|
Стресс у ребенка: что делать родителям.Автор статьи: Ештокина Евгения Александровна
Стресс - это реакция организма на опасность или сложную ситуацию. Выделяют 4 этапа прохождения стресса: Тревога, сопротивление, истощение и, если стрессовые факторы не прекращаются, нервный срыв. Мы реагируем на стресс одним из 3 способов: бей, беги, замри. Мы можем начать злиться и раздражаться. Можем бояться и избегать ситуаций и людей. Или находиться в полусонном, заторможенном состоянии. Симптомы стресса могут быть самые разные: физиологические (бессонница, головокружение, нарушение аппетита и др), когнитивные (нарушение памяти, внимания и др), эмоциональные (вспышки гнева, страхи, чувство беспомощности и др). Длительный стресс ведет к нарушению работы психики и организма. Для того, чтобы успешно справляться со стрессом необходимы навыки. Навыки саморегуляции, способность позаботиться о себе, поддержать, предусмотрительность, и способность выдерживать то напряжение, которое в состоянии выдержать. Не каждый взрослый серьезно относится к этой теме и осознанно формирует у себя эти навыки. А ребенок иногда даже объяснить не может, что с ним происходит. Поэтому, самое главное вообще заметить, что ребенок находится в стрессе или пережил стресс. И понять, насколько этот стресс был травматичен для ребенка. В моей практике были случаи, когда ребенок подвергался буллингу, а родители как-то и не замечали этого. Или , когда в семье начинаются проблемы (развод, конфликты, переезды, увольнения) взрослые сами стрессуют и не понимают, что ребенок тоже находится в зоне невроза. И начинают замечать это, только когда у ребенка начинается явная психосоматика, фобии, навязчивости и др. Общаться с ребенком, который пережил стресс, необходимо мягко, спокойно, давать выговориться, обозначить и отреагировать эмоции. Ваши послания ребенку должны быть: я всегда рядом, ты защищен, я всегда на твоей стороне, всегда люблю тебя, чтобы не случилось. И конечно, больше проводить с ним вместе времени. Если ребенок пережил стресс, вы можете помочь ему через сказки, метафоры, игры, упражнения. Вера в себя, самоподдержка, поиск актуальных потребностей через сказку. Очень хорошо в работе с детками помогает метафора растения. Придумайте и нарисуйте с ребенком сказку о том, как одно зернышко попало в землю, пустило корни и выросло сильным и могучим! Как за ним ухаживали, поливали. Как солнышко его грело. Можно спросить у ребенка, Как себя чувствует дерево? Что еще ему необходимо, чтобы чувствовать себя хорошо? может больше влаги или нужен забор, чтобы почувствовать себя в безопасности. Может ему нужны друзья-животные, насекомые, птицы. Или другие растения рядом. Стабилизация. В стрессе очень важно уметь себя стабилизировать. Необходима структура и планирование. Составляйте с ребенком расписание, планируйте день. Это можно делать на большом листе бумаги, рисовать цветными карандашами или яркими фломастерами. Можно использовать наклейки. Отреагирование эмоций. Акварельные краски и гуашь отлично помогают отреагировать эмоции. Простые задания, вроде : нарисуй страх, гнев, печаль помогут ребенку допережить то, что не удалось освободить во время стресса. Восстановление доверия миру. Иногда дети после стресса избегают общения и становятся замкнутыми. Помогут любые игры на социализацию. Например, вырезаем из бумаги гирлянду человечков, которые держатся за руки. Подписываем, даем имена друзей, знакомых. Справляться со сложными ситуациями дети учатся у взрослых. Если вы еще не научились поддерживать себя в стрессе, экологично реагировать на стресс, вы всегда можете начать осваивать эти навыки вместе с ребенком. Статьи о детской психологии https://vk.com/deti289 Семинары для МАМ "Воспитание и развитие ребенка" 7-28 сентября (онлайн и в г. Симферополь) https://www.psyoffice.ru/training.php?id=53835 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|