Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться

Возрастные страхи до трех лет когда и чего ребенок имеет полное право бояться

Все мы чего-то боимся. Страх – это вполне себе полезная и имеющая право на существование эмоция, ведь она предупреждает нас о возможных опасностях, а поэтому помогает избежать и преодолеть их.  

Более того, легкий страх способен даже повышать эффективность нашей деятельности, помогая нам собраться и лучше решить поставленную задачу (так бывает, например, у спортсменов при легком волнении на соревнованиях  или музыкантов, испытывающих небольшой мандраж перед выходом на сцену).

Но бывает и так, что беспокойство и тревога усиливаются, у нас перехватывает дыхание, потеют ладони, дрожат коленки, а из головы как по мановению палочки злого волшебника улетучиваются  все полезные мысли и знания… Такой сильный страх может парализовать человека, блокировать его активность, конечно, в этом случае его уже нельзя назвать полезным.

По мнению психологов страх – это одна из самых первых эмоций, которую человек начинает испытывать в своей жизни. Новорожденный ребенок попадает из уютного, тесного и темного пространства материнского тела в совершенно незнакомый для себя мир, переполненный ярким светом, громким звуком, быстрыми движениями. Поэтому недавно родившегося малыша может испугать очень многое: неожиданный и громкий звук (скрип пола, лаяние собаки, звук разбившейся посуды), внезапные и быстрые движения другого человека, резкие изменения положения собственного тела.

По мере взросления ребенка его страхи становятся более разнообразными. Примерно после полугода его будут пугать уже вполне определенные звуки, например, шум кухонного комбайна или фена, звук электродрели. В жизненном опыте малыша к этому времени появляются и «страшные вещи», значимые именно для него. Ребенок может бояться купания, надевания шапочки, чистки ушей и т.д..

Примерно в это время (к 6 месяцем) появляется особый страх, который может доставлять семье малыша определенные неудобства: ребенок начинает бояться незнакомых людей. Причем, поскольку полугодовалый ребенок еще не может похвастаться устойчивой и крепкой памятью, ему бывает достаточно не видеть человека (даже близкого родственника, например, бабушку) пару недель, чтобы он перешел из разряда знакомых в отряд зловещих незнакомцев.

Как это ни странно звучит, родителям впору радоваться появлению подобного страха, потому что он является важнейшим показателем того, что интеллект ребенка развивается должным образом: ведь ребенок своим страхом показывает, что он научился видеть разницу между «своими» и «чужими» людьми.

В возрасте примерно одного года у ребенка могут появиться первые страшные сновидения, кошмары. В этом случае ребенок, который раньше хорошо спал, начинает просыпаться с плачем и всхлипыванием ночью.

Дети этого возраста обычно очень чувствительны к любым изменениям привычного для себя уклада жизни. Они обычно четко знают последовательность действий в ключевые моменты дня (например, перед сном помылись, надели пижамку, попили молочка, легли в кроватку, накрылись одеялом). Если в привычном жизненном алгоритме происходит любой сбой (пусть даже вызванный какими-то приятными и счастливыми обстоятельствами), это может стать источником тревоги и страха.

Однажды вечером, когда в квартире было очень жарко, мама уложила Аню (1,5 года) спать и не накрыла ее одеялом. Более того, одеяло оказалось для Ани вне пределов досягаемости – на стуле в противоположном углу комнаты. Аня, которая всегда засыпала сама, на этот раз начала громко плакать, тянуться к одеялу, и плакала до тех пор, пока мама не накрыла ее пустым пододеяльником. После этого Аня быстро успокоилась, свернулась калачиком и заснула.

Этот страх любых изменений сохраняется довольно долго. Иногда именно он лежит в основе поведения ребенка, воспринимаемого родителями как упрямство. Наверное, многим знакома ситуация, когда двух-трех летний ребенок категорически отказывается примерять новые ботинки или пробовать новую еду. Причина подобной несговорчивости кроется вовсе не в «плохом характере» ребенка, а в том, что любая новая вещь вызывает у него не только любопытство, но и тревогу. Довольно часто здесь достаточно бывает проявить терпение, дать ребенку возможность привыкнуть к обновке (особенно если мы говорим об одежде), чтобы проблема разрешилась сама собой.

  По этой же причине дети очень тяжело переносят любую смену обстановки, например, любые поездки, переезды, даже простые перестановки мебели в квартире или в своей комнате.

Примерно в этом же возрасте, около двух-трех лет, у детей появляются страхи, связанные с содержанием прочитанных книг, просмотренных мультфильмов или разговоров со взрослыми. Баба-Яга, Бармалей, бандиты, террористы, наводнения и землетрясения – это только малая часть того, чего может бояться ребенок. Каждый вечер, ложась спать, он спрашивает маму: «А Бармалей не придет? А волк не укусит? А молния не ударит?».

 Я еще раз хочу подчеркнуть, что описанные выше страхи являются возрастными, то есть их появление связано с закономерными процессами развития, происходящими в психике ребенка, поэтому велика вероятность, что по прошествии определенного времени они пройдут сами по себе, особенно если мы, взрослые, сами будем сохранять мудрость и спокойствие, «не подкрепляя» своей очень сильной эмоциональной реакцией вполне закономерные, еще раз повторюсь, на определенном этапе возрастного развития опасения ребенка.



Просмотров: 675
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Очень медленный ребенок, как его ускорить?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок не может ни с кем сдружиться. Что делать?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Ребенок ведь не плюшевый мишка, он не игрушка – это же все знают.
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь