Консультирование родителей детей с особенностями развития

   Коррекционная работа с детьми часто сопровождается длительными контактами с родителями. Родители стремятся понять поведение ребенка, определить свое отношение к нему и справиться со стрессом. Анализируя источники тревоги родителей и проблемы ребенка, можно выделить ряд рекомендаций для психолгов, направленных на оказание поддержки родителям в выполнении своих функций.

Консультирование родителей детей с особенностями развития

1) Очень важно, когда родители понимают ценность обсуждения реального положения вещей и осознанают тяжесть состояния ребенка, а не уходят в необоснованный оптимизм относительно будущего, когда проблемы исчезнут сами собой. Самoe важнoe в процессе терапии ребенка - это не упустить время, так как функциональное развитие мозговых структур имеет ограниченное количество лет. Чем больше времени пройдет до начала коррекции, тем тяжелее будет  сформировать новые функциональные связи, и процесс компенсации нарушенной функции будет осложнен.

2) Часто из-за вины, от которой страдают все родители, и которую они постоянно пытаются искупить путем чрезмерной опеки, центром жизни семьи является проблемное поведение ребенка. Необходимо формировать у родителей понимание, что мир их ребенка не рухнет, если его требования не будут выполняться. Подробное обсуждение эксцентричных требований ребенка (следование 1 маршруту или прием определенной пищи) и понимание их смысла научат родителей делать различия между тем, что действительно имеет значение и к чему стоит прислушаться, и тем, что является привычной реакцией на ограничения требований родителей. В процессе родительских встреч они как правило научаются каждый раз задавать себе вопрос - нужно ли подыгрывать ребенку в его проявлениях?

3) Родителям необходимо донести до осознания ценность любого продвижения в развитии ребенка - как в межличностном, так и в психическом развитии. Каждый ребенок заслуживает любви, похвалы и стремиться стать лучше. Терапевт должен обращать внимание на успехи ребенка, чтобы это одобрение передавалось родителям, и они могли актуализировать свои зарождающиеся позитивные чувства к ребенку. Важно помочь родителям разрешить себе почувствовать нежность и сострадание к ребенку, преодолеть защитную резкую реакцию, смягчить раздражительность и стоящее за ним чувство вины. Воспринимать ребенка не только умом, но и сердцем. Именно это поможет родителям признать, что возможности ребенка ограничены, и частично освободиться от тягостного бремени родительских ожиданий. 

4) Психологи должны постараться помочь родителям ориентироваться не на характеристики возрастного развития, а на улучшение в коммуникативной и умственной деятельности самого ребенка. Важно изменить критерии ожидания родителей по 2 причинам: во-первых, ребенок, существенно  отставший в развитии от сверстников, вряд ли начнет быстро приближаться к возрастным академическим нормам, несмотря на нормотипичное физическое развитие (например ребенок c аутистическими чертами). Во-вторых, ребенок очень чувствителен к ожиданиям, которые на него возлагают взрослые и окружение. Этому сложно соответствовать. Неоправданно высокие ожидания могут спровоцировать эффект, обратный тому, на который рассчитывают родители - достигнутый прогресс может быть сведен на нет.

5) Родителям было бы полезно научиться наблюдать за поведением своих детей и приобрести навыки его описания. Часто они не могут ничего рассказать о ребенке, так как потрясены, опасаются и избегают "пустоты его внутреннего мира", так как не понимают природу странного поведения ребенка. Терапевту важно выдержать проявления ребенка, сохраняя способность действовать эффективно, что послужит для родителей моделью того, как надо вести себя, имитируя поведение терапевта и идентифицируясь с ним. Это удержит родителей от депрессивной позиции, поможет установлению рабочих отношений, критического мышления по отношению к вине, возникшей из-за агрессии в адрес ребенка. Терапевт, в свою очередь, должен контролировать эти агрессивные побуждения, обсуждать их с родителями выявлять направленность агрессии не на ребенка, а на его заболевание.  

6) Бывает, что родители поначалу выражают негативное отношение к окружающим вместо того, чтобы выразить свою боль и отчаяние, искать решения проблем, с которыми они столкнулись. При психотерапевтической работе важно найти способы для выражения подавленных импульсов родителей. Через образы, мысли, фантазии, чувства мы можем обеспечить терапевтическая вмешательство по отношению к взаимодействию ребенок-родитель-образовательное учреждение. Это поможет установить нормальный процесс общения внутри родительской пары, между ребенком и родителем, ребенком и социальным окружением.

 
     И все же, одна из основных трудностей, с которыми приходится иметь дело родителям и терапевту, - это надеяться, что прогресс непременно наступит, стимулировать улучшения, делать все возможное, чтобы помочь ребенку, и в то же время не рассчитывать на немедленный результат, который можно будет быстро оценить. Детям с особенностями развития требуется достаточно много времени для того, чтобы чему-то обучиться, а свои достижения они демонстрирует не сразу и часто совершенно неожиданно. 

 

 


 Текст переработан и взят из книги "Работа с родителями" 

под ред. Дж. Циантиса и др., 2006



Просмотров: 618
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Мышление ребенка и поведение родителей
  • Как агрессивное поведение ребенка влияет на родителей?
  • Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка?
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Пора прекратить винить родителей за поведение ребенка.
  • Поведение родителей, разрушающее благополучие собственного ребенка.
  • Первая влюбленность в школе. Как реагировать родителям, чтобы поддержать ребенка?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • РОДИТЕЛЯМ: что делать, если у ребенка сколиоз
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Лояльность ребенка родителям, как "измена себе"
  • Развод родителей: чувства ребенка
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Как родителям стимулировать Интерес ребенка к Познанию.
  • Как заставить ребенка уважать своих родителей.
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Стресс у ребенка: что делать родителям.
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Зашифрованное послание родителям. Что может скрываться за болезнями и проблемным поведением ребенка
  • У ребенка проблемы – родителям пора к семейному психологу
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Уверенность в себе у ребенка: поддержка родителей.
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь