|
Создание условий для формирования у учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействияАвтор статьи: Бобрикова Лидия Геннадьевна
В настоящее время проблема безопасности личности является актуальной. Рост агрессии в современном обществе, обусловленный социальными, экономическими, политическими причинами находит отражение и в росте напряжения в межличностных отношениях среди детей и подростков. Школа же является наиболее действенным инструментом профилактики насилия, как институт объединяющий интересы семьи и государства. Длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации – это буллинг; буллинг, осуществляемый в виртуальной среде с помощью интернета и мобильного телефона – кибербуллинг. По наблюдениям педагогов наиболее часто агрессивное поведение у учащихся бывает в том случае, если у подростков не сформированы навыки конструктивного взаимодействия, в недружных классах, где дети дружат группами друг против друга. Это результат длительных неконструктивных отношений и профилактику нужно начинать с начальной школы, с первого класса. Конфликт - это всегда противоречие, несогласие, желание отстоять свою точку зрения. Конфликт не превращается в драму и насилие, если учащиеся, сначала под руководством педагогов умеют конструктивно разрешить возникшие разногласия. Классный руководитель, исходя из особенностей развития своего класса, совместно с психологом может составить цикл тематических занятий направленных на решение коммуникативных проблем, формирование умения работать в команде, быть терпимее друг к другу. Ведь часто именно отсутствие терпимости к особенностям другого, к его непохожести и лежит в основе преследований друг друга. Основные принципы работы в данном направлении: системность, непрерывность. В процессе планирования и проведения занятий обязательно обращаем внимание на детей в статусе аутсайдеров, вовлекаем их в деятельность, поощряем их активность. Непопулярному ребёнку даётся возможность показать себя с выгодной стороны, обратить внимание одноклассников на свои привлекательные черты характера. В план воспитательной работы целесообразно включить мероприятия по ознакомлению с этикой общения, формированию необходимых коммуникативных навыков. Правила взаимодействия вводятся в обязательный компонент ежедневного общения, поддерживаются и корректируются учителем (классным руководителем). Ниже приведены примерные правила, аксиомы жизни классного коллектива: Этика общения Хороший поступок – это когда делаешь то, что не вредит ни тебе, ни другим. Правила жизни в школе и дома Помогать старшим Делать зарядку Убирать постель Складывать на место учебные принадлежности, игрушки, одежду Не разговаривать во время еды Не жевать жвачку на уроках, при разговоре Помнить и стараться выполнять свои обещания Доводить начатое дело до конца Чистить зубы Самостоятельно готовить домашнее задание Не сидеть долго у компьютера Правила дружной работы Прежде всего, думать об интересах команды Действовать сообща, а не в одиночку При принятии решения прислушиваться к мнению каждого и уважать товарищей Помогать друг другу «Формулы» комплимента (Имя), мне нравится в тебе … (Имя), ты сегодня такой … (Имя), какой ты молодец / какая ты умница, что умеешь так замечательно … (Имя), у тебя так здорово получается … Необходимым звеном данной работы является организация взаимодействия с родителями, с ними договариваемся о соблюдении и поддержки введённых правил в общении не только в школе, но и дома. Для того чтобы родители услышали и приняли рекомендации, проводится ряд тематических встреч. Повторимся, данную работу необходимо начинать с первого класса, когда идёт становление коллектива, формируется стиль взаимоотношений, а авторитет взрослых высок и непререкаем, ещё нет барьеров в виде деструктивных отношений. Стиль жизни, межличностных отношений в классе лучше всего, скажем так, отрежиссировать в начале становления коллектива. В четвёртом или, например, в восьмых классах проводить работу сложнее, там уже идёт коррекция сформировавшихся деструктивных установок, работа с аутсайдерами, преодоление случаев насилия. Профилактика начинается с момента первого прихода ребёнка в школу. Одну из самых первых и действенных мер профилактики можно выразить словами английской пословицы: «Хороший пример – это самая лучшая проповедь». Поведение педагога в конфликтной ситуации, его реакции служат для учащихся примером поведения в данных ситуациях. Обратим внимание ещё на один ресурс-технологию работы с классом – коллективные творческие дела. Коллективной творческой деятельностью, по определению автора данной технологии И. П. Иванова, называется «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям». [6] Одна из задач работы в данном направлении – доброе отношение к жизни, как один из принципов взаимодействия в классе. Поддерживать и развивать это направление можно традиционными коллективными делами. Наполнить содержательно тематическую составляющую коллективных дел можно обратившись к ресурсу международных и отечественных праздников. Примерный перечень праздничных дат представлен в Таблице 1. Таблица 1
Коллективные творческие дела позволяют создать в классе и школе пространство совместной творческой и, даже, научной (школьные детские научно-практические конференции), деятельности. В процессе совместной коллективной деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся взаимодействовать, договариваться, конструктивно решать конфликты, признавать успех другого и поддерживать при неудаче. Решаются задачи сплочения классного коллектива, развития необходимых коммуникативных, регулятивных, познавательных универсальных учебных действий. Представленные методы и приёмы работы с классным коллективом (наряду с другими педагогическими технологиями работы) помогают, в итоге, решить задачу создания психологически безопасной образовательной среды современной школы.
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|