Начальная школа и ребенок: выживать не обязательно, можно учиться. Профилактика противостояния.

Автор статьи: Савчук Олеся

Школьные годы – богатый, насыщенный опытом, полный возможностей и защищенный период в жизни личности. Защищенный, потому что учиться, пробовать себя можно под крылом родителей. И, при условии достаточно конструктивных детско-родительских отношений, получать понимание и поддержку.

Когда родитель, глядя на ребенка, способен видеть его, для детской души все происходящее вокруг становится развивающим. Мне важно отметить этот необходимый аспект взаимодействия родителя и ребенка, прежде чем говорить на тему школьного обучения. Потому что школа, как часть системы образования, очень неоднозначное явление.

Новый мир

Начальная школа и ребенок выживать не обязательно можно учиться Профилактика противостоянияКаждое отдельно взятое учебное заведение (с недавних пор – отделение комплекса) – это мир, со своими особенностями. Именно в этот мир входит ребенок, становясь первоклассником. И для того, чтобы его опыт обучения стал позитивным, ему предстоит сначала узнать правила, по которым живет школьный мир, и найти в нем свое место. В этом ребенку очень нужна помощь родителей. А действительно помочь могут те родители, которые понимают психологическое содержание процесса школьного обучения и видят в нем именно своего ребенка.

 

В этой статье мы сосредоточимся на старте школьной жизни – времени начальной школы. Эти годы, без преувеличения, являются фундаментом отношения ребенка к своей учебе. Учебная мотивация, познавательный интерес закладываются именно здесь. 

Потому что это время совпадает с периодом развития психики, в котором учебная деятельность является ведущей. В подростковом возрасте она сменится на общение, и сформировать там учебную мотивацию будет заметно сложнее.

Новая роль

С чем встречается ребенок, придя в первый класс? С набором требований и ожиданий. Он попадает в оценочную среду. Хотя в первом классе официально нет оценок, учителя часто озвучивают их устно. И ребенок перестает быть просто ребенком – разным ребенком. Он становится хорошим или плохим учеником.  И  ему задаются внешние ориентиры: предлагается понимать свое место относительно одноклассников.

Восприятие ребенком себя как особенного человека, ориентация на себя самого подвергается атаке со стороны реальности класса. Ребенок получает опыт того, что его не всегда спросят, что его могут спросить тогда, когда он не готов, что не каждое его учебное достижение будет замечено - и так дальше. То есть, мир не крутится вокруг него. Это открытие, конечно, вызывает эмоции, может ранить. И новоиспеченному ученику еще только предстоит научиться выживать, сохранять себя, а, в идеале, и развиваться в этом мире.

Здесь важно упомянуть, что «Я – ученик» - это новая социальная роль, новая «Я-идентичность», которая появляется в психическом мире ребенка. От того, как успешно будет освоена эта роль, каким именно учеником будет чувствовать себя первоклассник, во многом зависит, какое отношение к учебе у него сформируется: как к скучному и сложному занятию или как к увлекательному процессу, который ему по силам. Плюс, в начальной школе, «Я-ученик» - это основное восприятие себя. Соответственно, каков я ученик, таков есть и я сам.

К семилетнему возрасту в психике уже формируется образ внутреннего родителя. Это когда реальный родитель помещается ребенком во внутренний план и присутствует в его памяти даже при разлуке. Если родители поддерживающие, принимающие, верящие, то ребенок может опираться на них в своей внутренней структуре и чувствовать себя хорошим, вне зависимости от внешнего мнения.

Родительские ожидания

Да и родители, в большинстве своем, хотят, чтобы их дети стали хорошими учениками. И свою задачу видят в том, чтобы помочь своему чаду исправно выполнять задания учителя и соответствовать требованиям школы. Они часто приходят ко мне, озадаченные тем, что учитель недоволен, уставшие в борьбе за учебные навыки. И, если грубо сформулировать запрос, то он про то, что нужно еще сделать, чтобы «обрезать» ребенка под школу. Тут же тоскливо сидит этот ребенок, который понимает, что хочет порадовать и маму, и папу, и учителя, но ощущает свою невозможность сделать это. Потому что, ну не получается у него учиться так, как от него этого ждут.

Такое состояние называется фрустрацией. Это когда человек не чувствует в себе сил или возможностей достичь желаемого. Фрустрировавшись, ребенок может уходит либо в злость и обесценивание, либо в тревогу. Оба эти состояния остры, эмоционально насыщенны и поэтому еще больше «отключают» мозг. Вся семья, в итоге, оказывается в страданиях от учебного процесса.

Без права на ошибку

Ситуация оценки вызывает постоянное напряжение и у успешных учеников. Они ориентированы на похвалу, на лидирующие позиции в классе. И любая реакция учителя может стать для них болезненной, а новая учебная ситуация воспринимается как риск и рождает много беспокойства. Особенно в том случае, когда в своем внутреннем мире ученик живет, так сказать, «без права на ошибку». Потому что, ошибаясь, он разочаровывается в себе. Неуспех разрушает его внутренний образ «себя-правильного». И это очень страшно, так как непонятно, возьмут ли обратно в «правильные», а жить «неправильным» кажется совершенно невозможным.

Таким образом, получается, что, если ребенок хорошо учится, успевает по всем предметам, это не значит, что родителям можно не так внимательно относиться к его переживаниям. Они могут не сильно отличаться от переживаний «плохих» учеников.

Конечно, у любящих родителей возникает закономерный вопрос о том, как же они могут позаботиться о своем чаде и действительно помочь ему.

Рекомендации родителям
  • Необходимо осознание того, зачем ребенку учиться. Ребенок учится не ради школы, а ради себя. А школа ему в этом помогает. Соответственно, в идеале, цель – совместить путь индивидуального развития ученика со школьным обучением. А это сможет тот родитель, который хорошо знает особенности своего ребенка.
  • Родитель должен быть всегда и безоговорочно на стороне ребенка. А это значит, стремиться его понимать. Прежде чем объяснять сыну или дочери, где они неправы и как им нужно думать по-другому, важно досконально выслушать их и глубоко вникнуть в то, что они говорят и что переживают. Возможность высказать свои чувства, быть просто в них принятым, в разы снижает стрессогенность того, с чем ребенок встречается в школе.
  • Важно учить ребенка всегда быть на своей стороне, верить в себя. От оценки в школе не уйти. Но оценивать себя важно не относительно других детей, а относительно себя самого, обращая внимание на то, чему он уже научился, с какими трудностями справился. Учитель выделяет ошибки красной ручкой. А родители пусть выделяют достижения радостными эмоциями. Если же ученик выполняет какое-то письменное задание, то видеть и отмечать нужно самые удачные его моменты. И, главное, важно самим по-настоящему верить в своего ребенка. Этот, казалась бы, элементарный рецепт часто становится трудным  для выполнения. Отчего? От родительского страха, от того, что, в глубине души, взрослые люди могут не знать, прежде всего, о том, как верить в самих себя. Или еще от чего-то своего собственного, лично-родительского.
  • Важно понимать, что учитель – это референтная (главная) фигура в жизни ученика начальной школы. И, если дома эту фигуру критикуют, либо всячески подвергают сомнению ее компетентность, у ребенка внутри активизируется конфликт, и он теряет ориентиры. Поэтому, если учитель не устраивает категорически, его лучше сменить. В остальных случаях, когда он явно не прав, можно с ним мягко конфронтировать, показывая ребенку другую точку зрения, но не атакуя саму фигуру учителя.
  • Обязателен режим дня. Который должен соответствовать индивидуальным ритмам самого ребенка. Режим создает внутреннюю структуру в кажущемся поначалу хаотичным школьном мире. А структура вносит определенность, бережет энергию, на нее можно опираться. И не так тревожиться. Здесь же скажу о том, что у каждого человека есть свои интервалы активности и свои способы восстанавливать потраченную энергию. Гораздо полезнее и для физического, и для эмоционального здоровья ученика, если он знает свои собственные особенности. Вот родители ему могут в этом помочь.
  • Отделяйте себя от своего ребенка. Не у всех родителей получается терпеливо и с доверием сопровождать их детей в школьном обучении. Причины могут лежать как в сложившейся уже структуре детско-родительских отношений, так и в особенностях личности самих родителей. Не вдаваясь в подробности, сейчас  хочу сказать о том, что взрослые могут переносить на детей свой собственный опыт проживания школьной жизни. И, при попадании в школьную среду, в условия взаимодействия с учителем, поднимается свой негативный опыт, через призму которого уже сложно разглядеть реальную ситуацию. Чтобы этого не происходило, необходима осознанность родителя, его хороший контакт с собой и умение отделять себя от своего ребенка.

 

Кто и для чего учится

 Хотя официально их в школе задавать не разрешается, неофициально они могут задаваться уже с первых дней обучения. И, зачастую, при активной поддержке родителей, которые тревожатся об успеваемости, упуская из виду психологическую готовность тех, кому задания задаются.

Тогда возникает путаница в субъектах обучения. То есть отсутствует ясность в том, кто и для чего учится. Эта ясность отсутствует сначала у родителей, которые чувствуют ответственность за успехи ребенка, а потом и у самого ребенка, который привыкает к тому, что учеба нужна родителям, а не ему.

Когда я работала в школе (десять лет назад), учителя в нашей началке имели такую позицию: «Кому мы задаем уроки? – школьнику. Кто должен их записывать и делать? – школьник. Вот и получать домашние задания он начнет тогда, когда он дозреет до того, что сможет эту функцию выполнять самостоятельно». На мой взгляд, такая позиция абсолютно учитывает потребности адаптации психики школьных новобранцев. И я рекомендую родителям держать в голове понимание того, что сначала ребенку нужно научиться учиться. А родителям занимать свое место в этом процессе и помнить про свою – родительскую, а не учительскую функцию.

Роль родителя

Какое же у родителей место? Слушателей и помощников. Обязательно разговаривайте с ребенком о его школьном дне: интересуйтесь не только фактической стороной (что прошли на уроке, как потратил выданные деньги, не потерял ли рюкзак и т.д.), но и тем, как все это он воспринимал, переживал. Постепенно, доброжелательно, с интересом, спрашивайте, что задали (если домашние задания задаются) или о том, что у него (как он сам считает) получается на уроках лучше, а что хуже. А потом предлагайте дома потренироваться или выполнить заданное. Ему самому. Рядом с вами. Или вы рядом с ним в это время. В доступе, если понадобится помощь. Причем, нужна ли помощь, пусть, по-честному, ребенок решает сам. А вы позвольте ему выдавать результат того качества, на которое он способен. И нести на оценку учителя. Ведь оценивать – это функция учителя, а не мамы или папы.

Встретившись в школе с обратной связью от учителя, ученик несет ее домой. И дома, вместе с мамой и папой, проживает ее. С их же помощью он делает выводы и получает возможность уже по-другому относиться к тому, что он делает.

 

В своей практике я часто слышу сетования родителей на строгость учителя, на то, что он не склонен слышать. Что здесь им остается делать? Взрослеть, осознавать, следовать своим ценностям и убеждениям. Внутренняя зрелость часто помогает говорить с учителями на одном уровне. И, знаете, они начинают слышать.  Если же, что все же редко, на мой взгляд, учитель невменяем, стоит думать о том, подходит ли он.

Важно понимать:
  • Первый год обучения - самое сложное время. Здесь и от учителей, и от родителей требуется больше всего внимания и терпения к ребенку. И, если адаптация прошла успешно, оставшиеся три года дети самостоятельно реализуют свой познавательный интерес. И учеба является, скорее, позитивным процессом.
  • Трудности в следующих за первым классах (при неизменности школы и учителя) возникают либо в случае проблем когнитивной сферы, либо являются шлейфом неразрешенных эмоциональных проблем или неверно заданных ориентиров первого года.
  • Повышенная тревожность в условиях начальной школы – это далеко не норма. Это загоревшаяся красная лампочка, сигнализирующая о том, что ученик   с чем-то не справляется. Что-то в школьной жизни воспринимается им как чрезмерное для себя. На это же указывают частые заболевания, изменение аппетита и сна. Накопленный за первые школьные годы объем неразрешенного эмоционального напряжения, с большой вероятностью, может перетечь в депрессивные состояния и даже депрессию к подростковому возрасту.
  • Если вы видите нестабильное или негативное эмоциональное состояние у своего ребенка, либо ощущаете собственную тревогу, которая возникает в темах, связанных со школой, стоит обратиться за консультацией к специалисту.


Просмотров: 659
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Трудности первого года в школе: Ребенок не слушает учителя
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • ЧП в Стерлитамаке: ученик школы напал с ножом на учителя и школьниц, после поджег класс
  • Как выбрать хорошего воспитателя или учителя для своего ребенка?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Как защитить своего ребенка и помочь ему отстоять себя
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Родители + учителя = будущее ребенка (4)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (1)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (2)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (3)
  • Честные люди: о том, как важно учиться слышать себя, когда тебе четырнадцать
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Психотерапия – школа приемных родителей для своего внутреннего ребенка
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как заставить ребенка хорошо себя вести в школе и стать отличником.
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь