Влияние визуальной информации на развитие мышления

Современная культура имеет немало уникальных особенностей. Информационные технологии плотно вошли в жизнь каждого и во многом определяют содержание жизненного опыта. Мы получаем доступ к огромному количеству информации, благодаря всевозможным устройствам, и сам процесс стал невероятно простым, элементарным.

Но невозможно не заметить, что получаемая информация обладает определенными качествами. Прежде всего, она по большей части визуальная. Причем формат ее подачи все дальше отходит от текстового, благодаря интенсивно развивающейся компьютерной графике.

И если эффект от преобладания визуальной информации незначительно сказывается на людях по определению взрослых, выросших вне технологического бума, то подрастающее поколение, чей мыслительный аппарат находится в активной фазе становления, подвержено серьезному влиянию.

Это не хорошо и не плохо, это особенность эпохи, и культура должна развиваться, так или иначе, но наша задача, как психологов, понять, какое воздействие оказывает доминирование визуальной информации на процесс развития мышления и его структуру.

Детские игры. Игра является неотъемлемой частью развития любого ребенка. Это процесс, включающий в себя обращение к фантазиям, апробирование различных ролевых моделей, первые социальные контакты со сверстниками и т.д. Игра развивает, благодаря работе воображения, когда вспомогательными объектами игры являются фигурки, кубики, палки и другие подобные игрушки. Но современные дети немало времени проводят, играя с телефоном, планшетом или компьютером.

Проблема современной компьютерной графики, как ни странно, в том, что она слишком хороша. Даже видеоигры 80-х, 90-х годов требовали фантазирования, т.к. по экрану бегали персонажи из разноцветных квадратов, а фон был наложенным изображением. Нынешние же видеоигры очень реалистичны. Их игровые миры не оставляют места воображению, предлагают только пассивное восприятие, несмотря на возможность управления.

Преобладание современных видеоигр в досуге ребенка может не дать развиться операциям абстрагирования, обобщения, поиска подобия, формируя конкретно-образное, узкое мышление.

Словесные и образные представления. Нередко можно услышать, как счастливая мама хвастается тем, что ребенок еще плохо говорит, но уже вполне освоил управление сенсорным телефоном и проводит с ним много времени. Преобладание визуальной информации ставит вопрос значения слова в структуре мышления.

По У. Биону [1] процесс развития мыслительного аппарата состоит из формирования и модификации альфа-элементов — согласованных структур из бета-элементов во главе с избранным фактом, который определяет всю конструкцию, дает ей имя. Очень часто таким фактом становится именно слово. Слова, являясь носителями смысла и его представителями, создавая в дальнейшем связи и отношения во всей совокупности структур, придают мыслительному аппарату «словесную» суть. Такое мышление оперирует информацией с помощью слов, что включает в себя передачу, получение и модификацию смысла.

Но что, если из-за преобладания визуальной информации избранными фактами структур будут становиться не слова, а образы, причем в подавляющем количестве?

Такое образное мышление имеет право на жизнь, но исключает возможность обмена, т.к. упускает нечто важное. Слово принадлежит как минимум двоим, оно кем-то сказано и кем-то услышано, и является порождением обмена. Образ же замкнут на себя и по большей части не пригоден для коммуникации.

В крайнем варианте можно получить картину, сходную с клинической, когда ребенок может отразить свои мысли в рисунке, но не может их высказать. Но такая ситуация все же маловероятна по следующей причине: «избранность» слова как ключевого элемента не столько в частоте его появления, сколько в том, что оно исходит от значимого другого, чего нельзя сказать об образе. Тем не менее, большое количество визуальных источников информации в поле проживаемого опыта ребенка может сказаться на объеме словарного запаса и способности выражать свои мысли.

Выражение чувств, алекситимия. Не нужно далеко ходить за примерами образного мышления. Достаточного зайти на подростковый развлекательный сайт или аналогичную группу в соц. сети Вконтакте. Вам сразу бросится в глаза наличие огромного количества так называемых «мемов». Обычно это изображения, отражающие какую-либо эмоцию или ситуацию. Беглый осмотр публичной переписки на подобных сайтах сразу укажет вам, как эти «мемы» используются.

Подростки прибегают к ним, когда им нужно выразить какое-либо чувство. Вместо описания того, как они относятся к тому или иному поводу для обсуждения, будет вставлена подходящая к их ощущениям картинка. Можно также встретить вариант по шаблону «то чувство, когда», где описывается ситуация, а не связанные с ней чувства, и предполагается, что получатели сообщения обладают аналогичным «тем чувством, когда», чтобы понять, что имеет ввиду отправитель.

Не нужно говорить, что такая коммуникация полна непонимания и потери важнейших нюансов общения. Имеет место некоторое шаблонизирование чувств, сведение всего спектра эмоций к конечному набору заготовленных картинок.

Конечно, при словесном общении мы также вкладываем в слова различный, уникальный для каждого смысл, но как было сказано ранее, слова есть порождение обмена, и именно в обмене находится общий знаменатель смысла. Попытка придать образу коммуникативное свойство не всегда удачна, образ здесь скорее опосредует взаимодействие между людьми, чем сближает их в процессе обмена.

Алекситимия, неспособность высказать свои чувства словами, обычно указывается в качестве симптома, сопутствующего психосоматическим заболеваниям. И на мой взгляд, корреляция образного мышления и алекситимии имеет место, что требует, тем не менее, проверки с помощью соответствующих исследований.

Нужно ли что-то делать? Является ли преобладание визуальной информации пагубным, а возникающие вследствие это модификации мышления нежелательными, требует дальнейшего выяснения.

Вполне может быть, что такое положение вещей не более чем продукт своей эпохи, уникальный маркер современной культуры.

Возможно, излишнее увлечение визуальными образами компенсируется на стадии начальных классов, благодаря школьной программе и педагогической деятельности.

Можно сказать, что поднятый вопрос нуждается в дальнейшем изучении, наблюдении и оценке.

Используемая литература:

  1. У. Р. Бион. «Научение через опыт переживания» (1962). М., Когито-Центр, 2008.

     

 Оригинал статьи на сайте автора: http://rostov-analitik.ru/visual-information-i-mishlenie/



Просмотров: 518
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Когда роковые слова «родила для себя» не игра слов
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • Можно ли доверять биографической информации в регрессивном гипнозе? часть 4
  • Немного интересной информации (или когда настроение на нуле читать обязательно!)
  • После ссоры. Как найти слова, когда все сказано.
  • Фрирайтинг: Упражнение для развития целостного восприятия информации
  • Что такое усвоение знания и информации ?
  • Что такое считывание информации с поля?
  • Избыток информации & нехватка времени
  • Информации нужен минимум
  • 10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации.
  • Чем опасен океан информации для ребенка. Значение родительской цензуры.
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Опыт использования аудио-визуальной стимуляции (АВС, BVS, майндмашины) в работе психолога в системе МВД.
  • Ошибки мышления или как наше мышление определяет наши поступки и нашу жизнь
  • Что нужно сказать мужчине, если он не уделяет вам достаточное количество времени: всего одна фраза
  • Mаркеры социальных представления об инклюзивном образовании в средствах массовой информации
  • Что такое трансформационная игра. И имеет ли смысл играть...
  • Помощь в поиске информации студентам и не только
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Как убеждения влияют на нашу жизнь и можно ли стать хозяином своей судьбы благодаря работе с ними?
  • Сон - источник информации об актуальном состоянии человека, и не только.
  • как с помощью холистического массажа расшифровать "запись" информации заложенной в теле
  • Ловушки мышления. Можно было бы...
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Что такое дивергентное мышление и как оно может развиваться
  • Как «превратить» свои слова в деньги? Три примера из личного опыта
  • Еще раз об Информации
  • Слова - ничто. Голос - всё! И можно ничего не рассказывать про себя на терапии (думать про запрос)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь