Краткий обзор результатов исследования устойчивости личности к воздействию средств массовой информации

Автор статьи: 404

Подходя к проблеме устойчивости личности к воздействию средств массовой информации, мы определяли данное понятие как противодействие внешнему воздействию, противоречащему личностным установкам и ценностям человека, а также возможность действовать и осуществлять выбор, независимо от таковых влияний. Воздействие СМИ является, согласно А.В. Манойло, частным случаем психологического воздействия информации на личность.

Теоретическим обоснованием проблемы устойчивости личности к воздействию средств массовой информации занимались такие исследователи как И.В. Андреев, Е.Б. Богатова, Т.И. Ежевская, С.П. Иванова, В.В. Константинов, Н.Э. Лазарева и другие. Так, согласно Н.Э. Лазаревой, критериями психологической устойчивости к воздействию СМИ на личность являются критическое отношение к потребляемой информации (возможность осознанного выбора на ее основе), устойчивость эмоциональных процессов (в т.ч. сохранение стабильного эмоционального состояния после восприятия информации), устойчивость иерархии мотивов после восприятия информации.

На основе анализа и обобщения теоретических и эмпирических исследований, посвященных данному вопросу, нами были выделены изученные механизмы устойчивости личности к воздействию информации, такие как психологическая защита, психологическая адаптация и саморегуляция, психологическая установка и личностный ресурс. Данные механизмы функционируют на разных уровнях личностной организации, взаимно дополняя друг друга. Так, например, согласно Е.Б. Богатовой, В.В. Константинову, устойчивость личности к воздействию информации является результатом адаптации психики человека к расширяющейся информационной среде. Такая адаптация к информационной среде достигается, по Т.И. Ежевской, неспецифическими адаптационными процессами, развертывающимися в ответ на воздействие стрессоров в системе приема и переработки информации. При этом обеспечивается ограничение числа перерабатываемых единиц информации. В психике человека такие адаптационные процессы проявляются в виде снижения ясности сознания, нарушения логичности и критичности, уменьшения объема и устойчивости внимания, объема кратковременной памяти, что делает сознание «мозаичным», «прерывистым», «клиповым».

Существуют определенные психологические факторы, связанные с феноменом устойчивости личности к воздействию информации. Каждый из таких факторов (как социальных, так и личностных) связан с функционированием конкретных механизмов поддержания устойчивости личности. Одним из таких факторов, выбранных нами для эмпирического исследования, является образное мышление.

Образное мышление – это фундаментальная особенность психики, способность, которая определяет целостное развитие личности, ее уникальность и устойчивые характеристики. Оно представляет собой единую систему форм отражения – наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального мышления – с переходами от обозначения отдельных единиц предметного содержания отражения к установлению между ними конститутивных связей, обобщения и построения образной концептуальной модели, а затем на ее основе к выявлению категориальной структуры сущностной функции отраженного.

Данный тип мышления использует операции выделения, формирования, превращения и обобщения содержания отражения образной формы. Главной функцией образного мышления является создание образов и оперирование ими в процессе решения задач.

На основе анализа теоретических исследований, мы систематизировали данные об участии образного мышления в поддержании основных механизмов устойчивости личности к воздействию информации. Так, в процессе адаптации сравнение собственной деятельности и поведения с образами-эталонами является образной задачей. Активизация возможностей образного опосредствования приводит к общему повышению уровня социально- психологической адаптации. Образное опосредствование играет роль в формировании и применении операционных механизмов адаптации в новых, незнакомых условиях, являясь формой поисковой активности. Для обеспечения функционирования механизма психологической саморегуляции операции образного мышления поддерживают создание воображаемых ситуаций, регуляцию волевых процессов, механизм ментальной тренировки, взаимодействие со своим внутренним миром, процессы моделирования и программирования действий, работу саногенного мышления.

Таким образом, объектом нашего исследования стала психологическая устойчивость личности. Предметом - образное мышление как фактор устойчивости личности к воздействию средств массовой информации.

Для эмпирической проверки мы выбрали следующие гипотезы:

  1. Устойчивость личности к воздействию информации СМИ имеет динамический характер, проявляясь в ситуации воздействия усилением механизмов, поддерживающих устойчивость.
  2. Устойчивость личности к воздействию СМИ будет проявляться по-разному в зависимости от характера директивности психологического воздействия на личность.
  3. Устойчивость личности к воздействию СМИ достоверно связана с уровнем развитости образного мышления у испытуемых.
  4. Конкретные операции образного мышления связаны с функционированием различных механизмов устойчивости личности.

В данном исследовании приняли участие 400 человек – студентов различных факультетов университета в возрасте 18 - 23 лет, среди которых 105 юношей и 295 девушек.

На первом этапе эмпирического исследования была построена комплексная теоретическая модель механизмов устойчивости личности к воздействию информации, на основе которой были выделены критерии устойчивости личности к воздействию средств массовой информации, а также диагностические критерии для определения развитости образного мышления взрослого человека.

На втором этапе эмпирического исследования была проведена процедура, включающая применение психодиагностических методов и проведение эксперимента.

Для экспериментального исследования был выбран план для 2-х рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием и отсрочкой во времени. В первую (экспериментальную) группу вошли испытуемые, которые в процессе эксперимента подвергались воздействию информации (из эфира реальных средств массовой информации). Во вторую (контрольную) группу вошли испытуемые, которые экспериментальному воздействию не подвергались. По социально-демографическим показателям и количеству часов в неделю потребления продукции СМИ группы испытуемых были уравнены.

Экспериментальное воздействие и итоговое тестирование проводились в одну серию с 2-х недельной отсрочкой во времени от предварительного тестирования с целью уменьшения эффекта повторного тестирования. Включение воздействия в серию итогового тестирования было спланировано для избегания появления неконтролируемых переменных и фиксации непосредственной реакции испытуемых на воздействие СМИ.

Для экспериментальной группы испытуемых была использована схема 3-х факторного эксперимента с повторными измерениями 2×2×3 с двумя внутригрупповыми и одним межгрупповым фактором с применением дисперсионного анализа. При этом зависимой переменной выступала устойчивость личности к воздействию СМИ. Независимыми переменными являлись уровень развитости образного мышления испытуемых (3 уровня), воздействие СМИ (претест, посттест), директивность воздействия СМИ (2 уровня). На основе анализа и обобщения теоретических источников были выделены критерии анализа психологического воздействия средств массовой информации на личность.

После экспериментального воздействия испытуемые обеих подгрупп проходили итоговое тестирование и анкетирование. Вопросы анкеты были сформулированы на основе критериев воздействия СМИ на личность и направлены на выявление данного воздействия, а также устойчивости к нему.

На третьем этапе исследования полученные данные были обработаны методами математической статистики, интерпретированы и проанализированы.

Согласно статистическим данным, наиболее достоверным показателем развитости образного мышления является общий показатель по методике Р. Амтхауэра, показателем устойчивости – общий показатель по методике К. Рифф.

Операции образного мышления: образный синтез и образное манипулирование имеют связи с различными показателями устойчивости личности, что указывает на различия в механизмах устойчивости, с которыми связаны данные операции.

По данным корреляционного анализа, высокий уровень развития образного мышления сопутствуют высокому показателю устойчивости личности у испытуемых. Были выявлены значимые связи между операциями образного мышления (образный синтез и образное манипулирование), общим показателем развитости образного мышления и общим показателем устойчивости личности по эмпирическим данным, в т.ч. шкалой «Автономия» и другими составляющими общего показателя, связанными с механизмами адаптации и саморегуляции личности. Данные результаты подтверждают теоретические положения о саморегуляции как о сложном механизме поддержания устойчивости личности, который включает в себя процессы планирования, моделирования, программирования и оценки результатов собственных действий на образном уровне с помощью операций образного мышления.

Метод парного сравнения средних с применением t – критерия Стьюдента выявил значимые различия в уровне общего показателя устойчивости при переходе от низкого к среднему, от среднего к высокому уровням развитости образного мышления. Результаты исследования свидетельствуют о достоверной связи между общим показателем устойчивости личности и уровнем развитости образного мышления у испытуемых (4.384, при р≤0.05). У испытуемых с высоким уровнем развитости образного мышления общий показатель устойчивости личности значимо выше, чем у испытуемых с низким уровнем образного мышления.

Механизмы устойчивости личности к воздействию информации СМИ проявляются в повышении показателя устойчивости после экспериментального воздействия у испытуемых с высоким уровнем устойчивости личности. Таким образом, устойчивость личности к воздействию информации является не статическим психическим явлением, а носит динамический характер, проявляясь в ситуации воздействия на личность.

Высокая значимость влияния фактора «директивность воздействия СМИ» определяет различия в значениях общего показателя устойчивости личности у испытуемых с разными уровнями развитости образного мышления. В экспериментальной ситуации директивного воздействия информации наблюдаются значимые различия в значении средних показателя устойчивости личности у испытуемых с высоким и низким уровнем образного мышления, а также повышение средних значений показателя устойчивости после экспериментального воздействия у испытуемых с высоким уровнем образного мышления, что характеризует проявления механизмов поддержания устойчивости к воздействию СМИ. При этом наблюдается неизменность дисперсии в группе испытуемых с высоким уровнем устойчивости и ее значимые различия у испытуемых с низким уровнем устойчивости.

В экспериментальной ситуации недирективного воздействия наблюдается равномерное повышение средних значений показателя устойчивости личности у испытуемых, вне зависимости от уровня развитости образного мышления. При этом значения дисперсии изменяются после недирективного воздействия у испытуемых с низким уровнем устойчивости личности.

Следовательно, характер психологического воздействия информации СМИ играет важную роль в процессе воздействия СМИ на личность.

Анализ достоверности различий в связанных выборках до и после экспериментального воздействия показал, что значимость и характер действия фактора «образное мышление» на зависимую переменную (устойчивость личности к воздействию СМИ) достоверно различается в группах испытуемых, подвергавшихся директивному и недирективному экспериментальному воздействию. Так, в выборке испытуемых, подвергнутых директивному воздействию, наблюдается высокая значимость действия фактора «образное мышление» на зависимую переменную, что можно объяснить действием механизмов устойчивости личности к данному типу воздействия. В выборке испытуемых, которые были подвергнуты недирективному воздействию, действие фактора «образное мышление» на зависимую переменную не достигло значимого уровня, что можно интерпретировать характером побуждающих методов психологического воздействия, не затрагивающих механизмы устойчивости личности к такому воздействию.

При отсутствии экспериментального воздействия результаты исследования по общему показателю устойчивости личности достоверно не различаются. При этом в выборке испытуемых при наличии экспериментального воздействия СМИ как директивного, так и недирективного характера результаты исследования по общему показателю устойчивости личности имеют достоверные различия, что указывает на влияние на зависимую переменную фактора «воздействие СМИ».

Таким образом, гипотезы, выделенные для проверки в ходе исследования, были подтверждены.



Просмотров: 597
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Какова цена представлений об устойчивости личности для человека?
  • Нечеткая методика оценивания психологической устойчивости личности к негативному инфовоздействию
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • Защитные механизмы личности от негативного воздействия
  • психотипы личности по восприятию информации
  • 10 способов повышения психологической устойчивости
  • О жизненном опыте как факторе личностной устойчивости человека в кризисе
  • Об устойчивости. И не только
  • Влияние визуальной информации на развитие мышления
  • 7 навыков психической устойчивости.
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Техника для укрепления родительской устойчивости.
  • Ответственность за свою жизнь, как основа устойчивости
  • Жена неправильного Мужа - 5 опор устойчивости страдания
  • Об устойчивости к критике, отношении к похвале и кнопке благодарности
  • Об устойчивости в теле и в жизни. Заметки экзистенциального психолога
  • Качество привязанности как фактор устойчивости ребёнка к психической травме: профилактический аспект
  • 10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации.
  • Эмоциональная устойчивость личности и как её достичь.
  • Психологические особенности взаимосвязи суеверности личности с её уровнем невротичности
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • Связь ценностных ориентаций с уровнем субъективного благополучия личности
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь