Дети будущего: каким навыкам следует обучать ребенка уже сегодня?

Сразу несколько источников в этом году заявили о необходимости пересмотреть наши представления о том, чему и как следует учить ребенка. Например, согласно отчету World Economic Forum наиболее востребованными в будущем окажутся не знания в какой-либо области, а особые навыки, которым невозможно научить с помощью лекций – критическое мышление, эмоциональный интеллект, способность работать в команде, решение комплексных задач и т.д.[1]

В свою очередь, среди десяти нововведений в педагогике, выделенными Открытым университетом Великобритании, выделено понятие «метаучеба» как процесс получения знаний, при котором само обучение подвергается рефлексии. То есть ученики всё чаще задумываются о том, как они учатся, зачем, что можно делать, чтобы учиться лучше [2].

Одновременно с этим рассматривается понятие «метапознание» как знание о своих особенностях в процессе познания и управление этим процессом. Другими словами, это способность человека подвергать анализу свои мыслительные процессы.  Ключевым здесь является понимание не особенностей когнитивных процессов «вообще», а особенностей именно своих когнитивных процессов. Как я лучше запоминаю – если вижу информацию или слышу? А легко ли мне удерживать долго внимание?  Как мне надо структурировать задачу, чтобы эффективнее ее решить? [3]

Почему это важно?

Очень часто школа, а дальше и университет осуществляют за нас функции метакогнитивной стратегии – организаций инструментов для решения задач, а именно шаги планирования, мониторинга и оценки. Таким образом, дети, а затем и взрослые, учатся на «автопилоте», не умея ни оптимизировать свою мыслительную деятельность, ни повысить ее эффективность. Очень часто нас спрашивают, ЧТО мы знаем, и почти никогда – ЗАЧЕМ мы что-то знаем.

В современном мире все реже требуется способность запоминать большое количество фактов, но растет количество профессий, требующих умения гибко, быстро и эффективно решать задачи и учиться новому. Согласно одной популярной оценке, примерно у 65% сегодняшних учеников начальной школы будут должности, которых еще не существует. Мы не можем предугадать, какие знания понадобятся нашим детям, но можем дать им инструмент, способный помочь им стать востребованными в любом варианте будущего.

Можно ли этому научить?

Конечно, да. Лучше всего, если у ребенка есть перед собой образец такого мышления – взрослый, который может рассуждать вслух о том, какая стоит перед ним задача, как с ней справиться, зачем ее решать и что это даст именно ему – какие навыки она поможет развить. В этом случае взрослый выступает моделью, которую ребенок интериоризирует.

На следующем этапе ребенок вместе с взрослым рассуждает о задаче перед собой, учась задавать себе вопросы и отвечая на них. Думание вслух и объяснение для себя помогает проследить цепочку размышления, увидеть затруднения и исправить ошибки, появляющиеся в ней.

Роль взрослого здесь можно описать с помощью метафоры обучения езде на велосипеде: важно вовремя почувствовать, когда ваша поддержка уже не нужна и отпустить ребенка «ехать» самому.

Со временем рассуждения над задачей вслух сменяются рассуждениями про себя, процесс «сворачивается» и становится метакогнитивным навыком.

Ссылки:

  1. Писаревский М. Освіта у Фінляндії: школи без стін, навчання без оцінок https://innovationhouse.org.ua/statti/obrazovanye-v-fynlyandyy-shkoly-bez-sten-ucheba-bez-otsenok/
  2. 10 педагогических принципов, которые окажут самое значительное влияние на образование в ближайшие годы http://www.edutainme.ru/post/innovation-teaching-2014/
  3. Фаликман М. Понимать, как мы мыслим, чтобы учиться более эффективно https://4td.fm/article/uchitsya-effektivnee-znaya-ustroystvo-svoego-myshleniya/


Просмотров: 572
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Можно ли доверять эмоциям, или история о том, как лучше узнать себя
  • Честные люди: о том, как важно учиться слышать себя, когда тебе четырнадцать
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Как научить своего ребенка учиться? Несколько советов.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Что такое фрустрация? И почему важно научить ребенка с ней справляться.
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Как научить ребенка учиться?
  • Как научить ребенка учиться
  • Развивать ребенка….. Как? Что именно?
  • Как работать с чувствами, если партнёрам трудно говорить об этом вслух?
  • Что делать с «прошлыми жизнями»? (о том, как исправить прошлое, чтобы счастливо жить в настоящем)
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как можно?! или О том, как психологическая консультация поможет вам стать здоровее и красивее. ч.2
  • Как можно?! или О том, как психологическая консультация поможет вам стать здоровее и красивее. ч.1
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь