Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов

            Одна очень серьезная книга, посвященная основам теории познания, начинается с анекдота. Приходит человек в ресторан, заказывает суп. Получив заказ, клиент подзывает официанта и просит того попробовать поданное блюдо. Официант спрашивает: «Что, холодный?» Клиент говорит: «А вы попробуйте!» Официант: «Может быть, не досолен?» Клиент: «А вы попробуйте!» Наконец официант соглашается: «Ну, хорошо! Где ложка?» Клиент: «Вот именно!».

Ученикам предлагают огромный выбор учебных предметов, но почти никогда не снабжают теми средствами учебной деятельности, при помощи которых можно все это употребить (Бурцева О.Ю.Изучаем основы теории познания. М., 2003).

Что же это за «средства учебной деятельности» и «способы усвоения знаний»? Очевидно, это и есть те самые общеучебные умения и навыки и универсальные учебные действия,  без которых невозможна успешная учеба. Это такие универсальные учебные действия, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся основой и залогом успеха самой учебной деятельности.

Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД – сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопрос: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как нами запланировано? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» - невозможно. Значит, нужен мониторинг. Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. Ответственным за формирование всех групп образовательных результатов является педагог. Все фазы процесса формирования УУД (мониторинг, проектирование, развитие) последовательно взаимосвязаны между собой, поэтому мониторинг является инструментом педагогической диагностики (проектируем, развиваем, отслеживаем результат).

С 2012 года на базе МКОУ «Средняя общеобразовательная с углубленным изучением отдельных предметов школы №5» городского округа город Фролово действует пилотная аппробационная площадка по внедрению ФГОС основного общего образования. Работая в режиме инноваций, у нас возникла необходимость получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов.

 При выборе диагностического инструментария возникают определенные сложности. В специальной литературе предлагаются различные способы диагностики УУД, большинство из которых предполагает проведение специальных мероприятий (контрольные работы по отдельным учебным предметам, выполнение различных тестов, диагностических упражнений и т.п.). Все это требует от учащихся времени, а от учителя усилий по обработке результатов работы детей. Многие авторы считают, что некорректно использовать для измерения уровня сформированности  некоторых УУД профессиональный психодиагностический инструментарий, так как логические операции нельзя уравнять с познавательными УУД, а показатели по личностным тестам – с личностными УУД. (Например, логические операции – это способы мышления, а УУД – это инструменты учебной деятельности). Более подробно эти отличия описаны в статье  А.Теплицкой, Т.Меркуловой «Как и зачем проводить мониторинг УУД? Задачи для психолога», опубликованной в журнале «Школьный психолог» №2, 2015г.  Применение экспресс-методик, карт наблюдений, конечно, не заменяет полной, подробной  диагностики УУД специально разработанными психологическими или педагогическими методами, но, на наш взгляд, может использоваться как вспомогательное средство.

На наш взгляд, для осуществления мониторинга целесообразно использование методики: «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников» М.Ступницкой.  Данная методика позволяет оценить сформированность общеучебных знаний и навыков по трем направлениям: интеллектуальные ОУНы, организационные ОУНы  и коммуникативные ОУНы. Методика содержит подробное описание высокого, среднего и низкого уровня развития  ОУНов и рекомендации по работе с детьми. Общеучебные умения и навыки,  по мнению авторов методики,  в ежедневной учебной деятельности выступают как единый комплекс «инструментов» учебы, которыми пользуется ученик. УУД мы рассматриваем как совокупность способов действий учащихся  (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Поскольку содержание параметров оценки ОУНов во многом совпадает с содержанием УУД,  мы  посчитали возможным использовать ее для проведения мониторинга.

Методика не требует дополнительной организации работы с детьми. Из числа учителей, работающих в 5-х классах, нами были выбраны по 3 человека (классный руководитель и два учителя-предметника), которым было предложено  принять участие в экспертном опросе. После заполнения опросных листов дальнейшая обработка и анализ результатов проводились психологом. Обработка заключается в вычислении среднего результата каждого ученика  по трем видам  ОУНов.  Мы обследовали 123 учащихся 5-х классов. По нашим данным,

-          высокий уровень интеллектуальных ОУНов продемонстрировали 9% учащихся, средний - 75% учащихся, низкий – 16%. (Для сравнения: по результатам исследования  ГИТ в конце 4 класса  высокий уровень интеллектуального развития  у 18%, средний и близкий к среднему – 69%, низкий – у 13 % учащихся);

-          высокий уровень регулятивных (организационных) ОУНов продемонстрировали 45% учащихся, средний - 47% учащихся, низкий – 8%;

-          высокий уровень коммуникативных ОУНов продемонстрировали 67,5% учащихся, средний - 32,5% учащихся.

Очень интересно свести данные по каждой из шкал в сводной таблице. Это дает возможность увидеть сильные и слабые стороны учебной работы учащихся, выявить наиболее эффективно работающих учителей для обмена опытом. Можно сравнивать одни и те же параметры деятельности учащихся на различных предметах, чтобы при необходимости организовать коррекционную работу. Сравнивая оценки ребенка, выставленные разными педагогами, и данные по другим методикам, можно предположить наличие конфликта между учеником и учителем. По результатам диагностики также могут быть выявлены дети с высоким риском   школьной дезадаптации (низкие показатели по нескольким ОУНам, отсутствие положительной динамики).

Выводы:

  1. 1.      Практика показала, что в 5-х классах методику корректно применять не ранее ноября для того,  чтобы учителя смогли понаблюдать и адекватно оценить особенности детей. Сравнивая результаты диагностики в 4 и 5 классе, мы увидели снижение количества детей, отнесенных к группе с высоким уровнем познавательных УУД. Это может быть связано с тем, что дети не успели проявить свои способности в течение первой четверти.  Или, имея высокий уровень развития операций мышления, не умею применять свои способности для решения учебных задач.
  2. 2.      Можно предположить, что увеличение количества учителей, участвующих в опросе, повышает объективность результатов. В самой методике рекомендуется привлечение 6-8 учителей, но это затруднительно, так как увеличивает нагрузку на учителей - предметников, работающих в нескольких 5-х классах.
  3. 3.      Методика может применяться неоднократно для оценки динамики сформированности УУД у школьников, но не чаще двух раз в год: в начале и в конце года.
  4. 4.      Авторы методики, считают возможным применение методики для учащихся с 5 класса, так как только ко времени перехода детей в основную школу у них формируется устойчивый «почерк» учебной деятельности. На наш взгляд, применение данной методики в своей работе  учителем 4-х классов будет способствовать обеспечению преемственности между начальной и основной школой, так как показатели методики могут служить ориентиром в работе учителя начальных классов.
  5. 5.      Методика не очень затратная по времени: на заполнение опросных листов на одного ученика у одного учителя уходит 2-3 минуты, на описание целого класса  - не более часа.
  6. 6.      Привлечение  к оценке сформированности УУД учителей повышает уровень ответственности  за результат обучения и осознанности в части применяемых методов работы.
  7. 7.      Для получения объективных данных необходимо провести инструктаж для учителей по работе с методикой, обозначить цели и задачи.
  8. 8.      Данные опросных листов могут быть положены в основу психолого-педагогической  характеристики ученика.

Опыт применения данной методики в нашем учреждении был признан успешным, и на педагогическом совете было принято решение о включении методики в разрабатываемую в школе  Программу мониторинга  сформированности УУД.

 

Литература

  1. Коломиец Ю. Пять минут на УУД. Анкеты для экспресс-диагностики.// «Школьный психолог».
  2. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у учащихся. 5-9 классы. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития, сост. И.В.Возняк и др. – Волгоград: Учитель, 2015.-79с.
  3. Серякина А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО».
  4. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация,  мониторинг, учет и отчетность/ сост. И.В.Возняк. - Волгоград: Учитель,2014 г. – 235 с.
  5.  Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных     умений и навыков школьников.// «Школьный психолог».
  6. Теплицкая А., Меркулова М. Как и зачем проводить мониторинг УУД? Задачи для психолога.//«Школьный психолог» №2, 2015г.   


Просмотров: 763
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • «Мониторинг качества работы районного методического объединения учителей экономики с помощью психолого-педагогической диагностики»
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 4.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 3.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 2.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 1.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Введение.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 5.
  • Экспресс -диагностика адаптации учащихся 10-х классов.
  • Сопровождение учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю.
  • Использование метода рисования архетипических тем для диагностики нарушений поведения у учащихся
  • Подготовка к государственным экзаменам (буклет для учащихся 9 и 11 классов)
  • Создание условий для формирования у учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия
  • "Хроники школьного психолога" Анализ причин повышенной тревожности учащихся 5 классов
  • Профориентация учащихся с особенностями психофизического развития
  • "Хроники школьного психолога" Тренинг «Социальная компетентность учащихся 4 классов»
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Использование методов и приемов НЛП в развитии учащихся с ЗПР, в условиях общеобразовательной школы.
  • Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу.
  • Применение социальных игр для психологической подготовки учащихся к экзаменам
  • Психологические особенности девиантного поведения учащихся начальной школы
  • Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Научная статья 3. Диагностика и коррекция школьной тревожности учащихся в периоде подросткового кризиса
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Роль физической культуры в формировании коммуникативных универсальных учебных действий.
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения
  • Решение педагогических конфликтов как создание безопасного пространства для учащихся



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь