Профориентация учащихся с особенностями психофизического развития

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения учащихся с особенностями психофизического развития  наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки.

Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии (ОПФР) по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки учащихся с особенностями психофизического развития являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности;  коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим среднее учебное заведение работать на производстве.

Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) средних учебных заведений проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь  влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии,  как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

В настоящее время опыт учреждения образования «Приборское государственное профессионально-техническое училище №185 сельскохозяйственного производства» позволяет при обучении в этой системе, решать следующие задачи:

  1. формирование интеллектуальных умений в труде;
  2. коррекция и развитие целенаправленных двигательных навыков;
  3. осознанную регуляцию трудовых действий технологических операций;
  4.  обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту;
  5. становление  личности учащегося в процессе профподготовки и профориентации с опорой на общетрудовые умения и навыки;
  6. адресная подготовка на конкретном рабочем месте;
  7. определение базовых предприятий;
  8. социализация учащихся.

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в учреждении образования «Приборское государственное профессионально-техническое училище №185 сельскохозяйственного производства» является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе. Выраженное недоразвитие у учащихся с особенностями психофизического развития  психофизиологии трудовых процессов и формирования технико-технологических знаний, речемыслительной деятельности, определило необходимость разработки специфических требований к организации их трудового обучения, его практической и коррекционной направленности. И, тем не менее, методическая сторона профессионального обучения,  которая должна оказывать особое коррекционное воздействие на общее и профессиональное развитие учащихся, является еще недостаточно разработанной и находится  в стадии разработки. Мы считаем, что в этом плане одним из главных условий в профессионально-трудовой подготовке подростков с проблемами в развитии, необходимо связать общекоррекционную направленность обучения, учет индивидуальных и типологических особенностей обучаемых на основе целевой, энергетической и исполнительной стороне их трудовой деятельности с основами психофизиологии труда. Таким образом, в системе коррекционного обучения учащихся с особенностями психофизического развития  четко выявились противоречия между:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;

- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;

- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся.

Все обозначенные противоречия затрудняют данной категории учащихся быть конкурентоспособными на рынке труда, к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам СУЗов.

В центре внимания находится  решение задач дифференцированного подхода к учащимся с ОПФР в процессе трудового обучения и типологических особенностей, которые являются основой при формировании профессиональных навыков. Знание особенностей учащихся позволит находить новые, наиболее рациональные пути педагогического воздействия, усиление роли коррекционной работы.



Просмотров: 611
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Использование методов и приемов НЛП в развитии учащихся с ЗПР, в условиях общеобразовательной школы.
  • Применение социальных игр для психологической подготовки учащихся к экзаменам
  • Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 2.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 1.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 5.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 4.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 3.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Введение.
  • Создание условий для формирования у учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов
  • «Типология учащихся на основе уровневого подхода В.В. Лебединского»
  • Подготовка к государственным экзаменам (буклет для учащихся 9 и 11 классов)
  • Решение педагогических конфликтов как создание безопасного пространства для учащихся
  • Научная статья 3. Диагностика и коррекция школьной тревожности учащихся в периоде подросткового кризиса
  • Психологические особенности девиантного поведения учащихся начальной школы
  • Дивергентное и конвергентное мышление учащихся
  • Построение коммунизма при помощи теории трудовой деятельности
  • Экспресс -диагностика адаптации учащихся 10-х классов.
  • Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу.
  • Сопровождение учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю.
  • Использование метода рисования архетипических тем для диагностики нарушений поведения у учащихся
  • Научная статья 4. Психологическое сопровождение учащихся в периоде подросткового кризиса
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития
  • Трудовой рефлекс или как приучить себя работать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь