляции подростков учащихся по информационно-технологическому и социально-экономическому профилю.

 Так, наличие целей в жизни у подростков, учащихся по информационно-технологическому профилю зависит от сформированности потребности продумывать способы своих действий. Чем больше, у обучающихся по данному профилю,  выражено  положительное восприятие собственной жизни, тем выше способность выделять значимые условия и продумывать способы своих действий для достижения намеченных целей и способность перестраивать систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий, уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями  и событиями в области производственных отношений.   Чем выше удовлетворенность самореализацией, тем больше сформирована потребность продумывать способы своих действий для достижения намеченных целей, уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями в жизни.

Представление о себе как о сильной личности зависит от уровня субъективного контроля над эмоционально значимыми событиями жизни и событиями в области производственных отношений.

Убежденность в возможности управлять собственной жизнью, у учащихся данного профиля, зависит от способности перестраивать систему регуляции при изменении значимых условий, от уровня субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. 

Использование стратегии «разрешение проблем», для учащихся данного профиля, определяется способностью продумывать способы своих действий для достижения намеченных целей и эмоциональной насыщенностью жизни. У учащихся данного профиля применение стратегии «избегание проблем» определяется слабой сформированностью процессов моделирования, склонностью приписывать свои успехи и достижения внешним обстоятельствам, а также неудовлетворенностью своей жизни.

У подростков учащихся по социально-экономическому профилю, уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции определяется уровнем субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и значимыми ситуациями в целом.  Уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями зависит от  того в какой степени сформированна  потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных цел. Также уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями, учащихся данного профиля, зависит от способности выделять значимые условия для достижения целей. Для учащихся данного профиля свойственна способность выделять значимые условия достижения целей в зависимости от сформированности потребности в осознанном планировании деятельности, от склонности обвинять самого себя в разнообразных страданиях, от уровня субъективного контроля над эмоционально положительными событиями.

Для подростков, обучающихся по данному профилю характерна прямая зависимость наличия целей в жизни от развитости представлений о внешних и внутренних значимых условиях и потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, а также от уровня субъективного контроля в области неудач. Также,  для них характерна удовлетворенность самореализацией в зависимости от развитости представлений о внешних и внутренних условий,  склонности обвинять себя в разнообразных неприятностях и от уровня субъективного контроля в межличностных отношениях.

Представление о себе как о сильной личности, у учащихся данного профиля, зависят от уровня субъективного контроля в области межличностных отношений.

Чем выше убежденность, учащихся данного профиля, в возможности управлять собственной жизнью, тем выше потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения  намеченных целей, а также склонность винить себя в неприятностях.

Для учащихся данного профиля характерно использование стратегии «разрешение проблем», в зависимости от сформированности осознанного планирования деятельности, а также от развитости представлений о внешних и внутренних значимых условиях.

Также чем адекватнее оценка себя и своих действий, чем выше уровень сформированности регуляторной гибкости и уровень субъективного контроля  в области производственных отношений и здоровья, а также над любыми значимыми событиями, тем чаще применяется стратегия «поиск социальной поддержки».

Отличительной особенностью, учащихся данного профиля, наличие обратной взаимосвязи шкалы «самостоятельность» и показателями интернальности в области неудач, субшкалами «цели», «процесс», «локус контроля-жизнь», то есть, чем больше самостоятельность учащихся, тем больше склонность приписывать ответственность за неудачи другим людям или считать их результатом невезения. Также при высокой самостоятельности отмечается отсутствие ясных целей в жизни, неудовлетворенность жизнью  и убежденность в неуправляемости жизни.

Результаты исследования личностной саморегуляции подростков в условиях профильного обучения позволяют сделать вывод, что для подростков, обучающихся по информационно-технологичекому профилю свойственна интернальность в области достижений во взаимосвязи с эмоциональной насыщенностью жизни, удовлетворенностью самореализацией, представлением о себе как о сильной личности, обладающей свободой выбора и убежденностью в возможности управлять жизнью. Также им свойственна интернальность в области производственных отношений во взаимосвязи с гибкостью регуляторных процессов, эмоциональной насыщенностью жизни, а также представлением о себе как о сильной личности.

Для подростков, обучающихся по социально-экономическому профилю характерна интернальность в области неудач, т.е. развитость чувства субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям во взаимосвязи с развитостью представлений о внешних и внутренних значимых условиях, зависимостью от мнения и оценок окружающих, наличием целей в жизни, удовлетворенностью жизнью и убежденностью в возможности управлять жизнью. Эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность жизнью, представление о себе как о сильной личности, убежденность в управляемости жизни,  а также сформированность регуляторной гибкости определяет, у подростков данного профиля, интернальность в области межличностных отношениях.

Для подростков, обучающихся по информационно-технологическому профилю, характерна развитость осознанного программирования в зависимости от наличия целей в жизни, эмоциональной насыщенности жизни, удовлетворенности самореализацией, убежденности  в управляемости жизни и применения стратегии «разрешение проблем».

Для подростков, обучающихся по социально-экономическому профилю, характерна развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, во взаимосвязи с интернальностью в области достижений и неудач, наличием целей в жизни, удовлетворенностью жизнью и использованием стратегии «разрешение проблем». Также им свойственна сформированность регуляторной гибкости во взаимосвязи с интернальностью в области межличностных отношений, эмоциональной насыщенностью жизни, представлением о себе как о сильной личности.  Подростки социально-экономического профиля  применяют стратегию «поиск социальной поддержки» в зависимости от развитости регуляторной гибкости и автономности, а также от уровня субъективного контроля в области производственных отношений и здоровья, а также от уровня субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями.

Литература:

  1. Абульханова-Славская, К. А., Воловикова, М. И., Елисеев, В. А. Проблемы исследования индивидуального сознания: [Текст] / К. А. Абульханова-Славская, М. И. Воловикова, В. А. Елисеев // Психологический журнал. - 1991. -№ 4. - С. 27-40.
  2. Бояринцев, В.П. Проблемы психологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности: [Текст] / В.П. Бояринцев // М., - 1988.
  3. Конопкин, О. А. Психология саморегуляции произвольной активности человека: [Текст] / О.А. Конопкин // Вопросы психологии . – 1995. – № 1. – С. 5-12.
  4. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека: [Текст] /В.И. Моросанова // Психологический журнал. - 2002. - Т.23. - №6. - С. 5-17.
  5. Осницкий, А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся: [Текст] / А.К. Осницкий// Вопросы психологии . –1992. – № 1–2. – С. 52–59.

 

 



Просмотров: 464
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности развития формирующие социальную программу жизни и способы достижения целей.
  • Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов
  • Способность к здоровой саморегуляции* - залог счастливой жизни
  • Особенности локус контроля у подростков из полных и неполных семей
  • Связь уровня эмпатии чувство субъективного одиночества в юношеском возрасте
  • Визуализация – как лёгкий способ достижений своих целей по жизни
  • Связь ценностных ориентаций с уровнем субъективного благополучия личности
  • Создавайте поддерживающую среду для достижения своих целей.
  • Почему я не действую, для достижения некоторых своих целей?
  • За пределами постановки целей: семиступенчатый континуум для достижения ваших целей
  • Особенности саморегуляции в подростковом возрасте
  • Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте
  • Профориентация - выбор профиля обучения
  • Стратегии достижения целей...... и родительская семья
  • Роль психической саморегуляции в поддержании здоровья личности
  • Методы и формы обучения адаптивной саморегуляции
  • Важность ощущения контроля в жизни
  • Особенности познавательной сферы подростков в условиях развивающего обучения
  • Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения
  • Еще о принятии. Признаки НЕпринятия какой-либо проблемы или целой области жизни.
  • Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся
  • Способы саморегуляции или как успокоиться
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Любовь или потребность «употреблять» других людей для достижения собственных целей?
  • Использование методов и приемов НЛП в развитии учащихся с ЗПР, в условиях общеобразовательной школы.
  • Психологам и коучам. Эффективная методика саморегуляции. Чтобы не выгорать эмоционально и быть в тонусе.
  • Лоскутное одеяло – «ручная работа» души (Способы саморегуляции...).
  • Локус контроля и границы бытийного пространства личности.
  • Научитесь быть счастливым. Практикум эмоциональной саморегуляции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь