|
Дети будущего: каким навыкам следует обучать ребенка уже сегодня?Автор статьи: Гарец Надежда Алексеевна
Сразу несколько источников в этом году заявили о необходимости пересмотреть наши представления о том, чему и как следует учить ребенка. Например, согласно отчету World Economic Forum наиболее востребованными в будущем окажутся не знания в какой-либо области, а особые навыки, которым невозможно научить с помощью лекций – критическое мышление, эмоциональный интеллект, способность работать в команде, решение комплексных задач и т.д.[1] В свою очередь, среди десяти нововведений в педагогике, выделенными Открытым университетом Великобритании, выделено понятие «метаучеба» как процесс получения знаний, при котором само обучение подвергается рефлексии. То есть ученики всё чаще задумываются о том, как они учатся, зачем, что можно делать, чтобы учиться лучше [2]. Одновременно с этим рассматривается понятие «метапознание» как знание о своих особенностях в процессе познания и управление этим процессом. Другими словами, это способность человека подвергать анализу свои мыслительные процессы. Ключевым здесь является понимание не особенностей когнитивных процессов «вообще», а особенностей именно своих когнитивных процессов. Как я лучше запоминаю – если вижу информацию или слышу? А легко ли мне удерживать долго внимание? Как мне надо структурировать задачу, чтобы эффективнее ее решить? [3] Почему это важно? Очень часто школа, а дальше и университет осуществляют за нас функции метакогнитивной стратегии – организаций инструментов для решения задач, а именно шаги планирования, мониторинга и оценки. Таким образом, дети, а затем и взрослые, учатся на «автопилоте», не умея ни оптимизировать свою мыслительную деятельность, ни повысить ее эффективность. Очень часто нас спрашивают, ЧТО мы знаем, и почти никогда – ЗАЧЕМ мы что-то знаем. В современном мире все реже требуется способность запоминать большое количество фактов, но растет количество профессий, требующих умения гибко, быстро и эффективно решать задачи и учиться новому. Согласно одной популярной оценке, примерно у 65% сегодняшних учеников начальной школы будут должности, которых еще не существует. Мы не можем предугадать, какие знания понадобятся нашим детям, но можем дать им инструмент, способный помочь им стать востребованными в любом варианте будущего. Можно ли этому научить? Конечно, да. Лучше всего, если у ребенка есть перед собой образец такого мышления – взрослый, который может рассуждать вслух о том, какая стоит перед ним задача, как с ней справиться, зачем ее решать и что это даст именно ему – какие навыки она поможет развить. В этом случае взрослый выступает моделью, которую ребенок интериоризирует. На следующем этапе ребенок вместе с взрослым рассуждает о задаче перед собой, учась задавать себе вопросы и отвечая на них. Думание вслух и объяснение для себя помогает проследить цепочку размышления, увидеть затруднения и исправить ошибки, появляющиеся в ней. Роль взрослого здесь можно описать с помощью метафоры обучения езде на велосипеде: важно вовремя почувствовать, когда ваша поддержка уже не нужна и отпустить ребенка «ехать» самому. Со временем рассуждения над задачей вслух сменяются рассуждениями про себя, процесс «сворачивается» и становится метакогнитивным навыком. Ссылки:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|