Одной из частых причин, по которой ко мне обращаются родители первоклассников, являются жалобы учителя на то, что ребенок плохо слушает на уроке, отвлекается, вертится, не слышит учителя, занимается своими делами, не может усидеть на месте, отвлекает других детей, болтает, играется, короче говоря, выбивается из общей дисциплины.
Когда семья приходит ко мне на консультацию, как правило, я наблюдаю одну из следующих картин:
1 вариант – гиперактивный ребенок. Это может быть либо просто активный, подвижный от природы деть, либо с некоторой психомоторной расторможенностью, иногда с минимальной мозговой дисфункцией, иногда с диагностированным СДВГ, и то, и другое, и третье – вариант нормы, и таких детей сейчас довольно много, и таких детей обычно сразу не любят учителя, потому что с ними сложно. И если у вас активный ребенок, которому трудно усидеть на месте, вам стоит это учитывать.
2 вариант – ребенок без границ. Это, как правило, деть, которого родители и окружение не научили здоровым образом обходиться с границами. Часто это могут быть сильные, волевые дети, с которыми родители по большому счету не справляются, у них не получается доминировать над ребенком, не получается спокойно и уверенно выставлять и выдерживать границы, дети часто эгоцентричны по натуре, что называется «себе на уме», плохо слушаются везде, воспитателей в саду они могут просто игнорировать, попытка родителей справиться приводит к агрессии, крикам и пресловутому «ремню», что, в общем-то, все равно особо не помогает. Вторая причина, по которой приводят таких детей – «мы не можем с ним справиться, мы уже не знаем, что делать».
3 вариант – «домашний» ребенок. Таких детей я встречаю редко, но все же встречаю. Это дети, которые не посещали детский сад, росли дома, под крылом любящих демократичных родителей. Зачастую они довольно развитые, любознательные, склонные к свободомыслию. Для них школа – это первый опыт пребывания в государственном образовательном учреждении. Они если и ходили в кружки и секции – там все же позиция клиента, родители платят деньги, у ребенка куда больше свободы и возможности быть собой. В школе же от него ждут дисциплины и умения быть как все.
Теперь коротко поговорим о том, что делать:
1 вариант. Противопоказано: пытаться «сделать» ребенка менее активным, ожидать, что он «будет вести себя хорошо», ругать за непоседливость, пытаться его изменить.
Рекомендовано: Первое, о чем стоит позаботиться (особенно, если у ребенка есть ММД или СДВГ) – это отношения с учителем. Разговаривайте с учителем о том, что ребенку трудно усидеть на месте, что это его особенность, это поможет учителю снять ожидания в отношении вашего дитя и лишний раз не раздражаться на его поведение.
Второе: выясните сами и вместе с учителем, что помогает ребенку лучше концентрироваться. Не сажайте подальше за последнюю парту, чтоб не мешал остальным детям! Наоборот, такого ребенка стоит усадить поближе к учителю, почаще привлекать его внимание, называть по имени, направлять его активность, может быть, давать какие-то специальные задания, вроде того, чтобы помыть доску или собрать у всех тетради на проверку. Можно разрешать давать в руки какие-то игрушки-антистресс или массажные штуки, чередовать периоды напряжения и расслабления, так ребенку будет легче удерживать учителя в поле зрения и концентрироваться на задачах.
Резюмируя, в этом случае ребенка нужно не ругать, а помогать ему справляться с собственной активностью, направлять ее в мирное русло.
2 вариант. Здесь все немного сложнее. Основа характера ребенка уже сформирована, учить его встречаться с границами слегка поздновато, чтобы изменить что-то в этой ситуации без помощи специалиста не обойтись. Что можно сделать: выбрать в учителя очень авторитетного человека. Волевого, сильного, с лидерскими качествами, умеющего оставаться в позиции взрослого, вести за собой, устанавливать дисциплину не криками и наказаниями, а силой своего авторитета, внутренней волей, которую дети просто чувствуют. Такого, который хорошо умеет осуществлять доминантную заботу. Если у вас слабый, пассивный или эмоционально неуравновешенный учитель – будет трудно. И вам, и учителю, и ребенку.
3 вариант. Здесь ребенок зачастую может впервые получать разнообразный негативный опыт. Опыт учителя, который не хочет считаться с твоим мнением, а хочет, чтобы ты закрыл рот и делал то, что сказали; детей, которые ведут себя некрасиво по отношению к тебе без всякой на то причины; отсутствием возможности конструктивно разрешить эти ситуации. И это опыт, который ребенку придется получить. От родителей здесь нужна адекватная поддержка в виде активного слушания, помощь при необходимости, здравый смысл и немного времени, чтобы ребенок смог адаптироваться в новых условиях. Не торопитесь бить тревогу, очень вероятно, что все наладится. Если же что-то пошло не так, лучше разбираться совместно с психологом, так как тут скорее индивидуальный подход, общего рецепта нет.
Итак, мы разобрали частую причину обращения родителей школьников к детскому психологу. Если же у вас остались вопросы или вам нужна помощь специалиста, буду рада помочь. Работаю с родителями по скайпу.