|
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классовАвтор статьи: Пурецкая Надежда Сергеевна
Одна очень серьезная книга, посвященная основам теории познания, начинается с анекдота. Приходит человек в ресторан, заказывает суп. Получив заказ, клиент подзывает официанта и просит того попробовать поданное блюдо. Официант спрашивает: «Что, холодный?» Клиент говорит: «А вы попробуйте!» Официант: «Может быть, не досолен?» Клиент: «А вы попробуйте!» Наконец официант соглашается: «Ну, хорошо! Где ложка?» Клиент: «Вот именно!». Ученикам предлагают огромный выбор учебных предметов, но почти никогда не снабжают теми средствами учебной деятельности, при помощи которых можно все это употребить (Бурцева О.Ю.Изучаем основы теории познания. М., 2003). Что же это за «средства учебной деятельности» и «способы усвоения знаний»? Очевидно, это и есть те самые общеучебные умения и навыки и универсальные учебные действия, без которых невозможна успешная учеба. Это такие универсальные учебные действия, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся основой и залогом успеха самой учебной деятельности. Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД – сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопрос: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как нами запланировано? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» - невозможно. Значит, нужен мониторинг. Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. Ответственным за формирование всех групп образовательных результатов является педагог. Все фазы процесса формирования УУД (мониторинг, проектирование, развитие) последовательно взаимосвязаны между собой, поэтому мониторинг является инструментом педагогической диагностики (проектируем, развиваем, отслеживаем результат). С 2012 года на базе МКОУ «Средняя общеобразовательная с углубленным изучением отдельных предметов школы №5» городского округа город Фролово действует пилотная аппробационная площадка по внедрению ФГОС основного общего образования. Работая в режиме инноваций, у нас возникла необходимость получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов. При выборе диагностического инструментария возникают определенные сложности. В специальной литературе предлагаются различные способы диагностики УУД, большинство из которых предполагает проведение специальных мероприятий (контрольные работы по отдельным учебным предметам, выполнение различных тестов, диагностических упражнений и т.п.). Все это требует от учащихся времени, а от учителя усилий по обработке результатов работы детей. Многие авторы считают, что некорректно использовать для измерения уровня сформированности некоторых УУД профессиональный психодиагностический инструментарий, так как логические операции нельзя уравнять с познавательными УУД, а показатели по личностным тестам – с личностными УУД. (Например, логические операции – это способы мышления, а УУД – это инструменты учебной деятельности). Более подробно эти отличия описаны в статье А.Теплицкой, Т.Меркуловой «Как и зачем проводить мониторинг УУД? Задачи для психолога», опубликованной в журнале «Школьный психолог» №2, 2015г. Применение экспресс-методик, карт наблюдений, конечно, не заменяет полной, подробной диагностики УУД специально разработанными психологическими или педагогическими методами, но, на наш взгляд, может использоваться как вспомогательное средство. На наш взгляд, для осуществления мониторинга целесообразно использование методики: «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников» М.Ступницкой. Данная методика позволяет оценить сформированность общеучебных знаний и навыков по трем направлениям: интеллектуальные ОУНы, организационные ОУНы и коммуникативные ОУНы. Методика содержит подробное описание высокого, среднего и низкого уровня развития ОУНов и рекомендации по работе с детьми. Общеучебные умения и навыки, по мнению авторов методики, в ежедневной учебной деятельности выступают как единый комплекс «инструментов» учебы, которыми пользуется ученик. УУД мы рассматриваем как совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Поскольку содержание параметров оценки ОУНов во многом совпадает с содержанием УУД, мы посчитали возможным использовать ее для проведения мониторинга. Методика не требует дополнительной организации работы с детьми. Из числа учителей, работающих в 5-х классах, нами были выбраны по 3 человека (классный руководитель и два учителя-предметника), которым было предложено принять участие в экспертном опросе. После заполнения опросных листов дальнейшая обработка и анализ результатов проводились психологом. Обработка заключается в вычислении среднего результата каждого ученика по трем видам ОУНов. Мы обследовали 123 учащихся 5-х классов. По нашим данным, - высокий уровень интеллектуальных ОУНов продемонстрировали 9% учащихся, средний - 75% учащихся, низкий – 16%. (Для сравнения: по результатам исследования ГИТ в конце 4 класса высокий уровень интеллектуального развития у 18%, средний и близкий к среднему – 69%, низкий – у 13 % учащихся); - высокий уровень регулятивных (организационных) ОУНов продемонстрировали 45% учащихся, средний - 47% учащихся, низкий – 8%; - высокий уровень коммуникативных ОУНов продемонстрировали 67,5% учащихся, средний - 32,5% учащихся. Очень интересно свести данные по каждой из шкал в сводной таблице. Это дает возможность увидеть сильные и слабые стороны учебной работы учащихся, выявить наиболее эффективно работающих учителей для обмена опытом. Можно сравнивать одни и те же параметры деятельности учащихся на различных предметах, чтобы при необходимости организовать коррекционную работу. Сравнивая оценки ребенка, выставленные разными педагогами, и данные по другим методикам, можно предположить наличие конфликта между учеником и учителем. По результатам диагностики также могут быть выявлены дети с высоким риском школьной дезадаптации (низкие показатели по нескольким ОУНам, отсутствие положительной динамики). Выводы:
Опыт применения данной методики в нашем учреждении был признан успешным, и на педагогическом совете было принято решение о включении методики в разрабатываемую в школе Программу мониторинга сформированности УУД.
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|