Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся

Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся.

Волокитина О.В, Стороженко Ю.А., Юрик О.Г.

Центр интеллектуальных медицинских систем «ИМЕДИС»,  государственное образовательное учреждение города Москвы «Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом».

 

Цель работы

Определить, факт влияния процесса обучения художественной грамоте на состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся.

 

Материалы,  и методы исследования:

Для проведения работы использовались следующие средства:

1. Аппарат для электропунктурной диагностики, медикаментозного тестирования, адаптивной биорезонансной терапии и электро-, магнито-, и светотерапии по БАТ и БАЗ, компьютеризированный «ИМЕДИС-ЭКСПЕРТ», регистрационное удостоверение №ФС 022а2005/2263-05 от 16 сентября 2005г. В процессе проведения ВРТ использовался активный электрод, снабженный датчиком давления, который позволял оператору контролировать измерение, отслеживая величину давления щупа на точке измерения (ТИ) [1].

2. Диагностический комплекс «НИМИРИДА». Тест цветовых предпочтений М. Люшера. Тест Люшера позволяет измерить психофизическое состояние индивида [2].

В настоящем исследовании принимали участие 12 человек. Возраст испытуемых колебался в пределах от 12 до 50 лет. Группа испытуемых была сформирована таким образом, чтобы в эксперименте принимали участие студенты всех курсов обучения.

Исследование включало в себя три части:

1. Констатирующая часть проводилась накануне обучающего художественной грамоте занятия. На этом этапе исследования проводилось психологическое обследование испытуемых с использованием цветового теста Лющера. И ВТР обследование по следующим маркерам:

- геопатогенная нагрузка,

- радиоактивная,

- электромагнитная,

- Психовегетативная,

- иммунная система

По результатам обследования для каждого испытуемого фиксировались:

- вид и степень нагрузки, на который организм давал резонансный ответ, в процессе проведения ВРТ.

- эмоциональное состояние, степень тревожности и вектор поведения, выявленные в процессе психологического обследования.

 

2. Формирующая часть. Участники осваивали художественную грамоту по методике С. Андрияки.

3. Контрольная часть проводилась после обучающего занятия. На этом этапе осуществлялось повторное психологическое и ВРТ- обследование по той же схеме, что на констатирующем этапе.

 

Результаты исследования:

 

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов психологического обследования по всем группам – теста цветовых предпочтений М. Люшера приведены в таблице 1.

 

Таблица 1.

до

после

состояние

тревожность

Нормы поведения

состояние

тревожность

Нормы поведения

1.

беспокойство

Легкая, ↑

За нормой -

обычное

Отсутствует, ↑

В норме -

2.

обычное

Легкая ↑

Анормальное -

обычное

Легкая

В норме +

3.

возбуждение

Легкая ↑

За нормой -

обычное

Легкая ↓

За нормой +

4.

недоверие

Выраженная ↑

За нормой -

недоверие

Отсутствует

Норма +

5.

обычное

Легкая ↑

За нормой -

обычное

легкая

За нормой

6.

обычное

отсутствует

В норме -

беспокойство

Отсутствует ↑

В норме -

7.

недоверие

Легкая ↑

За нормой -

недоверие

отсутствует↓

В норме +

8.

недоверие

отсутствует

В норме -

недоверие

Отсутствует ↑

За нормой -

9.

усталость

Отсутствует ↓

За нормой -

усталость

Отсутствует ↓

В норме +

10.

обычное

Легкая ↑

за нормой -

Расслабл.

Легкая ↓

В норме +

11.

недоверие

Легкая ↑

За нормой -

обычное

Отсутствует ↓

В норме +

12.

обычное

Легкая ↓

За нормой +

обычное

Легкая ↓

За нормой -

 

Где:

↑- означает нарастание психологического состояния,

↓- означает уменьшение психологического состояния,

+ - означает положительный эффект

− - означает отрицательный эффект

 

Из Таблицы 1 видна положительная динамика показателей психоэмоциональной сферы у большинства  испытуемых после проведения занятия по художественной грамоте.

 

Сравнительные результаты начального и контрольного этапов ВРТ по всем группам приведены в таблице 2.

Таблица 2.

 

До

После

 

ГП

РА

ЭМ

ПС

ИМ

ГП

РА

ЭМ

ПС

ИМ

1.А.

1,2,3,4

-

-

1,2,

-

1.

-

-

1

-

2.Б

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.Б.

О,

-

-

1,2,

-

-

-

-

-

-

4.В

1,

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5.Г

1,2,3

-

О,

-

-

1,2

-

-

-

-

6.Д

-

-

-

-

-

1,2

-

-

-

-

7.Л

-

-

-

-

Силь.,Ср, лег

-

-

-

-

-

8.М.

1ст

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9.П.

О,1,2,3

О,3

О,1,2,3,4

1

О,гл,ср,лег

-

-

-

-

-

10. У.

-

1,2,3

1,3,4

2,3,4,5

-

1

-

-

4

-

11.У.

-

-

1,2

-

-

-

1

-

-

-

12.Ф

О,3

-

-

-

-

О,

-

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где:

ГП – геопатогенная нагрузка,

РА – радиоактивная нагрузка,

ЭМ- электромагнитная нагрузка,

ПС – психологическая нагрузка,

ИМ – состояние иммунной системы.

В цифрах представлены показатели степени нагрузок от 1 до 4. О – общая нагрузка на организм.

            Из Таблицы 2 также видна положительная динамика показателей физического здоровья, в частности, тестируемые до занятия нагрузки, после него либо переставали тестироваться совсем, либо тестировались в значительно меньшей степени.

         На основании проведенных наблюдений и с целью объективизации результатов исследования, динамика показателей психологического и ВРТ-тестирования была описана в виде баллов. За положительный сдвиг по каждому показателю присуждался положительный (1) балл, за отсутствие сдвига – нулевой (0) балл, за отрицательный - (-1) балл. Все показатели у каждого испытуемого суммировались общий балл.

 

Статистическая оценка результатов проведенного исследования.

Для статистической оценки достоверности полученных данных использовался математический  Т - критерий Вилкоксона [3].

         Этот критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых, и позволяет установить, направленность и выраженность изменений. В рамках проведенного исследования мы проверяем достоверность положительного сдвига  после обучающего художественной грамоте занятия.

         Для этого баллы всей группы ранжируем.

Статистическая обработка результатов ВРТ-теста.  

Баллы всей группы ранжируем и проверяем по формуле:

Ri=N×(N+1)/2 = 12×(12+1)/2= 78

N – общее число испытуемых в группе.

N= 12

T=ƩRi

Т – эмпирическое значение критерия.

Тэм. = 1+1,5=2,5

Где, Ri- ранговые значения сдвигов с более редким знаком.

По критическим таблицам критерия определяем «типичный» сдвиг:

Ткр. = 17 (р ≤ 0,05).

             9 (р ≤ 0,01.)

 

Тэм. < Ткр. с вероятностью ошибки (уровнем значимости) р ≤ 0,01. Сдвиг является достоверно преобладающим.

2. Статистическая обработка психологического обследования результатов теста Люшера с помощью Т- критерия Вилкоксона.

Баллы всей группы ранжируем и проверяем по формуле:

Ri=N×(N+1)/2 = 12×(12+1)/2= 78

Тэм.= 6+6+2 = 14

n=12

По критическим таблицам критерия определяем «типичный» сдвиг:

Ткр. = 17 (р ≤ 0,05).

           9 (р ≤ 0,01.)

Тэм. < Ткр. с вероятностью ошибки (уровнем значимости) р ≤ 0,05.         

 

Таким образом, получена статистически достоверная оценка полученных результатов с вероятностью ошибки для ВРТ-теста р ≤ 0,01 и для теста Люшера р ≤ 0,05 . Из чего мы можем заключить, что выявленная положительная динамика улучшения показателей психофизического здоровья не случайна.

 

Выводы.

         Процесс обучения художественной грамоте благоприятно влияет на состояние здоровья и психофизиологическую сферу учащихся.

 

Литература.

  1. Оценка достоверности вегетативного резонансного теста с дополнительным контролем давления щупа на примере органопрепаратов / Т.В.Акаева, М.Ю. Готовский, К.Н.Мхитарян, Ю.А. Стороженко // Традиционная медицина. – 2008.-№3(14). – С.32-34.
  2. М. Люшер Цветовой тест Люшера. Психологический практикум: Тесты – ЭКСМО, 2004.- 192с.
  3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- М: Речь, 2004.- 350с.


Просмотров: 624
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Скованные одной нормой
  • Как инструменты коррекции поведения аутистов помогают мне в работе с нормой.
  • Как интернет-знакомства стали новой нормой
  • Установление контакта при работе с нормой и патологией
  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • Идентичность как динамический критерий психологического здоровья
  • Следование своим желаниям, как критерий психологического здоровья.
  • Тест "Насколько вы любите и принимаете себя" Рекомендации по работе после теста
  • О «норме» и «отклонениях». Часть 3. Гомосексуальность и ее осознавание.
  • О «норме» и «отклонениях». Часть 1. Что такое гомосексуальность?
  • О «норме» и «отклонениях». Часть 2. Болезнь ли гомосексуальность?
  • О «норме» и «отклонениях». Часть 4. Можно ли предупредить гомосексуальность?
  • Результаты теста на границы
  • Ваше эмоциональное состояние - моментальная фотография вашего здоровья
  • Оценка стиля семейного воспитания подростками и их родителями (результаты исследования)
  • О важности психологического здоровья женщины. Часть 2 - Период половой зрелости
  • О важности психологического здоровья женщины. Часть 1 - Период полового созревания
  • Мысли о норме
  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • Боитесь людей? Вы в норме!
  • О норме и сексуальных фантазиях
  • Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников в условиях современной школы
  • Панические состояния: возвращение к норме, возвращение к себе-4
  • Панические состояния: возвращение к норме, возвращение к себе-3
  • Панические состояния: возвращение к норме, возвращение к себе-1
  • художник и терапия, или еще раз о норме и патологии
  • Краткий обзор результатов исследования устойчивости личности к воздействию средств массовой информации
  • Критерии психологического здоровья
  • О норме сексуального развития взрослого или Пока З. Фрейд отдыхает
  • Сколько нужно для психологического здоровья?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь