Создание условий для формирования у учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия

В настоящее время проблема безопасности личности является актуальной. Рост агрессии в современном обществе, обусловленный социальными, экономическими, политическими причинами находит отражение и в росте напряжения в межличностных отношениях среди детей и подростков. Школа же является наиболее действенным инструментом профилактики насилия, как институт объединяющий интересы семьи и государства.

Длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации – это буллинг; буллинг, осуществляемый в виртуальной среде с помощью интернета и мобильного телефона – кибербуллинг.

По наблюдениям педагогов наиболее часто агрессивное поведение у учащихся бывает в том случае, если у подростков не сформированы навыки конструктивного взаимодействия, в недружных классах, где дети дружат группами друг против друга. Это результат длительных неконструктивных отношений и профилактику нужно начинать с начальной школы, с первого класса. Конфликт - это всегда противоречие, несогласие, желание отстоять свою точку зрения. Конфликт не превращается в драму и насилие, если учащиеся, сначала под руководством педагогов умеют конструктивно разрешить возникшие разногласия.

Классный руководитель, исходя из особенностей развития своего класса, совместно с психологом может составить цикл тематических занятий направленных на решение коммуникативных проблем, формирование умения работать в команде, быть терпимее друг к другу. Ведь часто именно отсутствие терпимости к особенностям другого, к его непохожести и лежит в основе преследований друг друга.

Основные принципы работы в данном направлении: системность, непрерывность.

В процессе планирования и проведения занятий обязательно обращаем внимание на детей в статусе аутсайдеров, вовлекаем их в деятельность, поощряем их активность. Непопулярному ребёнку даётся возможность показать себя с выгодной стороны, обратить внимание одноклассников на свои привлекательные черты характера.

В план воспитательной работы целесообразно включить мероприятия по ознакомлению с этикой общения, формированию необходимых коммуникативных навыков. Правила взаимодействия вводятся в обязательный компонент ежедневного общения, поддерживаются и корректируются учителем (классным руководителем).

Ниже приведены примерные правила, аксиомы жизни классного коллектива:

Этика общения

Хороший поступок – это когда делаешь то, что не вредит ни тебе, ни другим.

Правила жизни в школе и дома

Помогать старшим

Делать зарядку

Убирать постель

Складывать на место учебные принадлежности, игрушки, одежду

Не разговаривать во время еды

Не жевать жвачку на уроках, при разговоре

Помнить и стараться выполнять свои обещания

Доводить начатое дело до конца

Чистить зубы

Самостоятельно готовить домашнее задание

Не сидеть долго у компьютера

Правила дружной работы

Прежде всего, думать об интересах команды

Действовать сообща, а не в одиночку

При принятии решения прислушиваться к мнению каждого и уважать товарищей

Помогать друг другу

 «Формулы» комплимента

(Имя), мне нравится в тебе …

(Имя), ты сегодня такой …

(Имя), какой ты молодец / какая ты умница, что умеешь так замечательно …

(Имя), у тебя так здорово получается …

 Необходимым звеном данной работы является организация взаимодействия с родителями, с ними договариваемся о соблюдении и поддержки введённых правил в общении не только в школе, но и дома. Для того чтобы родители услышали и приняли рекомендации, проводится ряд тематических встреч.

Повторимся, данную работу необходимо начинать с первого класса, когда идёт становление коллектива, формируется стиль взаимоотношений, а авторитет взрослых высок и непререкаем, ещё нет барьеров в виде деструктивных отношений. Стиль жизни, межличностных отношений в классе лучше всего, скажем так, отрежиссировать в начале становления коллектива. В четвёртом или, например, в восьмых классах проводить работу сложнее, там уже идёт коррекция сформировавшихся деструктивных установок, работа с аутсайдерами, преодоление случаев насилия. Профилактика начинается с момента первого прихода ребёнка в школу.

Одну из самых первых и действенных мер профилактики можно выразить словами английской пословицы: «Хороший пример – это самая лучшая проповедь». Поведение педагога в конфликтной ситуации, его реакции служат для учащихся примером поведения в данных ситуациях.

Обратим внимание ещё на один ресурс-технологию работы с классом – коллективные творческие дела. Коллективной творческой деятельностью, по определению автора данной технологии И. П. Иванова, называется «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям». [6]

Одна из задач работы в данном направлении – доброе отношение к жизни, как один из принципов взаимодействия в классе. Поддерживать и развивать это направление можно традиционными коллективными делами. Наполнить содержательно тематическую составляющую коллективных дел можно обратившись к ресурсу международных и отечественных праздников. Примерный перечень праздничных дат представлен в Таблице 1.

Таблица 1

Название праздника

Дата

Международный день «Спасибо»

11 января

День детских изобретений

17 января

Международный день объятий

21 января

Всемирный день проявления доброты (приветствий)

17 февраля

Международный день родного языка

21 февраля

День Земли

21 марта (день весеннего равноденствия)

Всемирный день здоровья

7 апреля

Всемирный день Солнца

3 мая

Международный день друзей

9 июня

Международный день дружбы

30 июля

День рождения «Смайлика»

19 сентября

Всемирный день мира

21 сентября

Международный день улыбки

В первую пятницу октября

Всемирный день доброты

13 ноября

Всемирный день толерантности

16 ноября

Всемирный день приветствий

21 ноября

Всемирный день информации

26 ноября

Международный день объятий

4 декабря

День прав человека

10 декабря

Международный день чая

15 декабря

 

Коллективные творческие дела позволяют создать в классе и школе пространство совместной творческой и, даже, научной (школьные детские научно-практические конференции), деятельности. В процессе совместной коллективной деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся взаимодействовать, договариваться, конструктивно решать конфликты, признавать успех другого и поддерживать при неудаче. Решаются задачи сплочения классного коллектива, развития необходимых коммуникативных, регулятивных, познавательных универсальных учебных действий.

Представленные методы и приёмы работы с классным коллективом (наряду с другими педагогическими технологиями работы) помогают, в итоге, решить задачу создания психологически безопасной образовательной среды современной школы.

 

 

Литература

  1. Безруких, М. М., Филиппова, Т. А. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни [Текст] : 2 – 6 классы / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 48 с.
  2. Иванов И. ПМетодика коммунарского воспитания [Текст] / И. П. Иванов. – М., Просвещение, 1990.-144c
  3. Королёва, Е. В., Юрченко, П. Г., Бурдыгина, Т. Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. Практическое пособие. [Текст] / Е. В. Королёва, П. Г. Юрченко, Т. Н. Бурдыгина. – М. : Аркти, 2006. – 80 с.
  4. Кравцова, М. М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой [Текст] / М. М. Кравцова. – М. : Генезис, 2005. – 111 с.
  5. Микляева, А. В., Румянцева, П. В. «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа [Текст] / А. В. Микляева, П. В. Румянцева . – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
  6. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии. [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2010. — 176 с.
  7. Поздравления к любой дате [электронный ресурс] /  http://datki.net
  8. Цитаты и пословицы [электронный ресурс] / http://citaty.socratify.net/angliiskie-poslovitsy-i-pogovorki/244276


Просмотров: 539
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда день похож на день: День Сурка и как из него выйти
  • День выпускника, сказочный день для взрослых детей.
  • Живи каждый день так, будто это последний день в твоей жизни
  • День вашего рождения – это счастье. Почему? Пять идей, как провести свой День Рождения.
  • День счастья, поцелуя, почему бы не назначить- Гадостный день?
  • День святого Валентина - день слез и обид
  • Любить и влюбляться каждый день вновь в того, с кем уже отметили 15 лет совместной жизни!
  • Каждый день - хороший день.
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • 1 сентября День знаний в Школе жизни!
  • Что необходимо сделать, чтобы каждый день получать удовлетворение от работы?
  • А что если беречь друг друга, не важно, на день встретились или навсегда?
  • День пограничника – это день психолога :) !
  • ДЕНЬ МАТЕРИ-мамы,давайте поздравим друг друга)))
  • Один день из жизни женщины
  • Один день из жизни мужчины
  • Один день из жизни психолога
  • Один день из жизни частнопрактикующего психотерапевта
  • Один день из жизни проблемы: тревога
  • Один день из жизни «депрессивного человека».
  • Один день из жизни разведенки, выздоровевшей от любви…
  • Один день из жизни в формате «3D», в трех ролях.
  • Один день из жизни Зины или как набирается лишний вес
  • Окна. Один день из жизни психолога. Сказка-быль.
  • Логинова О.И. Можно ли научиться гипнозу за один день?
  • Как перепрограммировать свой мозг за один день и вырваться из привычного шаблона жизни
  • День весеннего равноденствия
  • Мастерство общения с детьми. Практические задания на каждый день.
  • Как сделать счастливым каждый день нашей жизни и, в итоге, всю нашу жизнь
  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь