Опыт использования аудио-визуальной стимуляции (АВС, BVS, майндмашины) в работе психолога в системе МВД.


Что такое Аудио Визуальная Стимуляция (АВС)?

Давно отгремели в интернете ожесточенные словесные баталии между сторонниками АВС и скептиками, но отголоски их можно по-прежнему найти в сети интернет.

Что интересно, — при наборе в поисковой системе слова «майндмашины», вы получите ссылки на множество забавных (иногда до ужаса) инсинуаций, доходящих до утверждений, что майндмашины специально засылаются американцами в Россию для обработки легковерных россиян в духе любви к США и всему иностранному.

Опыт использования аудио визуальной стимуляции АВС BVS майндмашины в работе психолога в системе МВД
@mindmachine.ru

Если же набрать «аудио-визуальная стимуляция мозга», то, в большинстве своем, это будут ссылки на научные статьи по применению майндмашин в лечебных целях и для реабилитации после психических и физических травм.

Так, что же это такое — майндмашины?

Устройства аудио визуальной стимуляции (Audio Visual Stimulation), свето-звуковые устройства для релаксации (Light and Sound Relaxation system), «Майнд Машины» («Mind Machine»), синхронизаторы биоэлектрической активности мозга (Brain Waves Synchronization system) — всё это названия для специальных устройств, управляемых микропроцессором, которые предназначены для достижения релаксации, бодрости, медитации и других состояний, посредством звуковых и световых ритмических стимулов.

Принцип действия этих устройств основан на явлении, открытом еще на заре появлении электроэнцефалографии (ЭЭГ, EEG), — в 40-е годы двадцатого столетия. Это явление синхронизации электрических потенциалов головного мозга с такими внешними стимулами, как отрывистые ритмичные звуки (например, бубен, барабан) и ритмичными вспышками света, подаваемыми в естественном диапазоне ритмов мозга.

В настоящее время, это явление в российской медицине используется для функциональной диагностики мозга (с 60-х годов 20-го столетия), для лечения логоневрозов (с тех же 60-х), а за рубежом, — для лечения некоторых видов травматических параличей (EEG Driven Stimulation — управление фотостимуляцией через обратную связь по ЭЭГ) и лечения детей с синдромами СДВ и СДВГ (HDD, HDHD).[1]

Постановлением Правительства РФ № 190 от 29.03.2007 майндмашины внесены в перечень обязательных приборов для комнат психо-эмоциональной разгрузки в Российской Армии. С начала 2000-х майндмашины (Photosonix Nova Pro 100) централизовано закупаются МВД РФ для комнат психо-эмоциональной разгрузки в подразделениях МВД.



В последнее время силовые структуры всё больше интересуются приобретением отечественной майндмашины Навигатор, обладающей уникальными характеристиками и набором функций.

Почти каждый санаторий в России предлагает в качестве дополнительных услуг сеансы аудио-визуальной стимуляции.

Для чего нужны майндмашины?

— для самопознания и самосовершенствования,

— для улучшения памяти и интеллектуальных функций,

— повышения физической и умственной работоспособности,

— для активизации процессов обучения и творческих возможностей,

— коррекции психоэмоциональных состояний,

— глубокой релаксации,

— нормализации сна,

— безопасного достижения измененных состояний сознания,

— реабилитации после тяжелых физических и эмоциональных нагрузок,

— коррекции психофизиологических состояний в спорте,

— нивелирования эффекта десинхроноза при перелетах в другой часовой пояс.


Личный опыт.

Мое знакомство с данной темой началось с короткой заметки на обложке журнала Техника Молодежи, в которой говорилось, что применение майндмашин в условиях полярной ночи, на канадских нефтяных платформах, расположенных за полярным кругом, позволило значительно снизить уровни травматизма, аварийности и даже преступности среди рабочих-нефтяников.

Когда появился интернет, я списался с разработчиком и директором фирмы Photosonix Рэем Вулфом, и за ряд идей, высказанных мной в переписке, он мне выслал в подарок майндмашину Photosonix Nova Pro. Так совпало, что я, как раз в это время, перешел в психологическую службу.

Надо заметить, что психологи в МВД пользуются среди сотрудников «дурной славой». Во-первых, это связано с экспертной оценкой морально-деловых качеств сотрудника при поступлении на службу, а во-вторых, со сложившейся практикой среди руководителей подразделений, — при любом «залёте» отправлять сотрудников на повторное тестирование и беседу с психологом. Поэтому среди сотрудников сложилось устойчивое мнение, что психологи «стучат» на сотрудников начальникам подразделений. Так что психологам в системе МВД всегда приходится балансировать на острие, чтобы, с одной стороны, угодить начальству, а с другой, наработать и сохранить авторитет среди рядовых сотрудников.

Служба в МВД на большинстве должностей весьма и весьма напряженная, приближенная к боевым условиям. Снятие напряжения традиционно осуществляется употреблением алкогольной продукции. В боевых условиях каждые три месяца контингент отводится в тыл на переформирование и отдых.

В полиции, как вы понимаете, каждые три месяца отпуск не дают. В этом плане, психологи, действительно могут значительно помочь сотрудникам в тяжелых для них ситуациях (например, после применения оружия на поражения), однако сложившееся отношение и общая подозрительность, процветающая в большинстве подразделений МВД, сильно затрудняет работу психолога по реабилитации сотрудников в острых и хронических стрессовых ситуациях.



До появления майндмашины приходилось действовать, как партизану — в коридорах и курилках заводить, вроде ничего не значащие разговоры, устанавливая раппорт, и рассказывать истории о знакомых, побывавших в аналогичных ситуациях и справившихся с какой-то похожей проблемой, или даже анекдоты (пришлось купить пятитомник и выписывать оттуда, подходящие к распространенным ситуациям экземпляры). Сейчас этот метод модно называть «уличным гипнозом».

После появления майндмашины всё значительно упростилось. В отличие от приглашения на беседу, приглашение быстро снять стресс и усталость («Ну, что тебе эти 15 минут? Зато потом работоспособность значительно увеличится, и ты сможешь сделать гораздо больше»), получив при этом удовольствие, чаще принималось, чем отвергалось.

После сеанса человек обычно чувствует себя раскрепощёно и благодушно и более податлив к обсуждению личных проблем и, часто, сам заводит разговор об этом. В то же время, даже простое применение АВС (без разговоров), помогало нивелировать острые и хронические стрессовые состояния и значительно улучшить качество жизни. Вскоре, в результате моих выступлений на общих собраниях, и работы «сарафанного радио», ну, и, в первую очередь, конечно, благодаря эффективности, популярность метода возросла настолько, что пришлось даже организовывать очередь и запись по телефону.

Не обошлось, впрочем, и без интриг. Как-то мой непосредственный начальник зашел с «проверкой» и что-то выписал себе из моего рабочего журнала. А на ближайшем общем собрании он обрушился с критикой на моих «клиентов», которые больше всего посещали сеансы АВС, — «что это, мол, за сотрудники МВД, с такими слабыми нервами». К счастью, вернее, по регламенту, мое выступление стояло после выступления начальника. И хотя, мне очень хотелось сунуть его самого носом кое-куда, но инстинкт самосохранения и «польза делу», в конце концов, возобладали, и я в корректных выражениях объяснил народу (а, в основном, конечно, самому высокому начальнику), что метод АВС — это не таблетка, а тренировка мозга, и, как и любая тренировка, она требует регулярности. Что, в результате этой тренировки, значительно возрастает работоспособность и гибкость мозга, а это, в свою очередь, положительно сказывается на динамике раскрытия преступлений, и что стремление сотрудников к совершенствованию своих служебно-деловых качеств заслуживает всяческого уважения, а не порицания и т.д., и т.п.. В результате, всё обошлось без «оргвыводов», хотя мой начальник потом еще долго, и преимущественно в едких выражениях, вспоминал мне это выступление.

Вскоре я перешел в Юридический институт МВД, где мне удалось поднять применение метода АВС на новый уровень.

Кроме майндмашины в моём распоряжении оказался диагностический комплекс ЛИРА-100, разработанный доктором биологических наук, профессором Баньковым Валерием Ивановичем — заведующим тогда кафедрой нормальной физиологии Уральской Государственной Медицинской Академии (УГМА). С Валерием Ивановичем я сотрудничал несколько лет по разработке методов обнаружения наркотических средств, будучи еще экспертом-химиком областного экспертно-криминалистического управления МВД.

Диагностический комплекс ЛИРА-100 позволяет выявлять состояния нервно-психической неустойчивости, острого стресса, абстинентного синдрома, алкогольной и наркотической интоксикации, след от разового употребления наркотических средств — до 3-х месяцев, утомление и проблемы со здоровьем (на уровне общего анализа крови).


Лира -100

Измерения очень простые (не требующие медицинского образования) и быстрые (3-6 минут на человека). Кроме автоматического обсчёта результатов измерения, с выдачей заключения (в том числе и на печать), можно вести развернутую базу, с возможностью статистического обсчёта по нескольким параметрам и выдачей результатов (в том числе и на печать).

Моей задачей было участие в процедуре профессионально-психологического отбора абитуриентов, с целью предотвращения поступления в юридический институт наркоманов и лиц с нервно-психической неустойчивостью. Кроме того, каждые три месяца я проводил мониторинг всех курсов также на предмет выявления употребления наркотиков.

В ходе мониторинга, уже в порядке личной инициативы, я выявлял курсантов с высоким уровнем стресса и предлагал им пройти сеанс АВС, с повторным тестированием после сеанса. Эти измерения (несколько сотен за 8 лет работы) позволили мне доказать (прежде всего, самому себе), что метод АВС — надежно справляется с острыми стрессовыми состояниями, а результат длится около 3-х суток.

В этом ключе интересно упомянуть несколько интересных случаев из опыта работы.

Вопреки рекомендациям группы профессионально-психологического отбора, руководство института, влекомое «коммерческой выгодой», не редко принимало в институт профессионально непригодных абитуриентов.

Между тем, жизнь у курсантов юридического вуза МВД весьма напряженная, на всём протяжении обучения, и я бы даже сказал, суровая. Так что, в один прекрасный момент, ко мне привели курсанта, которого сняли с тактических занятий в лесу за то, что он начал разговаривать с зелеными человечками, которые высовывались из-за деревьев, дразнили и пугали его, угрожая расправой (позже выяснилось, что уже до поступления он находился на учете, как шизофреник, но родителям «каким-то образом» удалось обойти это обстоятельство).

Курсант был очень бледен, замкнут и напуган, голова «вжата в плечи». Диагностика на ЛИРЕ-100 показала очень высокий уровень нервно-психической неустойчивости и ярко выраженную правостороннюю активность мозга.

Хотя без специального медицинского надзора применять АВС при психиатрических заболеваниях крайне не рекомендуется, но в данном случае (руководство не хотело вызывать в институт спецбригаду, а парня надо было доставить в больницу) мне пришлось рискнуть и поставить курсанту обычную сессию на релаксацию.

В ходе сессии лицо курсанта сильно порозовело, сам он расслабился и успокоился. После сеанса, вальяжно развалившись в кресле, со снисходительной улыбочкой, он мне заявил, — что картинки у вас в аппарате, конечно, интересные, но у него на компьютере дома есть гораздо лучше.... Повторная диагностика на ЛИРЕ-100 показала такой же высокий уровень нервно-психической неустойчивости, но уже ярко выраженную левостороннюю активность мозга. Парень спокойно сел в машину и был успешно доставлен в соответствующее учреждение.

Второй случай не такой драматичный, но не менее показательный. Курсант имел очень высокую степень заикания. Как позже рассказывала его мама, даже поездка в Санкт-Петербург к какому-то «светилу» (в области лечения логоневрозов), и лечение там, в течение нескольких недель, не привели к сколько-нибудь заметному результату.

Парень стал регулярно ходить ко мне на сеансы релаксации по методу АВС и в дополнение тренировал в институтском спортзале вестибулярный аппарат, совершая кувырки и вращения. Поскольку вестибулярный аппарат, в какой-то степени, управляет в организме абсолютно всеми мышцами (включая, конечно, и мышцы, ответственные за речь), то кроме психологического (ритуал по укреплению намерения), эти тренировки имели и непосредственный физиологический смысл.

В результате, через три месяца, речь его приобрела совершенно нормальный характер, а курсант старательно заикался только на семинарах, когда был не готов.

Интересно, что позже, в ходе сотрудничества со Свердловской областной психиатрической больницей, мне показали выпущенный еще в 60-е годы 20-го столетия, но вполне рабочий и применяемый до сих пор, аппарат для световой стимуляции мозга, предназначенный для лечения логоневрозов. Кстати, именно его наличие и подсказало сотрудникам больницы идею обратить внимание на современные майндмашины.


Современная майнд машина 'Навигатор'

Еще один случай связан с реабилитацией ПТСР. После второй чеченской войны участникам были предоставлены льготы для поступления в высшие учебные заведения. К нам также поступили три таких абитуриента.

При диагностике на ЛИРЕ-100 у всех было выявлено посттравматическое стрессовое расстройство и им было предложено пройти несколько курсов АВС для реабилитации.

Двое из трех после 1-2 раз перестали приходить на сеансы, и вскоре были отчислены из института за неоднократное нарушение дисциплины, выразившееся в распитии спиртных напитков на территории института (курсанты 1-2 курсов обязаны жить в общежитии, которое расположено на территории института).

В то же время, один курсант из этой троицы продолжал регулярно приходить на сеансы АВС, с контролем на ЛИРЕ-100.

Как и в случаях с алкоголем и наркотиками (описанных в зарубежной литературе) реабилитация ПТСР методом АВС сопровождалась эффектом достижения порога, когда никаких положительных изменений после сеансов длительное время не наблюдается. Лишь к концу второго месяца дело «сдвинулось с мертвой точки» и ЛИРА-100 показала, наконец, существенное улучшение психо-эмоционального состояния. Дальнейшие контрольные измерения, в ходе мониторинга, показали, что были достигнуты устойчивые положительные изменения. В дополнение необходимо заметить, что данный курсант обладал высокой устойчивой мотивацией к «нормальной жизни» и получению высшего образования. Никаких других техник (в плане вербальной психотерапии) я не применял по причине банального отсутствия у курсанта времени.

Следующий случай относится уже к разряду курьёзных.

Надо заметить, что любая сессия, в зависимости от различных условий (состояние, обстановка, установка, свидетели), при следующем использовании может вызвать у вас впечатление, совсем не похожее на предыдущее. Но психофизиологическое (функциональное) состояние для одной группы сессий будет варьироваться только по «силе» (глубине).

Например, один офицер, который пришел ко мне с просьбой нормализовать эмоциональное состояние, расстроившееся из-за ссоры с женой, во время сессии на снятие стресса, вдруг испытал сильный сексуальный оргазм (с семяизвержением) и яркими визуальными образами. Он обиделся на меня, решив, что это я так глупо над ним подшутил. Никакие мои заверения о том, что он на мой счёт заблуждается, его не убедили.

До этого и после этого я многократно ставил данную сессию, как ему самому (ему, естественно, только «до», так как он со мной даже здороваться перестал ;), так и другим людям (это была самая популярная сессия), и ни разу, ни у кого подобных эффектов она не вызывала.

Как вы, наверное, поняли из предыдущих двух абзацев, кроме курсантов на сеансы АВС я приглашал и сотрудников. Что примечательно, ситуация с рабочим журналом и последующей критикой моих «клиентов» на общем собрании повторилась почти один в один и в институте. Там, правда, выступить мне не дали, но, к счастью, начальник подразделения, на сотрудников которого был совершен «наезд», сам прошел полный курс (21 день) сеансов АВС (на КМБ, проходившем в бывшем пионерском лагере) и был достаточно «подкован» теоретически, чтобы объяснить начальнику института всю неправомерность критики его сотрудников. Вот такие «тайны мадридского двора».

В целом, сеансы АВС проходят спокойно, и люди получают от них удовольствие, но иногда (довольно редко) какое-то определенное сочетание параметров стимуляции (для каждого свое) может вызывать ощущение, как будто чьи-то пальцы щекочут вам мозг. Люди по-разному реагируют на эти весьма интересные и довольно сильные ощущения. Некоторые смеются, другие взвизгивают, третьи пугаются. Перед первым сеансом я всех предупреждаю, — «что если, вдруг, почувствуете себя плохо, то просто снимите очки». Одна курсантка так резко сдернула с себя очки, что последние «приказали долго жить».

Все производители майндмашин в руководствах пользователя, на первой странице, специально предупреждают, что эпилепсия и судорожная активность являются противопоказанием для АВС. За всю свою многолетнюю практику (16 лет), пропустив через сеансы АВС несколько сотен людей, я столкнулся всего с двумя, но весьма неприятными случаями, связанными с воздействием АВС на людей с определенными заболеваниями.

Первый случай был связан, как я понял, с фотоэпилепсией. У женщины с детства, при закрытых глазах на свету, возникали неприятные ощущения, но она по этому поводу никогда к врачу не обращалась, просто стараясь такие ситуации избегать. После начала сеанса у нее начали неметь руки, и появился сильный страх. После того как она сняла очки, мы продолжили сеанс только в наушниках, что позволило в значительной степени нивелировать неприятные ощущения в теле к концу сеанса.

Второй случай, более драматичный, был связан с нарушением мозгового кровообращения из-за детской родовой травмы. Дело в том, что визуальная стимуляция мозга повышает мозговое кровообращение примерно на 30% (определялось в ходе неоднократных исследований с использованием метода МРТ).

В данном случае, как я понимаю, сосуды головного мозга расширились, а артерии не справились с увеличением кровообращения, в результате чего наступила потеря сознания. Внешне это выражалось весьма трагично — сильно побледневшее лицо и слегка голубоватые губы.

Поскольку дыхание было в норме, и на шейной артерии прощупывался пульс, я уложил женщину на кушетку и, положив под ноги валик из одежды, стал дожидаться, когда она придет в себя. На это потребовалось примерно двадцать минут. Еще полчаса потребовалось, чтобы пришли в тонус мышцы рук и ног. Женщина в это время рассказывала о необычайном волшебном путешествии, в котором она побывала за время потери сознания. В целом, ей это очень понравилось, несмотря на то, что она опоздала на какое-то важное мероприятие и до конца дня ощущала некую слабость в руках и ногах (слава Богу, она не могла видеть себя в зеркале во время потери сознания).

В результате этого, скажем, весьма волнительного опыта, перед первым сеансом АВС, я стал интересоваться у «клиентов» не только о наличии эпилепсии и судорожной активности, но и о состоянии их мозгового кровообращения.

Еще одним интересным побочным явлением АВС является реакция на световую стимуляцию при наличии сильного функционального перекоса полушарий мозга (что прекрасно подтверждается при диагностике на ЛИРЕ-100). В этом случае, свет с той же стороны, что и активное полушарие (помним о перекрестной церебральной организации), как бы не воспринимается. «Клиент» утверждает, что с одной стороны очки не мигают. Тем не менее, если очки снять, то прекрасно видно, что светодиоды равномерно светят с обеих сторон. Этот эффект можно использовать как диагностический признак на сильный стресс.

Еще одним признаком сильного стресса является «светобоязнь». Иногда (особенно при ПТСР), чтобы, при этом обеспечить комфортный уровень яркости, приходилось делать дополнительные проставки из бумаги между глазами и светодиодами.

Опыт коллег.

Война.

В ходе второй чеченской войны велись весьма интенсивные боевые действия, в которых помимо профессионалов, в основном, участвовали обычные призывники и сотрудники специальных подразделений МВД, не подготовленные для ведения общевойсковых операций. Также в районы боевых действий направлялись психологи отделов внутренних дел (ОВД), которые, обычно объединялись в специальные мобильные группы психологической поддержки.

Группы эти оперативно перебрасывались в районы интенсивных боевых действий, где работали с подразделениями, в которых имели место наибольшие потери среди личного состава. По отзывам участников таких групп, большую помощь в их работе оказало применение метода АВС (с использованием специального разветвителя на 10 человек). Метод применяли ко всему подразделению, недавно вышедшему из боя. Это помогало снять острые стрессовые состояния (гораздо эффективней, чем алкоголь) и не допустить перевода этих состояний в посттравматические стрессовые расстройства. Таким образом, было достигнуто значительное снижение так называемых не боевых потерь.

Помощь раненым.

После окончания боевых действий некоторым психологам ОВД, ввиду отсутствия в госпиталях штатных психологов, пришлось заниматься психологической реабилитацией раненых в госпиталях МВД.

Фактически у всех раненых имеются симптомы посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР): навязчивые воспоминания, сниженный фон настроения, непреодолимая бессонница, необъяснимая тревога, повышенная раздражительность, нервозность, депрессия, сверхбдительность, расстройства памяти и внимания.

К сожалению, применение метода АВС в госпиталях оказалось невозможным из-за политики лечащего персонала. Тем не менее, этот метод оказал огромную поддержку самим психологам.

По отзывам психологов ОВД, работавших в госпиталях различных регионов России, все они сталкивались с одинаковым набором трудностей:

  1. Адаптация к условиям госпиталя. Необходимость сочетания графика работы медицинского учреждения и режима лечебного процесса с психотерапевтической работой.
  2. Трудности установления психологического контакта с ранеными на начальном этапе: отказ от помощи («ты там не был, что ты можешь понимать»), отрицание проблем, недоверие и т.д.
  3. Большие психологические нагрузки. Профессионализм психолога определяется умением установить психологический контакт (создать раппорт), а это, в свою очередь, зависит от способности настроиться на пациента, «отзеркалить» с помощью своего тела и психики его состояние. Чем лучше психолог это делает, тем эффективней может быть его работа, но тем больше проблем пациента он может буквально взять на себя. Отсюда и возникновение симптомов психологического стрессового расстройства, а именно, соматические проявления, повышенная тревожность, неспособность расслабиться, отрицание собственных переживаний, флэшбэки, навязчивые сновидения. Как результат — эффект «выгорания».
  4. Реадаптация к обычным условиям несения службы после окончания работы в госпитале.

То есть, остро встал вопрос о психологической реабилитации самих психологов.

Реабилитация психологов часто может быть значительно затруднена личностными установками. Так, испытывая на себе все симптомы посттравматического стрессового расстройства, психологи очень редко обращаются за помощью к своим коллегам, считая, что они сами, как профессионалы, обязаны справиться с этой проблемой.

Однако одной из особенностей ПТСР является низкая поисковая активность, нежелание прилагать волевые усилия вне привычного образа жизни, плохой произвольный доступ к чувственно-образным представлениям (на которых, собственно, строится почти вся психотерапевтическая работа).

Там, где у психологов оказались в распоряжении приборы АВС (при инспекторских проверках выяснился удивительный факт, что во многих подразделениях эти приборы годами лежат в сейфах без применения) реабилитация существенно ускорялась и упрощалась.

Заключение.

В заключение хотелось бы заметить, что, согласно письму Минздрава РФ, приборы АВС не нуждаются в обязательной медицинской сертификации, а метод АВС не относится к физиотерапевтическим методам, поскольку лечебно-восстановительные эффекты проявляются опосредованно, через активацию центральных нервных механизмов, регулирующих вегетативные функции, психическую и двигательную активность, эмоции и поведение, т.е. через повышение неспецифической резистентности организма.

Таким образом, применение данного метода не требует наличия медицинского образования. Достаточно сказать, что 90% майндмашин находятся в личном пользовании.

Тем не менее, технология аудиовизуальной стимуляции дает ни с чем несравнимую возможность контролировать психо-эмоциональное состояние без медикаментов, без воздействия посторонних установок и внушений и без формирования зависимости.


Дмитрий Трефилов, совладелец сайта psyoffice.ru тестирует на себе майнд машину.

P.S. Тем, кто заинтересовался методом АВС и желает ознакомиться с ним более подробно, рекомендую прочитать моё «Руководство пользователя приборами АВС».

[1] The ADD/ADHD Revolution: Treatments that work by LaVonne Kirkpatrick, Ed.D & Rick Kirkpatrick, L.C.S.W; 2005, 226p; iUniverse, Inc. New York Lincoln Shanghai (www.iuniverse.com) ISBN-13:978-0-595-36935-5 (pbk)

Автор статьи: Андрей Патрушев
http://www.mindmachine.ru

Специально для psyoffice.ru


Просмотров: 501
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Аудиовизуальная стимуляция (АВС)
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Методы расстановки приоритетов в выполнении задач: принцип Парето, метод АВС, метод Д. Эйзенхауэра.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Ухудшения состояния после терапии. Что это такое и с чем оно связано?
  • метод наблюдения за младенцами. Что это такое и для чего нужно?
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Техника АВС
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Психотерапевтическая коррекция сотрудников МВД после длительных служебных командировок
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь