|
Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихсяАвтор статьи: Стороженко Юлия Альфредовна
Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся. Волокитина О.В, Стороженко Ю.А., Юрик О.Г. Центр интеллектуальных медицинских систем «ИМЕДИС», государственное образовательное учреждение города Москвы «Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом».
Цель работы Определить, факт влияния процесса обучения художественной грамоте на состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся.
Материалы, и методы исследования: Для проведения работы использовались следующие средства: 1. Аппарат для электропунктурной диагностики, медикаментозного тестирования, адаптивной биорезонансной терапии и электро-, магнито-, и светотерапии по БАТ и БАЗ, компьютеризированный «ИМЕДИС-ЭКСПЕРТ», регистрационное удостоверение №ФС 022а2005/2263-05 от 16 сентября 2005г. В процессе проведения ВРТ использовался активный электрод, снабженный датчиком давления, который позволял оператору контролировать измерение, отслеживая величину давления щупа на точке измерения (ТИ) [1]. 2. Диагностический комплекс «НИМИРИДА». Тест цветовых предпочтений М. Люшера. Тест Люшера позволяет измерить психофизическое состояние индивида [2]. В настоящем исследовании принимали участие 12 человек. Возраст испытуемых колебался в пределах от 12 до 50 лет. Группа испытуемых была сформирована таким образом, чтобы в эксперименте принимали участие студенты всех курсов обучения. Исследование включало в себя три части: 1. Констатирующая часть проводилась накануне обучающего художественной грамоте занятия. На этом этапе исследования проводилось психологическое обследование испытуемых с использованием цветового теста Лющера. И ВТР обследование по следующим маркерам: - геопатогенная нагрузка, - радиоактивная, - электромагнитная, - Психовегетативная, - иммунная система По результатам обследования для каждого испытуемого фиксировались: - вид и степень нагрузки, на который организм давал резонансный ответ, в процессе проведения ВРТ. - эмоциональное состояние, степень тревожности и вектор поведения, выявленные в процессе психологического обследования.
2. Формирующая часть. Участники осваивали художественную грамоту по методике С. Андрияки. 3. Контрольная часть проводилась после обучающего занятия. На этом этапе осуществлялось повторное психологическое и ВРТ- обследование по той же схеме, что на констатирующем этапе.
Результаты исследования:
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов психологического обследования по всем группам – теста цветовых предпочтений М. Люшера приведены в таблице 1.
Таблица 1. № до после состояние тревожность Нормы поведения состояние тревожность Нормы поведения 1. беспокойство Легкая, ↑ За нормой - обычное Отсутствует, ↑ В норме - 2. обычное Легкая ↑ Анормальное - обычное Легкая В норме + 3. возбуждение Легкая ↑ За нормой - обычное Легкая ↓ За нормой + 4. недоверие Выраженная ↑ За нормой - недоверие Отсутствует Норма + 5. обычное Легкая ↑ За нормой - обычное легкая За нормой 6. обычное отсутствует В норме - беспокойство Отсутствует ↑ В норме - 7. недоверие Легкая ↑ За нормой - недоверие отсутствует↓ В норме + 8. недоверие отсутствует В норме - недоверие Отсутствует ↑ За нормой - 9. усталость Отсутствует ↓ За нормой - усталость Отсутствует ↓ В норме + 10. обычное Легкая ↑ за нормой - Расслабл. Легкая ↓ В норме + 11. недоверие Легкая ↑ За нормой - обычное Отсутствует ↓ В норме + 12. обычное Легкая ↓ За нормой + обычное Легкая ↓ За нормой -
Где: ↑- означает нарастание психологического состояния, ↓- означает уменьшение психологического состояния, + - означает положительный эффект − - означает отрицательный эффект
Из Таблицы 1 видна положительная динамика показателей психоэмоциональной сферы у большинства испытуемых после проведения занятия по художественной грамоте.
Сравнительные результаты начального и контрольного этапов ВРТ по всем группам приведены в таблице 2. Таблица 2.
№ До После
ГП РА ЭМ ПС ИМ ГП РА ЭМ ПС ИМ 1.А. 1,2,3,4 - - 1,2, - 1. - - 1 - 2.Б 1 - - - - - - - - - 3.Б. О, - - 1,2, - - - - - - 4.В 1, - - - - - - - - - 5.Г 1,2,3 - О, - - 1,2 - - - - 6.Д - - - - - 1,2 - - - - 7.Л - - - - Силь.,Ср, лег - - - - - 8.М. 1ст - - - - - - - - - 9.П. О,1,2,3 О,3 О,1,2,3,4 1 О,гл,ср,лег - - - - - 10. У. - 1,2,3 1,3,4 2,3,4,5 - 1 - - 4 - 11.У. - - 1,2 - - - 1 - - - 12.Ф О,3 - - - - О, - - - -
Где: ГП – геопатогенная нагрузка, РА – радиоактивная нагрузка, ЭМ- электромагнитная нагрузка, ПС – психологическая нагрузка, ИМ – состояние иммунной системы. В цифрах представлены показатели степени нагрузок от 1 до 4. О – общая нагрузка на организм. Из Таблицы 2 также видна положительная динамика показателей физического здоровья, в частности, тестируемые до занятия нагрузки, после него либо переставали тестироваться совсем, либо тестировались в значительно меньшей степени. На основании проведенных наблюдений и с целью объективизации результатов исследования, динамика показателей психологического и ВРТ-тестирования была описана в виде баллов. За положительный сдвиг по каждому показателю присуждался положительный (1) балл, за отсутствие сдвига – нулевой (0) балл, за отрицательный - (-1) балл. Все показатели у каждого испытуемого суммировались общий балл.
Статистическая оценка результатов проведенного исследования. Для статистической оценки достоверности полученных данных использовался математический Т - критерий Вилкоксона [3]. Этот критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых, и позволяет установить, направленность и выраженность изменений. В рамках проведенного исследования мы проверяем достоверность положительного сдвига после обучающего художественной грамоте занятия. Для этого баллы всей группы ранжируем. Статистическая обработка результатов ВРТ-теста. Баллы всей группы ранжируем и проверяем по формуле: Ri=N×(N+1)/2 = 12×(12+1)/2= 78 N – общее число испытуемых в группе. N= 12 T=ƩRi Т – эмпирическое значение критерия. Тэм. = 1+1,5=2,5 Где, Ri- ранговые значения сдвигов с более редким знаком. По критическим таблицам критерия определяем «типичный» сдвиг: Ткр. = 17 (р ≤ 0,05). 9 (р ≤ 0,01.)
Тэм. < Ткр. с вероятностью ошибки (уровнем значимости) р ≤ 0,01. Сдвиг является достоверно преобладающим. 2. Статистическая обработка психологического обследования результатов теста Люшера с помощью Т- критерия Вилкоксона. Баллы всей группы ранжируем и проверяем по формуле: Ri=N×(N+1)/2 = 12×(12+1)/2= 78 Тэм.= 6+6+2 = 14 n=12 По критическим таблицам критерия определяем «типичный» сдвиг: Ткр. = 17 (р ≤ 0,05). 9 (р ≤ 0,01.) Тэм. < Ткр. с вероятностью ошибки (уровнем значимости) р ≤ 0,05.
Таким образом, получена статистически достоверная оценка полученных результатов с вероятностью ошибки для ВРТ-теста р ≤ 0,01 и для теста Люшера р ≤ 0,05 . Из чего мы можем заключить, что выявленная положительная динамика улучшения показателей психофизического здоровья не случайна.
Выводы. Процесс обучения художественной грамоте благоприятно влияет на состояние здоровья и психофизиологическую сферу учащихся.
Литература.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|