Таня была транзитной одноклассницей. Пришла в шестом, ушла в восьмом. Так что проучились мы вместе около трех лет. Числилась очень слабой ударницей, фактически троечницей. По всем предметам. Вообще ничем бы не выделялась из общей массы, если бы не дивные рыжие волосы, да упрямый, непредсказуемый нрав. Пыталась со мной дружить. Но она жила через дорогу, на четной стороне улицы имени красного наркома. Тот район считался хулиганским и почти враждебным. Ну и просто не по пути домой. А когда не по пути, то какая дружба? О чисто девчачьих делах на уроках не разболтаешься. Да и прогулки, туда, за дорогу, не приветствовались.
Особенно не сильна была Таня в точных науках. По алгебре, геометрии, физике и химии. Насколько я сейчас понимаю, ей не хватало базовых знаний. Запустив школьную программу с первого класса, в шестом догнать очень сложно. У нас же сразу были отличные учителя. Думаю, что наша математичка, Татьяна Григорьевна, даже зайца могла научить ловко решать уравнения с двумя неизвестными и быстро вычислять интегралы. При условии минимального желания, регулярности посещений и последовательности занятий. У рыжей Тани не было ни первого, ни второго, ни третьего.
На том уроке алгебры все пошло не стандартно. Домашнее задание включало одно малопонятное уравнение. Решалось оно вроде обычно и просто, но категорически не сходилось с ответом в конце учебника. Мы даже созванивались с подружкой и советовались. Часа полтора болтали. Заключили, что в книжке опечатка.
И не мы одни. Почти весь класс поступил аналогичным образом. Настаивал на ошибке типографов. Не считая пары разгильдяев, вовсе забивших на «домашку». И рыжей Тани. У неё единственной задачка была решена весьма странным способом и сходилась с ответом.
Что было! Математические лидеры класса, в том числе я, настаивали на своей правоте. Доказывали, кричали, освистывали. В начале учебник, затем Таню. Да так не может быть, решение неверное, в формуле ошибки, в ответах – опечатки! Соглашайся, мол, несчастная. Куда вам, рыжим, до Парижу-то! Почти тридцать человек говорят тебе, что ты не права. Ты же никогда не знала предмет, чего позоришься.
А Танька уперлась. Как гранитная скала. Тупо, без аргументов. Не откажусь, мол, от своего варианта, говорите, что хотите. То ли слов на доказательства не хватало, то ли знаний. Возможно, сама не понимала, как решила головоломку. Может еще что, но рыжая отчаянно стояла на своем. Чуть не плача, с кулаками наготове. Привыкла, видать.
Её спасла Татьяна Григорьевна. После долгого молчания, насладившись видом битвы, наш алгебраический военачальник объявил полную и безоговорочную правоту своей тезки. Не из соображений симпатии. Похоже, она была сама удивлена тем, что кубок победителя приходится отдавать совсем безвестной ученице. Даже самый зоркий и опытный глаз способен просмотреть ценный кристалл и учительница это понимала. К тому же, Татьяна Григорьевна уважала свой предмет и не любила потворствовать заблуждениям. Вероятно, в других параллелях уже происходило нечто подобное.
Класс заткнулся и замер. Не знаю, как остальные, но я лично испытала тогда удивление, раздражение, разочарование. И что-то вроде легкой зависти. Не уму Таниному и оригинальному решению задачки я завидовала. Этого у меня у самой всегда было хоть отбавляй. Меня восхитила её смелость и способность противостоять авторитету большинства. Хотя все вначале выглядело довольно глупо и было очевидно безнадежно. Именно такой отчаянности мне всегда не хватало. Лично я бы согласилась с преобладающим мнением. Один в поле не воин.
Ни до, ни после того случая рыжая Таня не блистала математическими талантами. Не проявляла особого рвения к точным наукам и вообще старалась сливаться со стенами на уроках алгебры-геометрии. Она так и не смогла пояснить, как же ей удалось решить задачу. Возможно, её случайный успех объяснялся как раз тем, что она была не слишком закрепощена общеизвестными правилами. Алгебраический ребус имел подвох и нуждался в нестандартном подходе к решению. Именно потому, что у рыжей Тани не было в голове «нормативного пути рассуждений» аномальная задачка сошлась с ответом.
Вот и давайте сегодня поразмышляем на тему эталонов. Поскольку все хотят быть нормальными, но никто толком не может объяснить, что это такое. И существует ли вообще. Ведь, что нормально для одной группы людей, совершенно аномально для другой. Да и само это понятие – норма, необходимо только для сообщества, а никак не для индивидуальности. Когда некто абсолютно один, то он не может быть нормальным или аномальным. Эта понятия теряют смысл. Сравнивать не с кем. Да и незачем.
Норма в ряде наук о живых организмах, в том числе о человеке, традиционно рассматривается, как некая точка отсчёта, эталон, стандарт. Для сравнения с другими вариантами состояния живого объекта. Любые отклонения от стандарта могут рассматриваться как девиация или патология. Эти два понятия, норма и патология, вообще плотно связаны между собой. Известному русскому психиатру, Петру Борисовичу Ганнушкину приписывают следующее выражение: «Норма есть наиболее распространенная форма патологии». Проще говоря, что для данной выборки или группы людей наиболее типично и часто встречается, то и станет для неё нормой. А для других групп – аномалией. Например, среди пигмеев человек с ростом в 170 см будет считаться патологически высоким, а европеец в китайском окружении аномально бледным и неестественно широкоглазым.
Скажем прямо. Любая норма была когда-то патологией. Парадоксально, но факт. Более того, всякий эталон нормативности может в любой момент стать аномалией. Все зависит от условий, времени и окружения.
Но самое печальное не в самом феномене существования нормы, а в том, что группа будет бороться за неё. Охраняя свою стабильность и постоянство. Именно норма и определяет факт длительного существования некой общности людей. Выбраковывая, высмеивая, уничтожая все то, что от неё, этой весьма усредненной групповой постоянной, отличается. Как в сторону недостатка того или иного качества, так и в строну переизбытка. Группе опасны как уродцы, глупцы, преступники, так и красавцы, интеллектуалы, первооткрыватели. Стая не может иначе. Без нормы сообщество распадется на массу индивидуалов, ни чем с друг другом не связанных, и прекратит свое существование. А умирать никто не хочет.
Конечно, нормативы модифицируются и совершенствуются со временем. Поскольку трансформируются условия жизни, изменяются цели и задачи существования. Но одновременно с эталонами меняется и сама группа. Процесс это сложный, связанный с кризисами, конфликтами и войнами. Начинается он с мутаций, или спонтанных отклонений от привычного. И тут будет важна степень толерантности (читай терпимости) какой либо стаи-группы к отклонениям от эталонных показателей. В некоторых допускаются широкие вариации, в других наказывают за малейшие смещения. Но в любом случае, старое будет бороться с новым и довольно жестоко. Вопрос, согласны ли вы в этом участвовать. Ведь не факт, что выиграете. А вот вас бывшие товарищи могут пустить в расход без зазрения совести.
К сожалению или счастью мы, люди, не можем жить сами по себе. Чтобы существовать в полной изоляции человеку нужно быть очень сильным. Далеко не все это хотят и могут. Гораздо чаще нам нужна компания. Для общения, обучения, защиты, обмена опытом. Для секса и продолжения рода, в конце концов. Партеногенез – не наш метод! Ради этого мы максимально развили вторую сигнальную систему. А собираясь кучками чуть более двух, мы уже организуем группу. Все, до свидания уникальность, привет усредненность. Вступают в силу системные взаимодействия, законы стаи и власть нормативов. Третьего, похоже, не дано.
Тут важно выбрать наиболее подходящее сообщество. С широким взглядом на узость эталона. В конце концов, стандарты могут не слишком сильно отличаться от вашего оригинального образа. Если в этой стае вы выглядите естественно, то и нападать на вас никто не будет. Вы получите партнеров, необходимое тепло, поддержку и ощущение защищенности. Задача не забыть в этом комфорте про мечты, планы, саморазвитие и необходимость периодически пересматривать жизненные цели. Не слишком зацикливаться на постоянстве пребывания в каком либо определенном коллективе. Рано или поздно возникнут разногласия, расхождения в характере поведения, конфликты, стычки. Вы начнете отклоняться от пресловутых стандартов, а группа попытается вас урезонить.
И тут мы возвращаемся к моей рыжей однокласснице Тане. Она посмела кинуть вызов кучке сверстников, отклонившись от своей обычной модели поведения. Решила спорить с теми, кто выглядел более нормальным на уроках математики. Без надежды на выигрыш. Не вступись за нее учитель, мы бы её заклевали. И Татьяна смутно догадывалась об этом. Помните, я писала про слезы на глазах и сжатые кулаки. Её поведение показалось мне тогда смелым. Сейчас я бы назвала его еще и глупым. Даже самоубийственным. Мало заявить о своем мнении, надо суметь его защитить. Если надумал выступить с протестом, то будь добр, подготовь доказательства. И подумай, зачем ты все это делаешь.
Возможно, я заблуждаюсь, но всегда считала легкомысленным склонность вступать в дискуссию без веских аргументов. Да, да! Я спорю лишь, когда уверенна в своих доводах. Или уж молчи, или замысли победу. Правда, это часто приводило меня к конформизму и застою. Мол, я с вами абсолютно согласна, даже если думаю совершенно иначе. Просто на данный момент мне не хватает аргументов для защиты. И все ради сохранения членства в группе. Из страха остаться совсем одной. Опасений выглядеть абсолютно аномальной. Больше вам скажу, я в течение последних пяти лет мучительно вынуждала себя оставаться на своей прежней работе только из соображений необходимости принадлежать к какому либо сообществу. И отсутствия видимой альтернативы оного. Почти заболела, впав в застой. Правда.
До сих пор думаю, что спорить с нормативами бессмысленно. Только проблем себе на хребет соберешь. Лучше молча покинуть стаю. И главное вовремя, пока не начали выживать в открытую. Это даже не смелость. Это мудрость.
Но рыжую одноклассницу Таню я запомнила только благодаря её пылкому математическому бунту. Протесту нашим классным устоям и иерархии. Быть может, это была случайность. Или у неё не было выбора. Но это было самым ярким её заявлением о себе за все время нашей совместной учебы. После восьмого класса она поступила в медицинское училище. Судьба странным образом сводила нас пару раз по работе, поэтому я в курсе, что с Татьяной было дальше. Она стала самой обычной медицинской сестрой. Не очень счастливой женой. Умеренно хорошей матерью. Даже её рыжие волосы рано потеряли яркое великолепие и стали тусклыми.
Может действительно, родители и учителя не разглядели в девочке дар, задавили талант, не дали развиться самобытности? Сковали нормой. Растеряли уникальность. Была бы она счастливее, не случись этого? Кто знает. Зато она стала как все. Нормальной. Среднестатистической. Без отклонений. Еще вопрос, что лучше и проще. Быть собой или остаться в группе.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.