|
"Хроники школьного психолога" Анализ причин повышенной тревожности учащихся 5 классовАвтор статьи: Косинцев Владимир Георгиевич
Анализ причин повышенной тревожности учащихся 5 классов
(на основании материалов психологического обследования при подгтовке к психолого-педагогическому консилиуму) 1. Общие факторы среды: - обусловленная способность к восприятию, переработке, классификации и хранению определенного объема информации, ее качественных характеристик, врожденные и приобретенные способности; - импринты, паттерны (стереотипы) поведения, комплексы и управляющие программы, передаваемые трансгенетическим путем. 2. Социально-обусловленные причины: - общее эмоциональное состояние детей, связанное с различными формами его включения в жизнь социума, в частности школы и классного коллектива; - эмоциональное состояние детей, на фоне которого развиваются его социальные контакты (в первую очередь со сверстниками); - несоответствие между требованиями родителей, завышенной мотивацией и возможностями ребенка к обучению (шкала «избегание неудачи»); - страх за будущее, в том числе невозможности самореализации себя как личности (субшкала - магическая тревожность: «информация о катастрофах», «глобальные катастрофы» и т.д.). 3. Психологический фактор: - низкая способность к рефлексии, анализу и практическому применению знаний, умений и навыков; - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижение высокого результата; - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих способностей, возможностей; - установка «соответствовать стандартам», социальному статусу родителей; - «тоннельное видение», линейное мышление, недостаточно развитая способность к обучению; - ориентация на значимые объекты, находящиеся в окружении ребенка, подростка; - оценка результатов труда, поступков и мыслей другими, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок; - наличие внутренних комплексов, негативных установок и управляющих программ; - низкий уровень рефлексии; - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, возможностей, достижений; - низкие показатели перспективной идентичности (перспективы, намерения, мечты, относящиеся к различным сферам жизни); - психо-соматические проблемы, испытываемые ребенком (болезни родителей, болезни, перенесенные в детстве ребенком); - особенности психофизиологической организации, снижающая приспособляемость организма к стрессфакторам окружающей среды, деструктивное реагирование на тревожный фактор среды; - общий неблагоприятный эмоциональный фон отношений со взрослыми, в том числе в школе, снижающий успешность обучения; - неблагополучная обстановка в семье (развод супругов, неполная семья, ссоры и скандалы); - негативные установки сверстников (соответствие определенным стандартам поведения); - низкая самооценка в плане соответствия стандартам, предъявляемым в обществе; - слабые знания (отсутствие знаний) о своих внутренних способностях и возможностях; - соотношение социальной роли и индивидуальных характеристик личности (принадлежность к той или иной социальной группе); - отсутствие деятельной идентичности (обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений); - слабое коммуникативное, физическое, деятельное, перспективное, рефлексивное «Я»; - не сформированные, размытые, слабые границы личности; - негативный опыт поведения в сложных, кризисных ситуациях; - эмоциональное реагирование и формирование устойчивых поведенческих реакций, основанных на негативном опыте в личностных и межличностных отношениях. 4. Внутришкольный, межличностный факторы: - отсутствие стимула, слабый стимул к учебной деятельности; - низкий уровень личностной организованности у учащихся; - завышенные требования некоторых учителей-предметников к учащимся, слабо усваивающим учебный материал, низкая оценка их работ (эмоциональная компонента, человеческий фактор); - слабый контроль со стороны родителей (отсутствие контроля); - недостаток организации работы с родителями по психологическому просвещению, профилактике и консультированию; - завышенные ожидания родителей и учащихся по окончанию школы; - недостаточная связь между учителями младшего звена школы, классными руководителями, учителями-предметниками среднего звена; - учителя среднего звена не достаточно ознакомлены с учащимися 4 классов, их личностными особенностями и психологическими проблемами; - низкая оценка предметов творчества; - низкий уровень контроля, диагностики, мониторинга и рефлексии психологических процессов; - психодиагностика и психокоррекция лиц, относящихся к группе риска, а также учащихся со специальными образовательными потребностями, индивидуальное психологическое сопровождение детей, нуждающихся в коррекции, не включена в общий план работы психологической службы школы; - слабое обеспечение психологического сопровождения педагогического процесса. Пути решения проблемы, связанной с повышенной тревожностью учащихся:
Проведение предложенного перечня работ позволит: личностную компетентность, произвольную регуляцию, связанную с задачами адаптации к образовательному учреждению, образовательному процессу, повысить готовность к учебе; мышления, активизацию памяти, речи, регуляции психомоторных функций; 4. совершенствовать личностные черты и качества, тип, объем и устойчивость внимания; 5. повысить самооценку и уровень притязаний, провести коррекцию ценностных ориентаций, увеличить потребность в самоактуализации на основе эмоциональных особенностей детей и подростков; 5. увеличить пластичность и эмоциональную лабильность психики учащихся.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|