|
Сопровождение учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю.Автор статьи: Карпухина Алла Александровна
Одно из направлений работы социально-психологической службы нашей школы - это изучение личности учащихся и оказание социально-психологической помощи ребенку и семье в адаптационный период при переходе из начальной школы в среднюю. Пятиклассники приходят к нам из другой школы и для них это не только переход с одной ступени обучения на другую, но и смена учебного заведения, класса, учителей. Важно научить жить вместе, принимать и понимать других, воспитывать стремление и умение жить в мире. Т.к. начальная школа является самостоятельным учреждением, на первом этапе (в апреле-мае) проводится работа с учителями начальных классов - беседы, анкетирования, направленные на выявление особенных детей ("группа риска", ЗПР, одаренные, социально не адаптированные, безнадзорные и т.п.). Так же в апреле-мае устраивается день открытых дверей в средней школе, на котором происходит более тесное знакомство будущих классных руководителей с учащимися и их родителями. В то время, пока дети заняты игровой программой с будущими учителями и психологом, родители имеют возможность ознакомиться с достижениями в школе, посмотреть презентацию об учащихся и учителях, получить ответы на все интересующие вопросы. В сентябре, придя в 5-ый класс, каждый ребенок оказывается под пристальным вниманием классного руководителя и социально-психологической службы. С письменного разрешения родителей, составляется индивидуальная карта на каждого ребенка, в которой отображаются социальные связи, особенности взаимоотношений между членами семьи, условия проживания и т. п. При необходимости привлекаются социальные службы и инспектор по делам несовершеннолетних. Составляется психологический портрет, в котором психолог описывает интеллектуальные особенности, особенности развития психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи),особенности и способы восприятия информации (аудиальная, визуальная, кинестетическая), тревожность (школьная и личностная), агрессивность, учебная мотивация и результаты социометрического исследование коллектива (выявление лидера, аутсайдеров, отношений между одноклассниками и т.д.) В качестве "обратной связи" и для изучения комфортности каждый ребенок пишет письмо первой учительнице, начинающееся со слов: "Здравствуйте, уважаемая Марь Иванна! Вот я и стал учеником 5-ого класса. Хочу Вам рассказать, как я и другие ребята здесь живем..." Из этих писем очень хорошо видно кому в школе комфортно, а кто испытывает трудности в общении и обучении. Далее дети "вливаются" в школьный коллектив. Каждый пятый класс представляет презентацию о себе на ежегодном школьном празднике "Дне пятиклассника", участвует в командных спортивных соревнованиях на "Дне здоровья". В октябре-ноябре на ежегодном педсовете классные руководители, социальный педагог, психолог, завуч по воспитательной работе освещают результаты работы, материалы исследований, с целью обратить внимание на каждого ученика, найти индивидуальный подход, учесть особенности воспитания и развития, найти способы устранения сложностей, которые испытываются в процессе обучения. Особое внимание обращается на одаренных детей, на детей, воспитывающихся без родителей (находящихся под опекой), на детей-инвалидов (ДЦП) и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. На этот педсовет приглашаются учителя начальной школы, чьи комментарии очень ценны в данной работе, т.к. они на протяжении четырех лет имели возможность обучать и развивать детей. В этот же период собираются родительские собрания, на которых родителям в процентах корректно оглашаются результаты психологических и социальных исследований, даются рекомендации. Так же родители приглашаются к психологу и социальному педагогу для получения более подробной информации конкретно по своему ребенку, им предлагаются пути решения сложившихся проблем, психологическая помощь, рекомендуется посетить ПМПК или узких специалистов. В течение года психолог и социальный педагог помогают классному руководителю работать над сплочением коллектива, проводят совместные классные часы, направленные на развитие толерантности, дружелюбности, взаимопомощи. Данная работа приносит свои положительные результаты, что отмечается учителями-предметниками, классными руководителями и родителями. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|