|
Начальная школа и ребенок: выживать не обязательно, можно учиться. Профилактика противостояния.Автор статьи: Савчук Олеся
Школьные годы – богатый, насыщенный опытом, полный возможностей и защищенный период в жизни личности. Защищенный, потому что учиться, пробовать себя можно под крылом родителей. И, при условии достаточно конструктивных детско-родительских отношений, получать понимание и поддержку. Когда родитель, глядя на ребенка, способен видеть его, для детской души все происходящее вокруг становится развивающим. Мне важно отметить этот необходимый аспект взаимодействия родителя и ребенка, прежде чем говорить на тему школьного обучения. Потому что школа, как часть системы образования, очень неоднозначное явление. Новый мир Каждое отдельно взятое учебное заведение (с недавних пор – отделение комплекса) – это мир, со своими особенностями. Именно в этот мир входит ребенок, становясь первоклассником. И для того, чтобы его опыт обучения стал позитивным, ему предстоит сначала узнать правила, по которым живет школьный мир, и найти в нем свое место. В этом ребенку очень нужна помощь родителей. А действительно помочь могут те родители, которые понимают психологическое содержание процесса школьного обучения и видят в нем именно своего ребенка. В этой статье мы сосредоточимся на старте школьной жизни – времени начальной школы. Эти годы, без преувеличения, являются фундаментом отношения ребенка к своей учебе. Учебная мотивация, познавательный интерес закладываются именно здесь. Потому что это время совпадает с периодом развития психики, в котором учебная деятельность является ведущей. В подростковом возрасте она сменится на общение, и сформировать там учебную мотивацию будет заметно сложнее. Новая роль С чем встречается ребенок, придя в первый класс? С набором требований и ожиданий. Он попадает в оценочную среду. Хотя в первом классе официально нет оценок, учителя часто озвучивают их устно. И ребенок перестает быть просто ребенком – разным ребенком. Он становится хорошим или плохим учеником. И ему задаются внешние ориентиры: предлагается понимать свое место относительно одноклассников. Восприятие ребенком себя как особенного человека, ориентация на себя самого подвергается атаке со стороны реальности класса. Ребенок получает опыт того, что его не всегда спросят, что его могут спросить тогда, когда он не готов, что не каждое его учебное достижение будет замечено - и так дальше. То есть, мир не крутится вокруг него. Это открытие, конечно, вызывает эмоции, может ранить. И новоиспеченному ученику еще только предстоит научиться выживать, сохранять себя, а, в идеале, и развиваться в этом мире. Здесь важно упомянуть, что «Я – ученик» - это новая социальная роль, новая «Я-идентичность», которая появляется в психическом мире ребенка. От того, как успешно будет освоена эта роль, каким именно учеником будет чувствовать себя первоклассник, во многом зависит, какое отношение к учебе у него сформируется: как к скучному и сложному занятию или как к увлекательному процессу, который ему по силам. Плюс, в начальной школе, «Я-ученик» - это основное восприятие себя. Соответственно, каков я ученик, таков есть и я сам. К семилетнему возрасту в психике уже формируется образ внутреннего родителя. Это когда реальный родитель помещается ребенком во внутренний план и присутствует в его памяти даже при разлуке. Если родители поддерживающие, принимающие, верящие, то ребенок может опираться на них в своей внутренней структуре и чувствовать себя хорошим, вне зависимости от внешнего мнения. Родительские ожидания Да и родители, в большинстве своем, хотят, чтобы их дети стали хорошими учениками. И свою задачу видят в том, чтобы помочь своему чаду исправно выполнять задания учителя и соответствовать требованиям школы. Они часто приходят ко мне, озадаченные тем, что учитель недоволен, уставшие в борьбе за учебные навыки. И, если грубо сформулировать запрос, то он про то, что нужно еще сделать, чтобы «обрезать» ребенка под школу. Тут же тоскливо сидит этот ребенок, который понимает, что хочет порадовать и маму, и папу, и учителя, но ощущает свою невозможность сделать это. Потому что, ну не получается у него учиться так, как от него этого ждут. Такое состояние называется фрустрацией. Это когда человек не чувствует в себе сил или возможностей достичь желаемого. Фрустрировавшись, ребенок может уходит либо в злость и обесценивание, либо в тревогу. Оба эти состояния остры, эмоционально насыщенны и поэтому еще больше «отключают» мозг. Вся семья, в итоге, оказывается в страданиях от учебного процесса. Без права на ошибку Ситуация оценки вызывает постоянное напряжение и у успешных учеников. Они ориентированы на похвалу, на лидирующие позиции в классе. И любая реакция учителя может стать для них болезненной, а новая учебная ситуация воспринимается как риск и рождает много беспокойства. Особенно в том случае, когда в своем внутреннем мире ученик живет, так сказать, «без права на ошибку». Потому что, ошибаясь, он разочаровывается в себе. Неуспех разрушает его внутренний образ «себя-правильного». И это очень страшно, так как непонятно, возьмут ли обратно в «правильные», а жить «неправильным» кажется совершенно невозможным. Таким образом, получается, что, если ребенок хорошо учится, успевает по всем предметам, это не значит, что родителям можно не так внимательно относиться к его переживаниям. Они могут не сильно отличаться от переживаний «плохих» учеников. Конечно, у любящих родителей возникает закономерный вопрос о том, как же они могут позаботиться о своем чаде и действительно помочь ему. Рекомендации родителям
Кто и для чего учится Хотя официально их в школе задавать не разрешается, неофициально они могут задаваться уже с первых дней обучения. И, зачастую, при активной поддержке родителей, которые тревожатся об успеваемости, упуская из виду психологическую готовность тех, кому задания задаются. Тогда возникает путаница в субъектах обучения. То есть отсутствует ясность в том, кто и для чего учится. Эта ясность отсутствует сначала у родителей, которые чувствуют ответственность за успехи ребенка, а потом и у самого ребенка, который привыкает к тому, что учеба нужна родителям, а не ему. Когда я работала в школе (десять лет назад), учителя в нашей началке имели такую позицию: «Кому мы задаем уроки? – школьнику. Кто должен их записывать и делать? – школьник. Вот и получать домашние задания он начнет тогда, когда он дозреет до того, что сможет эту функцию выполнять самостоятельно». На мой взгляд, такая позиция абсолютно учитывает потребности адаптации психики школьных новобранцев. И я рекомендую родителям держать в голове понимание того, что сначала ребенку нужно научиться учиться. А родителям занимать свое место в этом процессе и помнить про свою – родительскую, а не учительскую функцию. Роль родителя Какое же у родителей место? Слушателей и помощников. Обязательно разговаривайте с ребенком о его школьном дне: интересуйтесь не только фактической стороной (что прошли на уроке, как потратил выданные деньги, не потерял ли рюкзак и т.д.), но и тем, как все это он воспринимал, переживал. Постепенно, доброжелательно, с интересом, спрашивайте, что задали (если домашние задания задаются) или о том, что у него (как он сам считает) получается на уроках лучше, а что хуже. А потом предлагайте дома потренироваться или выполнить заданное. Ему самому. Рядом с вами. Или вы рядом с ним в это время. В доступе, если понадобится помощь. Причем, нужна ли помощь, пусть, по-честному, ребенок решает сам. А вы позвольте ему выдавать результат того качества, на которое он способен. И нести на оценку учителя. Ведь оценивать – это функция учителя, а не мамы или папы. Встретившись в школе с обратной связью от учителя, ученик несет ее домой. И дома, вместе с мамой и папой, проживает ее. С их же помощью он делает выводы и получает возможность уже по-другому относиться к тому, что он делает.
В своей практике я часто слышу сетования родителей на строгость учителя, на то, что он не склонен слышать. Что здесь им остается делать? Взрослеть, осознавать, следовать своим ценностям и убеждениям. Внутренняя зрелость часто помогает говорить с учителями на одном уровне. И, знаете, они начинают слышать. Если же, что все же редко, на мой взгляд, учитель невменяем, стоит думать о том, подходит ли он. Важно понимать:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|