Стресс и развитие ребенка

 
Стресс и развитие ребенка

Как-то моя подруга сказала, что ее самое большое желание - чтобы сын вырос здоровым и счастливым человеком. И реализацию этого желания она в основном видела в хорошем питании.

Никаких колбас и фастфудов, около половины продуктов (яйца, масло, творог, мясо, овощи) она закупала в пригородном поселке, желая, чтобы все было экологически чистым.

Она права в том, что питание в развитии и росте ребенка имеет большое значение. Процесс роста для организма удовольствие дорогое. Для костей нужен кальций, для стенок клеток – жирные кислоты, для синтеза белков нужны аминокислоты, а для того, чтобы из кусочка курицы организм получил все нужные микроэлементы, нужна глюкоза, которая, расщепляясь, дает энергию.

Но если бы все было так просто… В 13 веке король Сицилии Федериго II увлекался наукой, ему было интересно, как функционирует организм человека, как происходит его развитие и что влияет на тот или иной процесс. Описан случай, когда он взял из тюрьмы двух мужчин примерно одного возраста, накормил их хорошо и одного отправил спать, а другого на охоту. Через несколько часов он вскрыл им животы и пришел к выводу, что пища лучше переварилась у того, кто спал. Вот такого рода в те времена были эксперименты.

Но для нас он интересен другим своим жестоким экспериментом. Он хотел понять, как человек учится общаться, врожденное ли это? Поэтому он отобрал несколько здоровых младенцев, поместил их в изолированные комнаты и запретил слугам общаться и нежничать с детьми. Кормление детей должно было быть хорошим, но при этом трогать их должны были по-минимуму. Через какое-то время все дети умерли.

Современник того короля историк Салимбене Пармский писал:

Дети не смогли жить без хлопанья в ладоши, без жестов, без радости и ласкового лепета. Весьма вероятно, что эти дети, здоровые и хорошо питавшиеся, умерли вследствие задержки в развитии, не связанной с органическими причинами.

Дети просто зачахли без тактильного контакта.

Другое показательное для нашей темы наблюдение было проведено после Второй мировой войны в Германии. Там было два государственных приюта, находящихся на равном обеспечении. Одним управляла фрейлин Грун, теплая, заботливая женщина, общая «мамочка», другим - жесткая, властная, всех критикующая фрейлин Шварц.

В этих приютах дети демонстрировали очень разные показатели роста. В приюте Грун дети росли гораздо лучше. Позже по каким-то причинам Грун ушла из приюта, и ее место заняла Шварц, после чего показатели роста детей заметно снизились.

Изучая эндокринологию в медакадемии, я видела картинки с детьми, которым ставили психогенную карликовость. Тогда же нам рассказали историю про 10 летнюю девочку, над которой издевался отчим, и которая выглядела 6-летним ребенком.

Рост ребенка во многом зависит от гормона соматотропина. Важен как его уровень в крови (выработка), так и чувствительность организма к нему. В 1977 году доктор Сингер наблюдал за мальчиком с психогенной карликовостью. С мальчиком много беседовали, у него в больнице было хорошее питание, но в росте он прибавлял слабо.

Затем он сдружился с медсестрой, которая стала проводить с ним много времени, они привязались друг к другу. В этот период (100 дней) скорость роста ребенка увеличилась в 3 раза. Затем медсестра ушла в отпуск, и в этот период скорость роста ребенка вернулась к первоначальной. Каково же было удивление доктора Сингера, когда медсестра вернулась из отпуска и скорость роста ребенка вновь увеличилась в 3 раза.

Вопросами факторов, влияющих на развитие ребенка, занималось много ученых (Майрон Хофер, Синтия Кун, Сол Шонберг). Они моделировали влияние всех факторов на рост детенышей крыс: и запах распыляли при отсутствии матери, и голос ее включали. Все они пришли к выводу, что основное в развитии ребенка – это тактильный контакт. И этот контакт должен быть активным.

Исследователь Филд со своей командой, вдохновленная экспериментами над крысами, отправилась в большой центр неонатологии, где провела эксперимент.

Филд и ее команда начали вступать с недоношенными детьми в тактильный контакт: по 15 минут три раза в день они поглаживали их и помогали им двигать ножками и ручками. И произошло чудо. Дети стали расти почти на 50% быстрее, стали более активными, у них быстрее развивались поведенческие навыки и их выписывали из больницы почти на неделю раньше, чем тех детей, к которым никто не прикасался.

Почему в статье про влияние стресса на рост ребенка я так много внимания уделяю контакту ребенка со значимым взрослым? Потому что для ребенка примерно до 10 лет один из сильнейших стрессов – это разлука с мамой. Стресс как отсутствие очень важного маминого прикосновения.

Почему же во время стресса организм почти перестает расти? Потому что рост тела процесс энергозатратный. А во время стресса энергия нужна для другого - организму нужно мышцы держать в напряжении, чтобы выжить (убежать или драться).

Если сказать кратко о влиянии стресса на развитие ребенка, то гормоны стресса снижают скорость роста костей, истощают мышечную массу, кортизол в больших количествах способен повреждать мозг, разъединяются нейронные связи и плохо формируются новые нейроны, снижается обучаемость ребенка.

Какие выводы мы можем сделать из вышесказанного?

Дети могут находиться в комфортных условиях, в тепле, сытые - и при этом плохо развиваться. 
Чего им не хватает?

Возможно, это прозвучит не по-научному, но, судя по всему, любви. Получается, что именно она влияет на нормальное течение биологических процессов, связанных с развитием органов и тканей.



Просмотров: 409
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Дети I Про развитие и способности ребенка. Реальность и заблуждения.
  • Дети, которых не было (Дзеці, якіх не было)
  • Влияние стресса на мозг ребенка. Универсальное упражнение
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Дети скучают... (взгляд на развод глазами одного ребенка - подростка - взрослого)
  • Телесность и контакт в развитии ребенка.
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Дети будущего: каким навыкам следует обучать ребенка уже сегодня?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Дети и гаджеты! Борьба за своего ребенка
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Предречевой период в развитии ребенка.
  • Измена глазами ребенка. Или… «дети ничего не видят»?
  • Кем же вырастут наши дети? Воспитание современного ребенка
  • Слезьте с ребенка! или еще раз о развитии детей
  • Как любовь влияет на здоровье и развитие ребенка
  • Невротическая эпидемия или как воспитывать ребенка, чтобы он вырос здоровым?
  • Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребенка?
  • Сладкое и дети или как перевести в одной лодке ребенка, Новый Год и хорошую мать.
  • Развитие ребенка, взрослого, семейного рода Человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь